Напоминание

Духовно – нравственное воспитание детей в семье средствами чтения книг


Автор: Осина Ангелина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДС №200 "Волшебный башмачок"
Населённый пункт: городского округа Тольятти
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Духовно – нравственное воспитание детей в семье средствами чтения книг
Дата публикации: 14.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Духовно – нравственное воспитание

детей в семье средствами чтения книг»

Подготовила воспитатель:

Осина А.С

«Без преувеличения можно сказать, что чтение

в годы детства — это, прежде всего, воспитание.

Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда

откладывает в детском сердце крупинки человечности,

из которых складывается личность»

(В.А. Сухомлинский)

В

настоящее

время

стала

очевидной

необходимость

духовно-

нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не

способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе

позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.

(Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе

духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в

поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости).

Духовно-нравственное

воспитание

процесс

целенаправленного

содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся

основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в

таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и

идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной

мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на

содействие

в

развитии

чувств,

отношений

и

поведения,

отражающих

мировоззренческую

позицию

в

социальной

деятельности

ребенка:

во

взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

Духовно-нравственное

воспитание дошкольников

особенно важно,

потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к

усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон

процесса

формирования

личности

ребенка.

Другими

словами,

духовно-

нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как

непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов

поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В

результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не

потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает

необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в

отношениях между людьми.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в

содержании

литературных

произведений.

Произведения

художественной

литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании

ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания,

коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к

окружающему миру.

Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения,

формировании

у

него

системы

нравственных

ценностей

и

ориентиров

принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного

воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным

примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего

поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки,

читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их

литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и

хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и

малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в

сокращённом варианте.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как

никогда,

актуальна.

Семейное

чтение

обладает

поистине

уникальными

свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную

почву для развития личности ребенка.

К

сожалению,

традиции

семейного

чтения,

хранимые

многими

поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители

редко читают детям книги.

Главная

причина

утери

любви

к

книге

изменившаяся

социальнокультурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и

компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного

человека.

Ученые

цивилизованных

стран

бьют

тревогу:

подрастающее

поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому

мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор,

компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно

переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности

и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и

прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом

воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание,

умение отличать добро и зло.

Семья

– важный элемент системы образования, где системообразующей

основой

являются

духовно-нравственные

ценности,

традиции,

обычаи,

предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь

приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и

средство духовно-нравственного воспитания личности.

Cемейное чтение не

только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений,

послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных

родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Очень

важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная

задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут добрые, мудрые

сказки (народные и литературные) и детские рассказы, например, рассказы

Носова, Осеевой, Драгунского.

Семейное

чтение

способствует

установлению

более

близких

внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством

внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Это раскрывается в следующем:

1.

Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных

сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и

впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.

2.

Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения

непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать

вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует

знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями

и пр.

3.

Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта

старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.

4.

После чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о

похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть

тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным

древом и т.д.

5.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора,

желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о

событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов

семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора

с ребенком о прошлом.

6.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит

желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном

становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и

формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению

культуры.

Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения

входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для

родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как

организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых

занятий для родителей воспитанников по литературным произведениям.

Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.

Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой

форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность

получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы

детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки,

отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также

способствует формированию любви к книгам

театрализация любимых

произведений,

посещение театральных представлений в детском саду и в

театрах города.

Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и

беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как

приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно

показать детям в выходные дни, как использовать книгу

для

развития связной речи и т.д.) полезными бывают также

разного

рода

рекомендации,

советы,

памятки

по

поддержанию в детях интереса к чтению.

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

(В. А.

Сухомлинский)



В раздел образования