Автор: Носова Виктория Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Кольская Сош №2
Населённый пункт: Мурманранская область Кольский район г.Кола
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Дифференциация И-У во 2 класс
Раздел: начальное образование
Групповое логопедическое занятие для учеников 2 класса.
Тема: «Дифференциация и-у»
Цель: дифференцировать написание букв «и», «у».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в
слогах, в словах и в предложениях;
-учить детей дифференцировать на слух звуки [и-у];
-формировать навык фонематического анализа и синтеза;
-совершенствовать навыка чтения.
Коррекционно - развивающие:
-развивать коммуникативную функцию речи;
-развивать зрительную память, внимание;
-развивать логическое мышление;
-развивать навыки звукового анализа и синтеза;
-развивать мелкую моторику и зрительное восприятие;
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, смайлики, индивидуальные карточки с
заданием, рабочие тетради, ручка, простой карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент. (1 слайд)
Логопед: - Здравствуйте. Ребята, у вас сегодня необычное занятие, к
нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и порадуем нашими знаниями
и успехами.
2. Психологический настрой
Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно, на ваших партах лежат
изображения смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует
вашему настроению и покажите его. Мне нравится ваш настрой на работу. Я
выбираю
вот
этот.
(Учитель
и
ученики
демонстрируют
выбранные
изображения).
У меня хорошее, веселое настроение. А теперь отложите изображения
смайликов в сторонку. В конце занятия мы к ним вернемся.
3. Установка на правильную речь. (2 слайд)
Логопед: - Прочитайте четко и выразительно стихотворение.
Ученики читают стихотворение – установку на правильную речь:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
Логопед: а теперь давайте сделает себе самомассаж
Логопед:
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим умываем
Ушки растираем вверх и вниз
И за мочки быстро их потянем 1, 2, 3
Артикуляционная гимнастика (3 слайд)
- Возьмите зеркала и давайте поиграем с язычком.
*«Лопатка» - «Иголочка» (3 слайд)
*«Улыбка» - «Трубочка» (4 слайд)
*« Заборчик» - «Хоботок» (5 слайд)
*Мы прижмем язык зубами (6 слайд)
Та – та – та – та – та – та – та
А потом прижмем губами (6 слайд)
Пя – пя – пя – пя – пя – пя – пя
Логопед: Ребята, поставьте руку на локоть ладонью на меня, закройте
глаза. Я буду пальцем писать букву у вас на ладошке, а вы должны угадать,
что это за буквы. Молодцы, вы правильно угадали буквы, сегодня на уроке
мы будем говорить о буквах И-У. (7 слайд)
Артикуляция звуков.
Логопед: - Пишем и читаем мы букву И, а слышим и произносим какой
звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при
произнесении этого звука?
У: Растягиваются в улыбке.
Логопед: Какое положение принимает язык?
У: Язык спокойно лежит.
Логопед: Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.
У: Голосовые связки работают.
Логопед: - Ребята, пишем и читаем мы букву У, а слышим и
произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают
губы при произнесении этого звука?
У: Трубочкой.
Логопед: Какое положение принимает язык?
У: Язык спокойно лежит.
Логопед: Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.
У: Голосовые связки работают.
Логопед: Что общего у звуков и, у?
У: Они гласные. (8 слайд)
Логопед: А теперь давайте посмотрим, из каких элементов состоит
строчная буква И? (9 слайд)
У: Буква И состоит из 2 крючков.
Логопед: Из каких элементов состоит строчная буква У?
У: Буква У состоит из крючка и палочки с петелькой.
Логопед: Сколько элементов используется для написания каждой
буквы?
У: При написании каждой буквы используется 2 элемента?
Логопед: Что общего в написании этих букв?
У: В написании буквы «и» и «у» есть крючки. Первый элемент с
закруглением внизу.
Логопед: В чём отличие?
У: У буквы И второй элемент – палочка с закруглением внизу, а у
буквы У – петелька, направленная вниз.
Давайте пропишем наши буквы в воздухе. Сначала букву И, затем
букву У.
Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Молодцы, у вас на столах лежат карточки с буквами.
Возьмите карточки послушайте звуки и поднимите соответствующую
карточку с буквой У-И.
Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…
Отлично, положите карточки и хлопните, если услышите слог со
звуком У. Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..
Хлопните, если услышите слог со звуком И. Слоги: МИ,ДИ, ХИ,
ТУ,ДУ,ПА..
Молодцы , вы без труда справились с этим заданием.
Логопед: Ребята откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.
Сегодня 28 февраля.
Дифференциация на уровне слова. (10 слайд)
Логопед: Ребята, посмотрите на экран, ваша задача расшифровать
слова и записать их в свои тетради через запятую. Посмотрите У как
зашифрована?
У: Вопросительный знак
Логопед: Как зашифрована буква И
У: перевернутый вопросительный знак.
С¿шк?, погрем¿шк?, к¿л?ч, ш¿т?ть, п?л?ть, др¿ж?ть, ¿ж?нать,т¿ш?ть.
Давайте теперь посмотрим, какие слова у нас получились. (11 слайд)
Молодцы , вы все справились с этим заданием.
Логопед: Теперь давайте дадим нашим ручкам отдохнуть и сделаем
гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие
пальцы) Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие
пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок
и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Дифференциация на уровне предложения.
Логопед: Я раздам вам карточки с предложениями, в которых
пропущены буквы. Ваша задача вставить и подчеркнуть букву и – одной
чертой, а под буквой у – зажгите фонарик /поставьте точку/.
1.
К_харк_ к_сочк_ к_р_цы пр_прав_л_ _кс_сом.
2.
_тк_, к_р_цы и г_с_ г_лял_ у завал_нк_
3.
_лья п_л_л с_х_е дров_шк_
4.
Паст_ух с_д_т под д_бом.
Логопед: Какие предложения у вас получились? Проверьте себя
правильно ли вы справились с заданием. (12 слайд)
Итог занятия. (13 слайд)
Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями.
- Давайте подведём итоги и вспомним, что делали сегодня на занятии.
(Учились различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах).
- Для чего мы это делали? (чтобы не делать ошибки при чтении и
письме).
- Из каких элементов состоят буквы И-У? (И – 2 крючка, У- крючок и
петелька).
- Какие задания мы выполняли?
- Ребята, вспомните настроение, с каким вы пришли на занятие. А
теперь покажите, какое оно у вас сейчас. У меня такое.
(Учитель и ученики демонстрируют выбранные смайлики).
- Вам понравилось наше занятие? (Выслушиваются ответы детей)
- Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии, и я говорю вам
«Спасибо!»
На этом наше занятие закончилось.