Напоминание

Внедрение здоровьесберегающих технологий в развитие речи детей дошкольного возраста"


Авторы: Шульгина Эмилия Викторовна, Марчук Марина Анатольевна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская области - Кузбасс
Наименование материала: статья для педагогов
Тема: Внедрение здоровьесберегающих технологий в развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективность здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей

дошкольного возраста

Актуальность

изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в

деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и

особенно, на этапе обучения. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются

друг с другом посредством родного языка. При помощи речи и общения ребёнок легко и

незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного,

может выразить свои мысли, желания, требования. Поэтому целенаправленное развитие

речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые

нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

В речи детей существуют множество проблем:

-недостаточный словарный запас;

-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос или построить ответ;

-бедная монологическая речь и как следствие неспособность составить сюжетный

или описательный рассказ на предложенную тему, либо ребёнок затрудняется пересказать

текст.

Опыт работы показывает, что развитие речи, реализуемое только в форме

фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по развитию речи

необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс,

высокого уровня умственного развития, умение владеть устной речью, правильно и точно

выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы. И естественно

будущий первоклассник должен иметь хорошее здоровье, которое необходимо для

успешного усвоения школьной программы.

По данным СМИ: дети от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в

состоянии здоровья почти 60 % и только 10 % детей абсолютно здоровыми идут в школу.

Объяснением, на мой взгляд, снижением показателей здоровья является

недостаточный уровень культуры здоровья в самой семье. И кому, как не нам, педагогам,

необходимо поддерживать интерес к процессу оздоровления детей и взрослых.

Общеизвестно, что большую роль в организации работы по сохранению и

укреплению здоровья принадлежит здоровьесберегающим технологиям.

Исходя из важности и актуальности темы, цель моегоопыта работыбыла

определена: описать содержание и формы здоровьесберегающей работы направленной на

развитие и совершенствование речи у детей дошкольного возраста.

Учитывая современный педагогический опыт отечественных учёных, изучавших

речевое развитие дошкольников, которые считают, что лишь немногие дети стихийно

достигают достаточно высокого уровня в развитии речии опираясь на парциальную

программу Оксаны Семёновны Ушаковой, был сделан вывод о необходимости проводить

специальную работу с дошкольниками, направленную на овладение родным языком.

В связи с этим, мной была разработана рабочая программа для детей 5-8 лет.

Программа раскрывает основные формы речевой работы, приводятся

разные виды

здоровьесберегающих технологий.

Целью данных технологий в применении их в развитии речи детей является

оптимизация процесса развития речи, поддержание и укрепление здоровья детей

дошкольного возраста.

1

Все дети без исключения любят играть, наша цель правильно организовать

выполнение предлагаемых технологий и активизировать речь. Приучать ребёнка

самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и

познавательные интересы. В целом необходимо весь день пребывания ребёнка в детском

саду сделать более содержательным в плане речевого развития.

Реализация оздоровительного потенциала

речевых

упражнений значительно

усиливается при использовании мною в образовательном процессе с дошкольниками:

- упражнений, направленных на профилактику нарушения речи;

- игр на развитие мелкой моторики рук;

- физминуток с использованием художественного слова;

- логоритмических игр;

- включение элементовмузыко – терапии, способствующие снятию мышечного тонуса;

- исправление неправильных поз (кинезиология);

- запоминание серий двигательных актов;

- воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

-пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

-кинезиологические упражнения;

-Су – джок терапия;

-песочная терапия.

В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна

Тихеева.

Поэтому, наша группа оснащена современным игровым и дидактическим

оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды,

в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные

дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

Так же в центре содержатся различные пособия для проведения артикуляционных

и дыхательных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития

правильного речевого выдоха, так как они повышают энергетическое обеспечение

деятельности мозга, и важны в работе над произношением. Создан центр сенсорики, где

представлены игры для развития мелкой моторики рук.

Дети дошкольного возраста овладевают грамотной речью под руководством

взрослых. Поэтому родителям была доступна информация о пользе здоровьесберегающих

технологий, предлагалось в системе использовать дома

игровые упражнения

по

развитию речи и коммуникативных навыков.

Таким образом, в рамках программы «ЗдоровейКа» образовательный речевой

процесс рассматривался параллельно с оздоровительным. Сравнительный анализ данных

за последние три года показал, что высокий и средний уровень речевого развития детей в

группе повысился – на 15%, посещаемость стабильна - до 90%.

Повысилась

педагогическая компетентность родителей, это показали результаты последнего итогового

анкетирования.

Нельзя забывать о том, что в совместной деятельности взрослого с ребёнком

необходимо систематически использовать оптимальные по силе и продолжительности

здоровье сберегающие средства, а затем, прослеживать эффективность их воздействия на

организм, вносить коррективы в программу, достигая конечной цели – это улучшение

состояния здоровья, а также своевременное и качественное овладение родной речью.

2



В раздел образования