Напоминание

Использование музейного ресурса в патриотическом воспитании школьников.


Автор: Халькова Мария Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" г. Шумерля Чувашской Республики
Населённый пункт: город Шумерля Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Использование музейного ресурса в патриотическом воспитании школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование музейного ресурса в патриотическом воспитании

школьников.

В настоящее время

на первый план выдвигается формирование бережного

отношения к историческому прошлому России.

Россия - крупнейшая многонациональная и многоконфессиональная страна. В

соответствии с этим, как справедливо указывает З.Т. Гасанов (2005), для России

«важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан

российского

патриотизма,

чувства

дружбы

народов

и

веротерпимости».

Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный,

культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет

зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

Стратегическую

идею

формирования

подрастающих

поколений

как

подвижника

возрождения и развития нации должен составить главный принцип: патриотизм и

гражданственность.

Сегодняшней задачей

системы образования является развитие высоконравственной

личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей

актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях

современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Это

зафиксировано в ряде основополагающих документов: Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция патриотического воспитания

граждан Российской Федерации, паспорт федерального проекта «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации», примерная программа воспитания.

Стратегическими ориентирами воспитания, сформулированными Президентом

Российской Федерации В.В. Путиным, являются: «...Формирование гармоничной

личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором

сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая

идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Особое внимание сегодня должно уделяться:

- формированию системы непрерывного патриотического воспитания

детей и молодежи;

- формированию у обучающихся морально-психологической и

физической готовности к защите Отечества, высокой гражданской

ответственности;

- развитию спортивно-патриотического воспитания;

- усилению роли общественно-государственных и общественных организаций и

объединений, участвующих в патриотическом и военно-патриотическом воспитании.

«Вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей

патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе

значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет

приоритетное внимание», - отметил президент в своем обращении к участникам V съезда

Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации

«Российское движение школьников» (РДШ).

«Любовь к Родине - одна из ключевых основ российской государственности и

важнейшая ценность для нашего общества, которая неизменно проявляется в решающие

для страны моменты», - подчеркнул глава государства на встрече с членами Совета

законодателей.

«Патриотизм, ответственность за судьбу Отчизны завещаны нам предками, которые

достигли поистине грандиозных трудовых и ратных побед», - отметил президент России

Владимир Путин на церемонии вручения Госпремии и награждения Героев Труда в День

России в Кремле.

По словам Путина, свершения предков, их сплоченность и твердая решимость

защищать родную землю сейчас осознаются особенно остро.

«Для нас это наследие священно, мы верны его традициям», - подчеркнул президент.

Воспитание в современной школе должно быть сегодня непосредственно связано с

пониманием сущности гражданственности и патриотизма. Подобная трактовка

предполагает обращение к исторической памяти народа.

Для каждого человека Отечество начинается с того места, где он родился и вырос. Мы

живем в прекрасном городе Шумерля, где с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года

осуществилось строительство Сурского оборонительного рубежа. Школьники должны

осознавать себя наследниками славных боевых и трудовых традиций дедов и прадедов.

Все на свете стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью.

Необходимо бережное отношение к историческому прошлому страны, вехам ее

великой, трудной истории и культуры; с другой стороны, обязательный элемент -

изучение элементов государственности России как воплощения ее истории и отражения

настоящего.

Справедливо писал Д.С. Лихачев: «Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев

и

сестер,

свою

семью,

свой

дом.

Постепенно

расширяясь,

его

привязанности

распространяются на школу, село, город, всю свою страну».

Приобщение к боевым и трудовым традициям народа эффективнее всего происходит в

процессе общения поколений. Важное место в решении этой задачи занимает

непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами

культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Определение роли и места школьного музея в формировании патриотизма учащихся

напрямую связаны с пониманием сущности современного патриотического воспитания

подрастающего поколения и его составляющих.

Идеи патриотического воспитания подрастающего поколения в истории

отечественной педагогики тесно переплетались с идеями военного воспитания. В этой

связи, можно говорить об исторически сложившейся идеологии, теории и практики

военно-патриотического воспитания как фундаментальной основе современных подходов

и принципов работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Историк и писатель Н.М. Карамзин обращал внимание на патриотическую

составляющую гражданственности, выделяя такие разновидности любви к Отечеству, как:

–привязанность к месту своего рождения, малой Родине;

– нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и

живет;

– политическую, т.е. «любовь ко благу и славе Отечества» и желание способствовать им

во всех отношениях». Это сложное чувство, по его мнению, не возникает само по себе, а

специально воспитывается и формируется.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что

патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании

тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся

о родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее

представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание

образования (история, литература, отечественная культура, этика и т.д.), но и сама учебно-

познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной

позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей

родины, народа.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме

организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую,

краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве патриотического воспитания,

поскольку он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического

образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях,

людях и т.д.).

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных

феноменов отечественной культуры и образования. Школьные музеи получили широкое

распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и

воспитания.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «тшеит» ~

«храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое

занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов,

характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих

историческую, научную или художественную ценность.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует

начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего

мира.

Школьный историко-краеведческий музей МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля был

создан 15 декабря 2003 г. С этого момента Фонд музея активно пополняется различными

экспонатами.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие

развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,

поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной

культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Музей –это не просто особый учебный кабинет школы, он один из воспитательных

центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение

природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу,

семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван

быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения,

связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными

организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания

школьников. Музей осуществляет связь времен. Стержнем любого музея является

история. Музей дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации

учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их

опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно

пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде

памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой

нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Программа развития школьного музея МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля

предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и

фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные

материалы, документы о героических и трудовых буднях, культуре народа, боевые

артефакты со времен Великой Отечественной войны. Планирование работы школьного

музея реализуется по следующим направлениям: поисково-исследовательская

деятельность; учет и хранение фондов; экспозиционная деятельность; просветительская

деятельность.

Музей разделен на 6 экспозиций:

– Экспозиция «Летопись нашей школы»

– Экспозиция «История быта и повседневности»

– Экспозиция «Великая Отечественная война 1941-1945 гг»

- Экспозиция «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

– Экспозиция «И мужество как знамя пронесли»

- Экспозиция «СВО» - проект «Парта Героя» - россияне, которые участвовали в ходе

СВО и погибли, при выполнении боевой задачи, останутся в памяти не только их

родственников и сослуживцев, но и у юных граждан Российской Федерации. В музее

нашей школы стали устанавливать «Парты героев». Экспозиция объединяет героическое

прошлое и настоящее страны. Здесь будут собраны личные вещи, военная форма,

фотографии, письма героев спецоперации и Великой Отечественной войны 1945-1941 гг.,

представлена их биография, информация о совершённом подвиге и ордена Мужества.

Этой награды посмертно удостоены бывшие ученики школы: Максим Столяров и Иван

Гусаров.

Также экспозиция рассказывает об участнике Великой Отечественной войны,

дважды Герое Советского Союза генерале армии, Иване Даниловиче Черняховском, чьё

имя носит улица, на которой находится наша школа. В музее школы планируется

открытие еще одной именной Парты Героя - в честь Руслана Спиридонова, добровольца -

участника СВО, погибшего при исполнении воинского долга.

Почётного права первыми сесть за именные Парты удостоены наиболее

отличившиеся ученики школы.

Музей школы –центр гражданско-патриотического воспитания в школе. Об этом

говорят многие события, которые инициирует музей. С помощью классных руководителей

привлекается большое количество учащихся к проведению значимых событий, которые

способствуют патриотическому воспитанию, изучению и сохранению исторической

правды и памяти. Двери нашего школьного музея открыты всегда и для всех. Частыми

посетителями были и остаются учащиеся 1-11 классов, а также родители учеников и гости

нашей школы. Посещение музея растет с каждым годом.

Школьный Историко-краеведческий музей МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля в 2022

году прошел регистрацию на портале "Школьные музеи" Российской Федерации в

ФГБОУ ДО ФЦДО и с глубокой ответственностью выполняет свою воспитательную

миссию, воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся школы.

Деятельность музея согласуется с ФГОС (Федеральным стандартом основного общего

образования), который направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и

языкового наследия многонационального населения России, овладения духовными

ценностями и культурой народов, а также включает воспитание российской

гражданственности, идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и

настоящему России.

Музей становится частью образовательной среды и одной из форм дополнительного

образования. Музей не должен быть местом хранения музейных предметов. Он должен

быть живым.

Главная цель деятельности школьного музея в 2022 – 2023 учебном году была

направлена на воспитание патриотической личности, гражданина с личностной

установкой, содержанием которой является неразрывная связь с историей страны,

традициями от малой родины до Великой Родины.

Миссия школьного Историко-краеведческого музея МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля –

быть центром гражданско-патриотического воспитания школьников. И эту миссию

школьный музей несет уже много лет. Сохранять! Просвещать! Действовать! Наши

музейные уроки перерастают в большие общешкольные мероприятия:

- Развитие формата взаимодействия с педагогическим составом в патриотическом

воспитании обучающихся, добиваясь превращения школьного музея в современную

образовательную среду:

-- в предверии Дня Победы ребята из школьной театральной студии представили

литературно-музыкальную композицию «Память сердца» (руководитель школьного

театра «Я-актер» Вильдянова Е.С.)

- музейный урок «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (учитель истории и

обществознания Халькова М.С.)

- волонтеры-историки МБОУ «СОШ №6» посетили ребят старшей группы «Капельки»

МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка» и провели занятие на тему «Детям о животных на

Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (учитель истории и обществознания

Халькова М.С.)

- ученики МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля Лазарев М. и Казакова Е. – победители VII

Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества

«Звезда спасения»

- участие в проведении Всероссийском выставочном проекте «Без срока давности» -

проведение экскурсий для учеников школы (учителя истории и обществознания Зыкова

М.М. и Халькова М.С.)

- урок патриотизма в музее «Подвиг на века. 80 лет со дня освобождения Ржева от

немецко-фашистских захватчиков» (учитель истории и обществознания Халькова М.С.)

- встреча с участником СВО «Пишите письма».

- открытие музейной экспозиции «Копия части диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944

года» в честь Дня защитника Отечества (учитель истории и обществознания Халькова

М.С.)

- в рамках республиканского месячника оборонно-массовой и спортивной работы,

посвященного Году выдающихся земляков, прошли уроки мужества, посвященные памяти

бывших учеников нашей школы – героически погибших участников СВО – Столярова

Максима Николаевича и Гусарова Ивана Михайловича.

- участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Победившие»,

посвященной 324 и 139 стрелковым дивизиям, сформированным в Чувашии.

- участие в республиканском фестивале поисковых отрядов «Память сердца»,

посвященный трудовому подвигу и боевому подвигу – жителей Чувашской Республики

при строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей, с экспозицией, на

основе музейных экспонатов школьного музея – «Быт чувашской деревни в Великую

Отечественную войну 1941-1945 годов».

- участие в проекте «Исторический бульвар», посвященный Дню города Шумерля с

экспозицией «Шумерля довоенная» и «Шумерля советская»

- многие и многие другие уроки мужества, проведенные в стенах школьного музея.

-Формирование у учащихся позитивной гражданской активности через участие в

деятельности детских общественных объединений патриотической направленности:

-РДДМ «Движение первых» - Российское движение школьников (РДШ):

- в День Неизвестного солдата, в классах проведена информационная патриотическая

беседа. В классах прошли Уроки мужества по теме «История Дня Неизвестного Солдата»

-- урок мужества, посвященный 80летию Победы в Сталинградской битве- оформление

патриотического уголка.

-- проведение всероссийской акции «Бессмертный полк» - вся школа

- Международный день памяти жертв Холокоста – проведение фотовыставки и

кинолектория

-открытие исторического уголка, посвященного 80-летию со дня прорыва блокады

Ленинграда

- День начала Нюрнбергского процесса – музейные уроки и кинолектории

-Кадетство:

--участие в митинге «Вахта памяти» на могиле летчиков, погибших, при исполнении

боевого задания во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. (классные

руководители кадетских классов Ванеева Т.Н., Евдокимова Е.А., Назарова Е.П.)

-- VIII Республиканский смотр-конкурс кадетских и военно-патриотических

формирований «Салют Победы», посвященный 78-й годовщине Победы советского

народа в Великой Отечественной войне, Году педагога и наставника и Году счастливого

детства (классные руководители кадетских классов Ванеева Т.Н., Евдокимова Е.А.,

Назарова Е.П.)

- учащиеся кадетских классов приняли участие в марафоне, который проводился по

инициативе Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане

и военной травмы «Инвалиды войны», при поддержке Российского организационного

комитета «Победа».

- Развитие формата взаимодействия с педагогическим составом в этнографическом

воспитании обучающихся:

– участие в первом Межрегиональном фестивале-конкурсе национальных культур «В

дружбе народов – единство России» (с. Русские Алгаши Шумерлинского муниципального

округа) в номинации «Песни родной стороны» и «Национальная кухня и культура приема

гостей» (учителя начальных классов совместно с учителями чувашского языка).

- организация и проведение Школьного фестиваля, посвященного 175летию со дня

рождения чувашского просветителя Ивана Яковлева «Горжусь тобой, Чувашия моя»

(руководитель школьного театра «Я-актер» Вильдянова Е.С.)

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных

предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций

способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности

учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной

профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих

научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Дети знакомятся с

основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения,

этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся

выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ

темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой,

составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений,

идей; их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по

использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический

подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке

информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного,

находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты

природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с

документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их

бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные

представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как

история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,

политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в

мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей,

почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания, реализуется

региональный компонент образовательных стандартов.

Действенной формой патриотического воспитания является использование музейного

ресурса в патриотическом воспитании школьников, а также вовлечение школьников в

поисково-краеведческое движение. Оба направления дают широчайшие возможности

школьникам проявить свою социальную активность.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного

целенаправленного воспитательного воздействия на учащихся. Школьники начинают

интересоваться историей нашего Отечества, его славными военными подвигами,

становятся наследниками и активными продолжателями патриотических традиций.



В раздел образования