Авторы: Шульгина Эмилия Викторовна, Марчук Марина Анатольевна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская области - Кузбасс
Наименование материала: статья для педагогов
Тема: Внедрение здоровьесберегающих технологий в развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Эффективность здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей
дошкольного возраста
Актуальность
изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в
деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и
особенно, на этапе обучения. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются
друг с другом посредством родного языка. При помощи речи и общения ребёнок легко и
незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного,
может выразить свои мысли, желания, требования. Поэтому целенаправленное развитие
речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые
нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
В речи детей существуют множество проблем:
-недостаточный словарный запас;
-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос или построить ответ;
-бедная монологическая речь и как следствие неспособность составить сюжетный
или описательный рассказ на предложенную тему, либо ребёнок затрудняется пересказать
текст.
Опыт работы показывает, что развитие речи, реализуемое только в форме
фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по развитию речи
необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье.
Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс,
высокого уровня умственного развития, умение владеть устной речью, правильно и точно
выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы. И естественно
будущий первоклассник должен иметь хорошее здоровье, которое необходимо для
успешного усвоения школьной программы.
По данным СМИ: дети от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в
состоянии здоровья почти 60 % и только 10 % детей абсолютно здоровыми идут в школу.
Объяснением, на мой взгляд, снижением показателей здоровья является
недостаточный уровень культуры здоровья в самой семье. И кому, как не нам, педагогам,
необходимо поддерживать интерес к процессу оздоровления детей и взрослых.
Общеизвестно, что большую роль в организации работы по сохранению и
укреплению здоровья принадлежит здоровьесберегающим технологиям.
Исходя из важности и актуальности темы, цель моегоопыта работыбыла
определена: описать содержание и формы здоровьесберегающей работы направленной на
развитие и совершенствование речи у детей дошкольного возраста.
Учитывая современный педагогический опыт отечественных учёных, изучавших
речевое развитие дошкольников, которые считают, что лишь немногие дети стихийно
достигают достаточно высокого уровня в развитии речии опираясь на парциальную
программу Оксаны Семёновны Ушаковой, был сделан вывод о необходимости проводить
специальную работу с дошкольниками, направленную на овладение родным языком.
В связи с этим, мной была разработана рабочая программа для детей 5-8 лет.
Программа раскрывает основные формы речевой работы, приводятся
разные виды
здоровьесберегающих технологий.
Целью данных технологий в применении их в развитии речи детей является
оптимизация процесса развития речи, поддержание и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
1
Все дети без исключения любят играть, наша цель правильно организовать
выполнение предлагаемых технологий и активизировать речь. Приучать ребёнка
самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и
познавательные интересы. В целом необходимо весь день пребывания ребёнка в детском
саду сделать более содержательным в плане речевого развития.
Реализация оздоровительного потенциала
речевых
упражнений значительно
усиливается при использовании мною в образовательном процессе с дошкольниками:
- упражнений, направленных на профилактику нарушения речи;
- игр на развитие мелкой моторики рук;
- физминуток с использованием художественного слова;
- логоритмических игр;
- включение элементовмузыко – терапии, способствующие снятию мышечного тонуса;
- исправление неправильных поз (кинезиология);
- запоминание серий двигательных актов;
- воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;
-пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
-кинезиологические упражнения;
-Су – джок терапия;
-песочная терапия.
В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна
Тихеева.
Поэтому, наша группа оснащена современным игровым и дидактическим
оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды,
в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные
дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.
Так же в центре содержатся различные пособия для проведения артикуляционных
и дыхательных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития
правильного речевого выдоха, так как они повышают энергетическое обеспечение
деятельности мозга, и важны в работе над произношением. Создан центр сенсорики, где
представлены игры для развития мелкой моторики рук.
Дети дошкольного возраста овладевают грамотной речью под руководством
взрослых. Поэтому родителям была доступна информация о пользе здоровьесберегающих
технологий, предлагалось в системе использовать дома
игровые упражнения
по
развитию речи и коммуникативных навыков.
Таким образом, в рамках программы «ЗдоровейКа» образовательный речевой
процесс рассматривался параллельно с оздоровительным. Сравнительный анализ данных
за последние три года показал, что высокий и средний уровень речевого развития детей в
группе повысился – на 15%, посещаемость стабильна - до 90%.
Повысилась
педагогическая компетентность родителей, это показали результаты последнего итогового
анкетирования.
Нельзя забывать о том, что в совместной деятельности взрослого с ребёнком
необходимо систематически использовать оптимальные по силе и продолжительности
здоровье сберегающие средства, а затем, прослеживать эффективность их воздействия на
организм, вносить коррективы в программу, достигая конечной цели – это улучшение
состояния здоровья, а также своевременное и качественное овладение родной речью.
2