Напоминание

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».


Автор: Бабанина Нина Алексеевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с№30"
Населённый пункт: Челябинская обл.г.Коркино
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».
Дата публикации: 11.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква

«Ч». Учитель -логопед: Бабанина Н.А.

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой «Ч».

1.Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

Упражнять в определении места звука в слове(начало, середина, конец слова);

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

Совершенствовать звуковой анализ слова;

2.Коррекционно-развивающие.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Развивать фонематические процессы.

Развивать связную речь.

Развивать мелкую моторику.

Развивать координацию речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности.

Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; кассы букв; наглядный и раздаточный

материал для звуко-слогового анализа слов; звуковые линейки, карточки для чтения,

схемы для анализа предложений.

План занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

2. Характеристика звука [ч]. Ручная модель. Символ, цвет.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Дифференциация звука [ч] от других звуков.

А) Отбор картинок со звуком [ч], определение позиции звука в слове.

Б) Игра «Печатная машинка».

5. Упражнение на развитие общей моторики

6.

Знакомство с буквой «Ч».

7. Звуко – слоговой анализ слова «часы».

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

9. Игра «Назови ласково»

III. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и

действия детей

I

1. Дыхательное упражнение: Вдох носом. На выдохе протяжно потянуть

звук «М-М-М», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

11

1.

Организационный момент:

Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне

письмо. Давайте, прочтём ,что в нём написано.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну «Звукляндия»,где живут

маленькие человечки-звуковички, чтобы познакомиться ещё с одним

жителем-звуковичком.

-Ребята. Мы уже не раз отправлялись в гости к звуковичкам .Давайте и

сегодня туда отправимся.

II. Основная часть.

(Выставляется картинка с замком и картинка Королевы звуковичков.

-Ребята, узнаёте этот замок. А вот и сама королева. А с каким звуком она

нас

хочет

сегодня

познакомить

вы

сами

узнаете.

Послушайте

скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает

Какой звук чаще всего слышится в ней (Ч)

-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком (Ч)

-Давайте дадим характеристику этого звука. Произнесите звук «Ч»

Звук ч можно пропеть? Звук нельзя пропеть. Он согласный.

А сейчас приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Ч.Наше

горлышко спит или работает?

Если горлышко спит, значит звук «Ч» какой?(Глухой)

А еще звук «Ч» всегда мягкий.

Софа, дай полную характеристику звука «Ч»

Звук «Ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

-Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои

ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши,

когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком [ч] и определи место звука в слове».

- Дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч).

Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова

со звуком [ч]. Kаждый возьмет только те картинки, в названии которых

есть звук (ч).

- Назовите предмет и определите место звука [ч] в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

- Отлично, вы справились с заданием. А какие слова вы сможете

придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Упражнение на развитие общей моторики

Физкультминутка :

Кто скажите, сможет, дети

Повторить движения эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо, влево разведу

Это тоже я могу

И как птичка полечу

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного

Это тоже я могу

-А сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча - дай мне калача

Чу-чу-чу -я гулять хочу.

Чи-чи-чи - красные кирпичи

Чо-чо-чо - ох как горячо

Ач-ач-ач - пришел врач

Уч-уч-уч, у меня ключ

Чу-чу-чу, молотком стучу

Чи-чи-чи - пироги в печи.

Знакомство с буквой «Ч».

Звук [ч] живёт в букве «Ч»

- на что похожа буква «Ч»?

Ч – вы правильно решили –

Пишут также, как 4 (четыре).

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

- найдите

в кассе букву «Ч». В какую сторону повернулась буква «Ч»?======

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

(слово «Часы» Ч Ы С А)

- Помогите буквам встать на свои места:

- Ребята. кто пойдёт к и составит схему слова «часы». А вы, ребята,

проверяйте.

Каждый

ребенок

называет свое

слово и

указывает, где

находится звук

(ч).

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

- Почему ты поставил первым зеленый кружочек ?

(Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым

кружком.)

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

- Придумайте предложение с этим словом

- Давайте, выложим схему этого предложения

- Кто пойдет выкладывать схему на доске.

- Какое первое слово в предложении(2,3 .,4)

Упражнение на развитие мелкой моторики «Снежки»

Игра: «Назови ласково»

-В стране «Звукляндия» все жители очень маленькие. И всё у них тоже

маленькое. Если у нас ключ, то у них – ключик, если у нас руки, то у них-

ручки (рубашка, шапка, окошко, крыльцо, чашка, ложка)

Молодцы,ребята.

Вот и закончилось наше путешествие.

-Ребята, королева звуков дарит вам подарок.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

звука [ч].

Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

1694160065-402448



В раздел образования