Автор: Альтергот Виктория Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ДШИ №13(т)
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: ИСКУССТВО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств
№
13
(татарская)г.Набережные Челны
Методическое сообщение
по теме:
ИСКУССТВО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА
Выполнила:
Альтергот Виктория Владимировна
Концертмейстер
2
Концертмейстер — пианист, помогающий вокалистам,
инструменталистам, артистам балета разучивать партии и
аккомпанирующий им на репетициях и на концертах. Деятельность
аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную
работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто
большее: разучивание с солистами их партий, умение
контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской
специфики и причин возникновения трудностей в исполнении,
умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных
недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера
объединяются творческие, педагогические и психологические
функции и их трудно отделить друг от друга.
Концертмейстер является неотъемлемой частью самого певца или
ансамбля, так как человеческий голос – инструмент ансамблевый.
Выразить всё его богатство, красоту и оттенки тембра помогает
инструментальное сопровождение. Найти партнера с развитым
ансамблевым чутьём бывает настолько же сложно, насколько
интересен и увлекателен сам процесс поисков. К сожалению, редко
происходит совпадение темпераментов и симпатий музыкантов к
различным жанрам и стилям.
Пианистка, кандидат педагогических наук Е. И. Кубанцева выделяет
несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом
вокального сочинения:
● предварительное зрительное прочтение нотного текста
(музыкально-слуховое представление);
● проигрывание произведения целиком;
● ознакомление с данными о творческом пути композитора, его
стиле, о жанрах, в которых он работал; выявление стилистических
особенностей сочинения;
● отработка на фортепиано эпизодов произведения;
● выучивание своей партии и партии солиста;
● анализ вокальных трудностей;
● постижение художественного образа сочинения; составление
исполнительского плана;
● правильное определение темпа; нахождение выразительных
средств, создание представлений о динамических нюансах;
● репетиционный процесс в ансамбле с солистом;
● воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном
исполнении.
3
Работа концертмейстера в классе с начинающим певцом включает в
себя множество аспектов: Разбор текста и ознакомление со всеми
тонкостями музыкального материала: сначала внимательное чтение,
декламирование текста, чтобы глубоко почувствовать содержание
произведения.
Особенность
вокальной
литературы
–
наличие
словесного текста. В работе над текстом надо почувствовать его
основное настроение. Уже потом, в процессе дальнейшей работы
выявляются отдельные значительные фразы или слова, но их не
должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от
музыки,
сделать
её
вычурной,
неестественной.
Педагог
и
концертмейстер
должны
побудить
у
ученика
воображение,
фантазию,
помочь
ему
проникнуть
в
образное
содержание
произведения, использовать выразительные возможности слова, не
только хорошо произнесённого, но и «окрашенного» настроением
всего
произведения.
Далее
можно
будет
приступить
к
исполнительской работе, начав её с фортепианного вступления. Оно
входит в эмоциональную сферу произведения, и исполнителю
крайне
важно
найти
характер
звучности.
Таким
образом,
концертмейстер-пианист – это и солист, и равноправный партнёр и
аккомпаниатор, сопровождающий вокалиста.
При работе с певцом аккомпаниатор должен знать характерную для
данного голоса тесситуру, особенности певческого дыхания и
артикуляции.Основы вокальной технологии, на которые должен
чутко реагировать концертмейстер. Певец предпочтёт
концертмейстера, который понимает механику работы голосового
аппарата и органов дыхания. Такой музыкант будет более бережно 9
относиться к хрупкому инструменту певца, почувствует, когда ему
необходима помощь (незначительное ускорение или замедление
темпа), найдет соразмерность динамики фортепиано по отношению
к силе звука певца. Хорошо, когда концертмейстер чувствует меру
дыхания солиста. Также, концертмейстер, знакомый с
особенностями работы голосового аппарата, будет придерживаться
элементарных гигиенических норм, не позволит чрезмерной
нагрузки, даст певцу достаточно времени для отдыха, запретит
работу в больном состоянии.
4
Концертмейстер является союзником, опорой и поддержкой
педагога. Именно он остается с учащимся на сцене в момент
экзамена или концерта, и от него на 90% зависит то, как покажет
себя на сцене вокалист или ансамбль. Педагог же ничем помочь не
может, он находится в роли слушателя. Одной из серьёзных проблем
для начинающего певца часто является ритмическая сторона
исполнения. Он ещё недостаточно осознаёт, что ритмическая
чёткость и ясность определяет смысл и характер музыки.
Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поёт
ритмически сложные места.
Привычка запоминать на слух, без сознательного анализа, часто
подводит. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда
полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта,
основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.
Наиболее часто приходится высчитывать места, где сочетаются
дуоли в вокальной строчке и триоли в сопровождении.
Концертмейстер должен помочь певцу расчленить пассажи из
мелких длительностей на группы, чтобы он почувствовал
внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодики,
а также разобраться во всех интонационных изгибах.
Для всех детей концертное выступление - это стрессовый момент,
сложный психологически. Публичное выступление представляет
собой наиболее ответственный и волнительный момент в жизни
любого музыканта-исполнителя. Это итог и показатель
правильности всей предыдущей работы обучающегося,
преподавателя и концертмейстера. К концертным выступлениям
относятся все публичные выступления ученика от зачетов,
академических концертов, до конкурсов различных
уровней.Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны
для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в
случае, если солист на концерте или экзамене перепутал
музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не
переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно
довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда
может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение
ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого
— сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента,
повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передаётся
ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за
ней и мышечную свободу.
5
Для того, чтобы концертмейстер мог быть удобным партнёром, для
того, чтобы он мог быть настоящим помощником солиста, он
должен владеть искусством быстрой ориентации в нотном тексте.
Это одно из обстоятельств, которые роднят функции
концертмейстера и дирижёра. Аккомпаниатору необходим
музыкантский охват, видение всего произведения: формы,
партитуры, состоящей из трёх строчек; это и отличает
концертмейстера от пианиста-солиста. В этом и состоит специфика
его профессии. Пианист уже за несколько тактов чувствует силой
интуиции художника малейшие изменения, которые произойдут в
движении песни, и последует за ними. Хороший,
высокопрофессиональный концертмейстер помогает лучше
раскрыться учащимся, их способностям, помогает дать толчок для
улучшения своего исполнения, а, следовательно, и для домашних
занятий. По сравнению с пианистом-солистом, которому
предоставлена полная свобода для выявления творческой
индивидуальности, концертмейстеру приходится постоянно
приспосабливаться к исполнительской манере солиста. Но при этом
надо уметь сохранить свой облик, свою индивидуальность.
В процессе работы с певцом пианист должен четко контролировать
звучность фортепианной партии. Ведь грубое, жесткое звучание
вызывает у вокалиста желание форсировать звук. А мягкое ведение
приучает его к правильному звукоизвлечению. И тут же нужно
опасаться слишком приглушенной звучности, которая толкает
неопытного певца снять звук «с опоры».Пианист должен чутко
следить за дыханием певца, избегать «поверхностного дыхания»,
следить за протяженностью гласных. Солист должен пропевать
гласную до последнего момента, а согласную относить к следующей
гласной. Это помогает развить legato в пении, однако дикция в этот
момент страдает. Но это нужно пройти с учеником как этап
обучения.
Нельзя обозначить единый для всех план занятий. Концертмейстер
должен помнить, как пел на прошлом занятии учащийся, заранее
запланировать задачи следующего урока. В случае, если ученик
пришел на занятие утомленным, требуется сменить ход урока,
выбирая направление, требующее наименьшую вокальную нагрузку.
Занятия строятся по-разному, в зависимости от профессионализма
певца, от особенностей певческого голоса. Если певец творчески
активен, за урок можно пройти несколько произведений, при этом
следить за качеством исполнения и состоянию певческого аппарата.
6
Одной из серьезных проблем при разучивании текста является
ритмическая сторона произведения. Начинающий певец
недостаточно осознает, что ритмическая ясность определяет
характер произведения. Воспринимая мелодию на слух, певец
приблизительно поет трудные для него места. Концертмейстеру
необходимо отучать от небрежного отношения к ритму и тексту,
обратив внимание на художественную сторону этого момента. Если
ученик не сразу воспринимает ритмический рисунок, уместно
прохлопать, простучать или продирижировать неподдающиеся
куски. Концертмейстер должен помочь певцу расчленить пассажи на
группы нот, внутренние точки опоры, разобраться в интонационных
изгибах пассажа.
Для концертмейстера важно установить не только творческий
подход, но и духовный, чисто человеческий. Вокалист должен быть
уверен в своем концертмейстере, что он правильно его «ведет» в
профессиональном плане, чутко и бережно относится к его голосу,
знает его возможности и слабости. Для солиста концертмейстер
друг, помощник, наставник, тренер и педагог.
Таким образом, функции концертмейстера носят в значительной
степени психолого-педагогический характер, поскольку они
заключаются в развитии личности юного исполнителя, в
организации поэтапной работы над музыкальным произведением, в
разучивании с солистом нового репертуара. Особенности работы
концертмейстера с вокалистами заключаются в глубоком понимании
природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики
вокального пения, секретов взаимодействия голоса и инструмента.
7
Список использованной литературы:
1.
Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
– Л.Музыка,1961
2.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией
пианистаконцертмейстера. Музыка в школе.- 2001 - №4
3.
Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента. Л. –
Музыка -1972г. 4.1972
4.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М. – Музыка,1996
5.
Чачава В.Н. Некоторые вопросы обучения
концертмейстера//Фортепиано - №2, 2003 7.Савельева М.В.
Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе
чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и
аккомпанементу//Методические записки по вопросам музыкального
образования: Сб.ст./Ред.-сост. А.Лагутин. -Вып. 3 – М. Музыка,1991
6.
Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к
проблеме получения квалификации в ВУЗе// Проблемы
музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов/
Науч.ред. В.К.Тереньева.- СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
7.
Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для
вузов [Текст] / Е. И. Кубанцева. М.: Академия, 2002.
8.
Алексеева, Н. Е. Специфические особенности работы
концертмейстеров в детской школе искусств / Н. Е. Алексеева //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».