Напоминание

Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка


Автор: Юлия Валерьевна Белкина
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ОЧУ "Школа "Англикон"
Населённый пункт: г.Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад




Использование инновационных

технологий как средство повышения

мотивации учащихся к изучению

иностранного языка

Актуальность проблемы

В современном мире обучение иностранному языку является

обязательным

компонентом

профессиональной

подготовки

специалиста любого профиля, а владение иностранным языком

как

фактор,

повышающий

степень

востребованности

специалиста

на

рынке

труда

и

одновременно

как

один

из

показателей уровня образованности человека в XXI веке.

В наши дни очень остро стоит вопрос о качестве образования в

целом и о знаниях учащихся в частности, так как существует тенденция

к

снижению

уровня

знаний.

Современные

психологи

и

педагоги

сходятся во мнении, что качество выполнения любой деятельности и её

результаты зависят, прежде всего, от её мотивации. Именно мотивация

вызывает

целенаправленную

активность.

Понятие

«мотивация»

определяется учёными как совокупность движущих сил, побуждающих

человека

к

осуществлению

определенных

действий.

Эти

силы

находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же

неосознанно совершать те или иные поступки.

Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–

экономического, так и общекультурного развития общества. Иностранный язык

выполняет огромную роль в формировании личности обучающегося и повышении

уровня его образованности. Как следствие, в последнее время в нашей стране

существенно

вырос

интерес

к

иностранным

языкам,

главным

образом

к

английскому.

Теперь

знание

двух

и

более

языков

это

несомненный

атрибут

современного высокообразованного человека.

Владение

иностранным

языком

стало

насущной

потребностью,

без

него

уже

невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру.

Новые

политические

и

социально–экономические

изменения

в

России

в

последние

десятилетия,

стремление

успешно

сотрудничать

с

западными

странами

существенно

повлияли на расширение функции иностранного языка как учебного предмета и привели к

переосмыслению

цели,

задач

и

содержания

обучения

иностранным

языкам.

Новая

политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных

контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком.

Все

вышеперечисленное

существенно

повышает

престиж

предмета

«Иностранный

язык» в качестве образовательной дисциплины. И здесь понятие мотивации к изучению

иностранного

языка

играет

важнейшую

роль.

Конечно,

проблема

мотивированности

в

обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении

иностранного языка. Все дело в особой специфике данного учебного предмета, требующей

наличия

определенной

базы

и

коммуникативных

способностей.

Нередко

это

вызывает

некоторые сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как

основную

движущую

силу

в

изучении

иностранного

языка,

можно

сделать

вывод,

что

мотивы

определяются

его

внутренними

побуждениями.

Человек

сможет

выучить

иностранный язык, если только сам почувствует необходимость и желание в этом.

Основной

целью

обучения

иностранному

языку

является

формирование

коммуникативной компетенции учащихся, их практическое владение иностранным языком,

способность

осуществлять

межкультурное

общение

с

носителями

языка.

Основными

задачами

преподавателей

является

активизация

деятельности

учащихся

в

процессе

обучения

иностранному

языку

и

создание

благоприятных

ситуаций

для

их

творческой

активности, повышающих интерес и вовлеченность в процесс изучения иноязычной речевой

деятельности. Существует множество форм работы, способствующих этому, одна из таких

использование инновационных технологий.

Термин

«инновация»

происходит

от

английского

слова

"innovation",

что

означает

«введение

новаций».

Термин

возник

в

культурной

антропологии,

где

означал

перенос

достижений одной культуры в другую в процессе торговли и обмена. Из антропологии этот

термин проник в экономику, а потом в педагогику, где стали изучать различные изменения

системы обучения и воспитания, методики преподавания. Под инновациями в образовании

понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов,

приемов

и

средств

обучения.

В

настоящее

время

инновационная

педагогическая

деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности

любого учебного заведения, что послужило фактором обновления содержания языкового

образования.

Коммуникативно-деятельностный подход

Коммуникативно -

деятельностный

подход к языковому

образованию

Ценностно -

ориентированные

потребности

Коммуникативно -

ориентированное

обучение

Характер отношений

с окружающим

миром и другими

народами

Образ и стиль жизни

зарубежных

сверстников

Познание

национальных

особенностей страны

Коммуникативная

составляющая

подхода

оправдана

тем,

что

именно

через

коммуникацию человек познает мир, накапливает новые знания, приобретает

умения, навыки. Коммуникация на иностранном языке помогает человеку делать

все

это

за

счет

приобщения

к ценностям

и культуре

другой

страны.

Деятельностный аспект подхода предполагает не пассивное получение готовых

знаний

через

учителя,

а добывание

их

в процессе

самостоятельной

исследовательской

деятельности,

решения

проблемных

ситуаций.

Концепция

“обучения через деятельность” была предложена американским ученым Джоном

Дьюи. Основные принципы его концепции: учет интересов учащихся, учение

через

обучение

мысли

и действию,

свободная

творческая

работа

и сотрудничество.

Научить

коммуникации

можно

только

за

счет

вовлечения

учащихся

в различного

рода

деятельность

и путем

моделирования

реальных

жизненных ситуаций, которые будут интересны и полезны. Данный подход на

уроках иностранного языка может осуществляться посредством деятельности на

иностранном языке: проектная деятельность, методика проблемного обучения,

моделирование ситуаций.

Мотивация при

изучении иностраного

языка

Инструментальная

мотивация

Желание интеграции

в новое сообщество

Интегративная

мотивация

Желание расширить

кругозор, интререс к

изучению иностраного

языка, народа и

культуры

Потребность в

достижении успеха

Неудачный прошлый

опыт в достижении

чего-либо

Условия развития инструментальной (внешней) мотивации:

- формирование ситуаций успеха;

- вознаграждение за успешно выполненное задание;

- формирование у учащихся уверенности в себе и своих силах;

- понимание студентами своих ошибок;

- конкуренция на занятиях - межличностная и между группами учащихся .

Результаты опроса «Цели изучения

иностранного языка»

32%

33%

14%

9%

5%

3%

2%

2%

Общение с людьми в мире,

переписка, путешествия - 32%

Престижная работа, карьерный

рост - 33%

Просмотр фильмов, ТВ шоу,

прослушивание песен - 14%

Изучение языков для освоения

компьютерных программ - 9%

Понимание научно-технической

литературы, инструкций - 5%

Обучение за границей - 3%

Особый интерес к изучению ИЯ

(учу, т.к. нравится) - 2%

Прелмет по программе ВУЗа - 2%

Результаты опроса «Уровень мотивации

студентов к изучению иностранного языка»

Студенты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низ

Сре

Выс

Низкий уровень мотивации

Средний уровень мотивации

Высокий уровень мотивации

К инновационным технологиям обучения

иностранному языку относятся:

1. Технология обучения в сотрудничестве;

2. Технология проектного обучения;

3. Информационно-коммуникационные и Интернет -

технологии;

4. Технология проблемного обучения;

5. Игровые технологии;

6. Технология "Дебаты« и др.

Критерии отбора учебного материала

Критерии отбора

учебного материала

Ценностно -

ориентационная и

мотивационная сфера

Учет возрастных

особенностей

Межпредметная

обусловленность

Жанровое разнообразие

учебного материала

Аутентичность

учебного материала

Тематическое соответствие

учебного материала и

познавательных интересов

учащихся

Культуроведение и

страноведение

Способы повышения мотивации к

изучению иностранного языка

Работа на результат.

Применение рейтинговой системы.

Личный пример преподавателя.

Публичная демонстрация успехов студентов.

Дневник успеха как отражение достижений учащихся.

Воспитание положительного отношения к будущей

профессии.

Использование сети Интернет и сетевого общения.

Организация встреч и разговорных клубов с носителями

изучаемого языка.

1. Современная система обучения требует использования инновационных

технологий,

которые

позволяют

активизировать

учебную

деятельность

студентов, существенно повысив их мотивацию к изучению иностранного

языка, а также помогают студентам не просто формально усвоить учебный

материал,

но

и

проработать

его

творчески,

«пропустить

через

себя»,

прочувствовать, прожить, умело применить на практике.

2. Использование оптимального сочетания инновационных технологий,

предусматривающих:

применение

сети

Интернет,

проблемное

обучение,

активные методы обучения (проекты, ролевые, деловые игры, анализ деловых

ситуаций), гибкое варьирование активными методами в рамках аудиторной

работы позволяет студентам эффективно усвоить учебный материал за счёт

стимулирования познавательной и эмоциональной активности студентов, а

также более качественной проработки ими учебного материала;

3. Специализированная система заданий и упражнений с использованием

инновационных

технологий

способствует

расширению

знаний

и

умений

студентов,

необходимых

для

общения

на

межкультурном

уровне,

что

обеспечивает эффективность обучения иностранному языку и одновременно

повышает мотивированность учащихся.

Заключение

Спасибо за внимание



В раздел образования