Автор: Шкуренко Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ № 7 им.Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: г. Хадыженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Внеклассное мероприятие "Семья и Отечество в моей жизни"
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие
«Семья и Отечество в моей жизни»
Цели:
показать
значение
семьи
и
Отечества
в
жизни
человека
и
сформировать ценностное отношение к семье и Отечеству у учащихся.
Задачи:
– помочь учащимся осознать роль и значимость семьи и Отечества в жизни
каждого человека;
– показать, что каждая семья связана с историческим прошлым традициями
своих предков;
– сформировать представления о семейных ценностях и их значении для
отдельной личности и российского общества (Отечества) в целом;
–
развивать
умение
анализировать
информацию,
аргументированно
высказывать свою точку зрения;
–
воспитывать
чувства
гражданственности
и
любви
к
Родине,
положительного отношения к культуре и традициям народа, умения
понимать и чувствовать их значимость через активизацию интереса к
изучению истории своей семьи, воспитание любви и уважительного
отношения к родителям и предкам.
Формируемые УУД:
Личностные: умение ориентироваться в нравственных нормах, правилах,
оценках,
выработать
свою
жизненную
позицию
в
отношении
мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные:
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга.
Познавательные:
формирование
умения
обобщать
и
анализировать
полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах.
Коммуникативные:
обеспечение
возможности
сотрудничества:
умение
слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, правильно
выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно
сотрудничать как с учителем, так и с родителями.
Форма проведения: классный час
Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, рисунки детей, фото
семей, пословицы, карточки – слова.
Возрастная категория: 2-4 классы.
Данное
мероприятие
адресовано
педагогам
образовательных
учреждений и педагогам дополнительного образования младшего школьного
возраста, студентам педагогических вузов и колледжей,
в помощь для
организации и проведения праздника, посвященного «Дню семьи».
Ход мероприятия:
Звучит песня «С чего начинается Родина»
(сл. В. Баснера муз М. Матусовского)
(Слайды о России)
1.Организационный момент.
Учитель: Все мы родом из детства. И у каждого есть своя большая
родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу
Родину, имя которой – Россия! Наша страна была, есть и будет
многонациональной. Возможно среди ваших предков были украинцы,
белорусы, молдаване и многие другие народности, которые жили всегда в
дружбе и согласии. Мы все по отдельности маленькие частички, а вместе
огромная, прекрасная страна Россия. И чем больше будет нас, людей на
земле, чем больше будет счастливых семей, тем прекраснее будет наша
страна, наше Отечество.
2. Вводная часть.
– Ребята, дайте определение слову «Отечество»? (Высказывания детей)
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. - Под Отечеством принято
понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это
и природа, и человек, и существующие порядки, и традиции, и культурное
наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество.
Подберите синонимы
к слову Отечество (Родина, Россия, мать, семья…)
(На доске дети вывешивают слова - синонимы).
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков
отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в
ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью –
потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами,
выучила нас своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но
одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Учитель: У каждого человека есть своя семья, свой дом. Я хочу спросить у
вас, ребята, как вы понимаете значение слова «СЕМЬЯ». (Ребята отвечают.)
Слово — это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Оно с первых
мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа,
бабушка и дедушка, это любовь и забота, труды и радости, несчастья и
печали, привычки и традиции.
- О чем будем говорить сегодня? (О семье, об Отечестве, о Родине…)
- Сформулируйте тему урока. (Семья и Отечество)
- Поставьте цели.
- Узнать, как каждая семья связана с историческим прошлым традициями
своих предков;
- сформировать представления о семейных реликвиях и ценностях;
3. Основная часть.
Учитель: Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения
до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. В семье мы
переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями.
Эта любовь создаёт наш характер. Не важно, какая у нас позиция в обществе,
какой уровень образования, богатства или известности – семья – это то
место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы. Семья –
это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых
сокровенных ценностей.
Давайте попробуем с вами расшифровать каждую букву из слова семья.
Перед вами лежат листочки, ваша задача написать за две минуты слова к
буквам из слова семья (работа в группах)
Например:
С – сплоченная, Е – единственная, М –мирная, Ь – мягкий знак –
смягчает взаимоотношения, Я – яркая.
Учитель: - А кто из вас может рассказать о своей семье? - Какие традиции
есть в вашей семье? (Дети рассказывают о традициях своей семьи.
Предварительная подготовка.)
Ученик:
Родина – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой!
Ученица:
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега, Родина!
Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Ученик:
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра,
Это позабудется едва ли
И навек останется святым…
Землю ту, что родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
Учитель:
– Так уж вышло, что история России – это история
воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю
столько войн, сколько довелось пережить России.
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва…
Текст – «…за Царя, за Родину, за Веру…»
Не просто громкие, – священные слова.
- Какова роль моих предков в важнейших событиях страны? Ответы на
эти вопросы я попыталась найти в ходе исследования истории моей семьи,
моего рода, потому что от него происходит слово Родина, которое имеет
корень РОД – главный корень из всех слов русского языка. (Учитель и дети
рассказывают
о
своих
родственниках-участниках
ВОВ,
рассказы
сопровождаются слайдами)
.
Ученик:
Мы прадедушку родного
Не видали никогда.
Но мы знаем нас с братишкой
Защитил он от врага.
Семья – естественный очаг патриотизма. Родина, Отечество, Народ –
начинаются с Семьи. Будущее России закладывается в каждом доме,
благополучие страны начинается с благополучия каждой семьи.
Семья – это
семь «Я». Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в
далекое прошлое.
Ученица:
У хозяев в каждом доме
Есть что-то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье это было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И память о ней мы свято храним.
Чтоб в будущем все поколения наши
Могли бы гордиться предком своим!
Учитель:
Кто желает рассказать о своей семейной реликвии?
(Рассказы учащихся о семейных реликвиях).
- Спасибо вашей семье за интересную информацию и пусть данная реликвия
передается из поколения в поколение. Храните эту традицию и гордитесь
своими предками
.
Учитель: Ребята, посмотрите, на доске есть слова - кирпичики с
названиями человеческих качеств.
- Какая атмосфера царит в семье? - Какие
кирпичики вы оставите для построения крепкой и дружной семьи?
Беспорядок
Дружба
Порядок
Грубость
Согласие
Жадность
Доброта
Вежливость
Доверие
(Дети оставляют кирпичики- качества)
- Почему именно эти качества вы оставили? Объясните свой выбор.
Учитель: Издавна о доме, о семье говорили с любовью, уважением и
почитанием. До нас дошли сказки, поговорки, пословицы. На доске
пословицы, но они перепутались. Давайте их соберем правильно.
При солнышке тепло, … (при матери добро).
Нет такого дружка, …(как родная матушка).
На что и клад,… (коли в семье лад ).
В гостях хорошо,… (а дома лучше).
Учитель: Ребята, давайте отгадаем, каких родственников объединяет семья?
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего ,
А для меня он …(дед).
У мамы сестра,
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь ,
Ведь она моя …(тетя)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье.
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
К нам приехал мамин брат,
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
- Руку жми, ведь я твой… (дядя)
На Волге живут мои дяди и тети,
Меня на каникулах там вы найдете.
От мамы и папы к ним я посланник,
Меня они любят, ведь я же ….. (племянник)
Кто вкуснее всех готовит
Торты, плюшки шанежки,
Кто жалеет вас всегда?
Это ваша …(бабушка)
- Ребята, нарисуйте портрет своей семьи, самых близких вам людей.
(Оформляется выставка портретов на доске.)
Звучит песня «Моя семья»( сл. и муз. А. Ермолова)
Ученик:
Семья – мой дом, где ждут и верят,
Где каждый ласкою согрет,
Где для надежд открыты двери,
Любви конца и края нет.
Моя семья – моя опора,
Родная кровь, родная речь,
Забот источник, планов горы,
Единство, что всю жизнь беречь.
Семья – страны моей частица,
Державной силы малый стяг,
Её истории страница.
Так было, есть и будет так!
4. Заключительная часть.
- Появилось ли у вас желание внести свой вклад, свою частичку в историю
своей семьи? А своей Родины?
Учитель: Наши люди сильные как наши горы, наши люди быстрые как
наши реки, наши люди спокойные как наше море, наши люди щедрые как
наша
земля
кубанская.
Мы
живем
в
чудесном
сказочном
крае,
в
многонациональной стране Россия и вся наша жизнь только начинается…
Ребята, любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит
будущее нашей страны, будущее России и нашего Отечества!
Звучит песня «Россия» (сл. и муз. Л. Яблонская)
Используемая литература:
1. Еременко Н.И., Раткевич Н.В. Воспитательная работа в начальной школе.
– Волгоград: Экстремум, 2015.
2. Зайцева О.В. «На досуге» – Ярославль, 2013.
3. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2015.
4. Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2016.
5. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3, 2016.