Автор: Кошелева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников через ТРИЗ - педагогику в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников
через ТРИЗ - педагогику в практике работы воспитателя ДОУ»
Кошелева Ольга Леонидовна , воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и
результатом
образовательной
деятельности
дошкольных
учреждений
будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые
ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов
возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и
технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
Ключевые слова: ФГОС ДО, ТРИЗ – теория решения изобретательских
задач, дошкольники, ценностно-ориентированная деятельность, к новизне;
развитие ребенка.
Старший дошкольный возраст является для ребенка сложным
периодом из-за происходящих колоссальных перемен в психическом и
физическом облике. Ребенок теряет детскую непосредственность поведения,
становится старше внешне. Психическое развитие ребенка в этот период жизни
играет огромную роль, происходит формирование новых психологических
механизмов деятельности и поведения, на что затрачивается гораздо больше
энергии, чем прежде.
В период старшего дошкольного возраста закладывается фундамент будущей
личности:
формируется устойчивая структура мотивов;
зарождаются новые социальные потребности (уважение, признание,
желание быть первым и лучшим, быть как взрослый и выполнять
соответствующие функции);
появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа
произвольного поведения);
усвоение социальных ценностей (норм и правил поведения,
формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»).
Отличительной особенностью старшего дошкольного возраста так же
можно
выделить
осознание
ребенком
своего
положения
в
социуме,
расхождение между положением, которое он занимает среди других людей, и
его реальными возможностями и желаниями. На этом этапе ребенок готов и
желает стать умнее, лучше, взрослее, отмечается отчаянное стремление к новой
социально
значимой
деятельности.
Удовлетворение
такой
социальной
потребности имеет огромное значение для формирования личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность
дошкольной
образовательной
организации
и
подтверждает
заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и
развития детей дошкольного возраста.
Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и
результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет
являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком
способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет
обновления
содержания
дошкольного
образования
и
технологий,
используемых в ходе образовательной деятельности.
Активными методами обучения следует называть те, которые
максимально повышают уровень познавательной активности дошкольников,
побуждают их к старательному учению. В педагогической практике и в
методической литературе традиционно принято делить методы обучения по
источнику знаний:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение);
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных
пособий, опытов);
практические (лабораторные и практические работы).
Практика показала, что с помощью использования традиционных
средств развития познавательной деятельности детей нельзя в полной мере
решить эту проблему. Необходимо применение разнообразных средств.
Одним из эффективных педагогических средств для развития
познавательной деятельности у детей является ТРИЗ – теория решения
изобретательских задач.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
появилась
на
свет
в
пятидесятые
годы
ХХ
столетия
благодаря
интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста
Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на
основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала,
приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о
том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в
какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в
согласии с принципом природосообразности.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют
разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста
воспитанников. Стратегическая цель ТРИЗ -педагогики — всестороннее
развитие творческих способностей ребёнка
Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества
мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. С другой
– познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную
активность, стремления к новизне; творческому воображению.
В свою очередь, основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от
традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить
ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять за взрослыми.
Ребенок по своей
природе
очень любознателен. А когда это качество
подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс
ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и
результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование – возможность
почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В
какой-то степени даже стать первооткрывателем.
Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике
является система творческих заданий, что обеспечивает формирование у
обучающихся необходимых знаний и умений. Предлагая детям творческое
задание, важно учитывать следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем
действии предоставлять ребенку право выбора.
2. Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с
открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В
условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
3. Принцип деятельности. Любое творческое задание включает
практическую деятельность.
4. Принцип обратной связи. Педагог может регулярно контролировать
процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых
творческих заданиях есть элементы предыдущих.
5. Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального
оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет
максимально
использовать
возможности,
знания
и
интересы
детей.
Методологическую основу данного педагогического опыта составляет
личностно-ориентированный подход к процессу становления личности, в
рамках которого дошкольник является не пассивным объектом воздействия, а
равноправным субъектом познавательной деятельности .
Задачами, решаемыми в образовательном процессе, являются:
формирование у дошкольников умения наблюдать, анализировать,
сравнивать, решать задачи творческого характера;
развитие способности быстро входить в новые предметные области;
развитие умения логически мыслить и связно выражать свои мысли;
адаптация к динамичной картине мира;
развитие желание заниматься самостоятельной экспериментальной
деятельностью;
воспитание творческой личности.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые
хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми старшего дошкольного
возраста. В дошкольных организациях применяются следующие методы
технологии ТРИЗ:
Метод мозгового штурма
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования
творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают
высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе
самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод каталога
Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения
дошкольников творческому рассказыванию.
Метод фокальных объектов
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или
нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать
воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод системного анализа
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных
между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих
между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их
взаимодействие по каждому элементу.
Метод морфологического анализа
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития
творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его
заключается в комбинировании разных вариантов характеристик
определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка»
Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие
(реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных
проявлений фантастической составляющей.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире
между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
Мышление по аналогии
Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо
свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и
признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ)
Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников.
Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства:
увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков
времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,
подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Работа по системе ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста должна
осуществляться постепенно. Любая технология предполагает некую
алгоритмичность, наличие взаимосвязанных, влияющих друг на друга
этапов.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической
последовательности этапов:
1.
Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая
загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют
задачи).
2.
Выявление и осмысление противоречий (хорошо - плохо, добрый -
злой).
3.
Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие
действия совершает).
4.
Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных
условиях).
5.
Моделирование
различных
вариантов
решения,
разрешение
противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
6.
Неожиданные, смелые варианты решений.
Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15
минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и
подготовительная), что и традиционное и по аналогичной структуре, но
наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями,
соответствующими логике решения изобретательских задач.
1.
Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса,
выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы
занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика
(подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной
инсценировки).
2.
Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение
ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов
решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
3. Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка
и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что
нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений.
4. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора,
использование морфологического анализа.
Использование ТРИЗ в ДОУ дает возможность всесторонне
стимулировать умственную активность детей через творчество и поиск
решений. Занятия проводятся в веселой игровой форме, что позволяет без
труда вовлекать в них детей, создавая у них подлинный интерес к
происходящему. Особую ценность методика приобретает в работе с
замкнутыми, застенчивыми детьми. Робкие малыши в ходе игр учатся
высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить решения в трудных
ситуациях,
повышается
уверенность
ребенка
в
себе,
а
чувство
беспомощности перед обстоятельствами, наоборот, отступает.
Применение технологий ТРИЗ в ДОУ особенно полезно. В дошкольном
возрасте ребенок открывает для себя весь мир, его психика активно
развивается, закладывается способность к творческому решению задач.
Использование
ТРИЗ
помогает
развитию
диалектического
мышления,
улучшает творческие навыки и развивает смекалку. Приемы ТРИЗ в детском
саду не просто развивают у детей фантазию, а учат воспитанников системно
мыслить, понимать происходящее и осознанно решать задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного
развития. – 2013. – № 8. – С. 192-195. – Текст: непосредственный.
2. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – Москва : Наука, 2010. – 154 с. –
Текст: непосредственный.
3. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов –
Москва : Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с. – Текст: непосредственный.
4. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами / В. Воскресенская //
Ребенок в детском саду – 2011. – №1. – С. 77-79. – Текст: непосредственный.
5. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего
дошкольного возраста / Н. В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. – №14. –
536-537 с. – Текст: непосредственный.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада / Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская ; Сост. Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко. – Москва : Просвещение, 1998. – Текст: непосредственный.
7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л. Ф. Обухова.
– Люберцы : Юрайт, 2016. – 460 c.
8. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной
организации : учеб.-метод. пособие ; под ред. О. В. Дыбиной. – Москва :
Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. – Текст: непосредственный.
9. Смолярчук, И. В. Развитие творческих и познавательных способностей
дошкольников : учеб. пособие. – Тамбов : ИПКРО, 1995. – 127 с. – Текст:
непосредственный.
10. Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного
возраста «Росток» : учеб.-метод. пособие : в 2 т. – Обнинск : Изд. Принтер,
2000. – Т. 1. – 204 с. – Текст: непосредственный.