Автор: Осина Ангелина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДС №200 "Волшебный башмачок"
Населённый пункт: городского округа Тольятти
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Духовно – нравственное воспитание детей в семье средствами чтения книг
Дата публикации: 14.09.2023
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Духовно – нравственное воспитание
детей в семье средствами чтения книг»
Подготовила воспитатель:
Осина А.С
«Без преувеличения можно сказать, что чтение
в годы детства — это, прежде всего, воспитание.
Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда
откладывает в детском сердце крупинки человечности,
из которых складывается личность»
(В.А. Сухомлинский)
В
настоящее
время
стала
очевидной
необходимость
духовно-
нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не
способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе
позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.
(Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе
духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в
поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости).
Духовно-нравственное
воспитание
–
процесс
целенаправленного
содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся
основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в
таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и
идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной
мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на
содействие
в
развитии
чувств,
отношений
и
поведения,
отражающих
мировоззренческую
позицию
в
социальной
деятельности
ребенка:
во
взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
Духовно-нравственное
воспитание дошкольников
особенно важно,
потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к
усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон
процесса
формирования
личности
ребенка.
Другими
словами,
духовно-
нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как
непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов
поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В
результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не
потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает
необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в
отношениях между людьми.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в
содержании
литературных
произведений.
Произведения
художественной
литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании
ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания,
коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к
окружающему миру.
Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения,
формировании
у
него
системы
нравственных
ценностей
и
ориентиров
принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного
воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным
примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего
поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки,
читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их
литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и
хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и
малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в
сокращённом варианте.
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как
никогда,
актуальна.
Семейное
чтение
обладает
поистине
уникальными
свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную
почву для развития личности ребенка.
К
сожалению,
традиции
семейного
чтения,
хранимые
многими
поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители
редко читают детям книги.
Главная
причина
утери
любви
к
книге
–
изменившаяся
социальнокультурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и
компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного
человека.
Ученые
цивилизованных
стран
бьют
тревогу:
подрастающее
поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому
мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор,
компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно
переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности
и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и
прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом
воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание,
умение отличать добро и зло.
Семья
– важный элемент системы образования, где системообразующей
основой
являются
духовно-нравственные
ценности,
традиции,
обычаи,
предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь
приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и
средство духовно-нравственного воспитания личности.
Cемейное чтение не
только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений,
послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных
родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Очень
важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная
задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут добрые, мудрые
сказки (народные и литературные) и детские рассказы, например, рассказы
Носова, Осеевой, Драгунского.
Семейное
чтение
способствует
установлению
более
близких
внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством
внутрисемейного общения между людьми разных поколений.
Это раскрывается в следующем:
1.
Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных
сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и
впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.
2.
Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения
непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать
вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует
знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями
и пр.
3.
Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта
старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.
4.
После чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о
похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть
тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным
древом и т.д.
5.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора,
желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о
событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов
семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора
с ребенком о прошлом.
6.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит
желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном
становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и
формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению
культуры.
Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения
входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для
родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых
занятий для родителей воспитанников по литературным произведениям.
Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.
Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой
форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность
получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы
детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки,
отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также
способствует формированию любви к книгам
театрализация любимых
произведений,
посещение театральных представлений в детском саду и в
театрах города.
Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и
беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как
приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно
показать детям в выходные дни, как использовать книгу
для
развития связной речи и т.д.) полезными бывают также
разного
рода
рекомендации,
советы,
памятки
по
поддержанию в детях интереса к чтению.
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
(В. А.
Сухомлинский)