Напоминание

Преподавание общеобразовательной дисциплины математика в СПО с учетом профессиональной направленности для специальностей и профессий поварского цикла.


Автор: Ирина Александровна Вишнякова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса"
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Преподавание общеобразовательной дисциплины математика в СПО с учетом профессиональной направленности для специальностей и профессий поварского цикла.
Дата публикации: 08.09.2023
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработака:

«Преподавание общеобразовательной дисциплины математика

в СПО с учетом профессиональной направленности для специальностей и

профессий поварского цикла»

1.

Выбор профессиональной направленности общеобразовательных

дисциплин.

Дисциплина

Профессия ФГОС / СПО

00.00.00 N

Специальность ФГОС / СПО

00.00.00 N

Математика

43.01.09 Повар-кондитер

43.02.15

Поварское

и

кондитерское дело

2.

Математика (профессия 43.01.09 Повар-кондитер)

Опорный конспекта по теме

№ п/

п

Раздел опорного конспекта

Содержание раздела опорного конспекта

1.

Тема занятия

Тема 1.3.

Процентные вычисления в профессиональных задачах повара.

2.

Содержание темы

Простые и сложные проценты. Процентные вычисления в

профессиональных задачах

3.

Тип занятия

Практическое

4.

Планируемые образовательные

результаты в соответствии с ФГОС СПО

и на основе ФГОС СОО (ОК / ПК: общие

и предметные результаты освоения

дисциплины)

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

ДРб6, ДРб14

5.

Формы организации учебной

деятельности

Фронтальная, групповая

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение, взаимоценка, презентация работ.

7.

Задания для самостоятельного

выполнения[1]

Карточки для группы:

Каждой группе предлагает решить по образцу несколько

профессиональных задач, где необходимы процентные вычисления (в

рабочей карточке предложена задача с решением. Подобные задачи,

которые необходимо решить самим).

- придумать 3 профессиональные задачи на нахождение процентов.

Карточка 1 (технология приготовления пищи, расчет потерь):

1.

С помощью сети Интернет выясните что означают

термины БРУТТО и НЕТТО.

2.

Пример решения задачи (запишите в тетрадь):

Задача: Масса (нетто) очищенного картофеля 56 кг.

Сколько было израсходовано неочищенного картофеля,

если норма отходов 30%?

Решение:

Начальным числом является масса брутто. Это искомое

число равно 100%. Данное число (масса нетто равна 56

кг) содержит 100%-30%=70% (так как масса нетто равно

массе брутто за вычетом массы отходов).Записываем

краткое условие задачи: данное число 56 кг содержит

70%,искомое число Х кг - 100%.

56 кг-70%

Х кг-100%

Х=56*100/70=80 кг

Ответ:

80

кг

неочищенного

картофеля

было

израсходовано.

3.

Решите в

тетрадях

самостоятельно:

-Для приготовления плова необходимо 4кг очищенной

моркови. Какое количество моркови нужно получить со

склада в феврале. Потери при холодной обработке -25%

-

Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при

тепловой

обработки

составляет

3%

массы

нетто.

Определите массу вареного картофеля.

4.

Придумайте и решите 3 профессиональные задачи,

связанные с технологией приготовления пищи и

решите их в тетради.

Карточка 2 (определение концентрации и процентное соотношение):

1.

С помощью сети Интернет выясните что означает

термин К

ОНЦЕНТАРАЦИЯ УКСУСА

.

2.

Пример решения задачи (запишите в тетрадь):

Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько

пресной воды нужно добавить к 15 л морской, чтобы

концентрация соли составляла 1,5%.

Решение: В 15 л морской воды - 5% соли, то есть

15*0,05 = 0,75 г соли. Если добавить х л пресной

воды, то получится: в (15+х)л - 1,5% соли, то есть

(15+х)*0,015г соли.

Масса

соли

остается

без

изменения,

поэтому

получим уравнение: (15+х)*0,015=0,75

15+х=50

Х=35 (л пресной воды)

Ответ: 35 л

3.

Решите в

тетрадях

самостоятельно:

-

Чтобы получить 50%-ный раствор кислоты, надо к 30 г

15 %-го раствора кислоты добавить 75 %-ный раствор

этой кислоты. Найдите количество 75 %-ного раствора

кислоты, которое надо добавить.

- Для консервации овощей готовят столовый уксус: к 100

мл 70 % уксусной кислоты (эссенции) добавляет 700 мл

воды. Определите процентное

содержание уксусной

кислоты в полученном растворе.

4.

Придумайте и решите 3 задачи, связанные с

понятием концентрация для поваров и решите

их.

Технологическая карта занятия.

№ п/п

Общие сведения о занятии (компоненты блока

целеполагания)

Содержание компонентов

1.

Тема занятия

Тема 1.3.

Процентные вычисления в профессиональных

задачах повара.

2.

Содержание темы

Простые и сложные проценты. Процентные

вычисления в профессиональных задачах

3.

Тип занятия

Практическое

4.

Форма организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая

Этапы занятия (для разных типов занятий)

Деятельность[1]

Планируем

ые

образовате

льные

результаты

Типы

оценочных

мероприятий[2]

Практическое занятие

преподавателя

обучающихся

1.

Организационный этап занятия.

Создание рабочей

обстановки, актуализация

мотивов учебной

деятельности.

приветствует обучающихся,

мотивирует на активную

работу;

- предлагает ответить на

вопрос:

Нужно ли повару уметь

вычислять проценты?

Просит привести конкретные

примеры.

-Формулирует тему урока.

- демонстрируют

готовность к

активной работе;

- отвечают на

вопросы;

- записывают тему

урока.

- решают задачу

самостоятельно,

после показывают

решение на доске

(разные способы).

ОК1,

ОК2, ОК3,

ОК4, ОК5

Устный опрос

Актуализация содержания,

необходимого для

выполнения практической работы

Предлагает вспомнить

правила:

- нахождения 1 % от числа;

- нахождение процентов от

числа;

- нахождение числа по его

процентам;

- формулы сложных

процентов

(демонстрирует слайды

параллельно ответам

обучающихся)

- Предлагает решить задачу:

Повару необходимо

приготовить 20 порций

фрикаделек по 80 г

каждая. Сколько

необходимо взять

сырого мяса, если

известно, что мясо при

варке теряет 32%

массы.

Совместно с обучающимися

решает задачу, формулируя

для них наводящие вопросы.

- записывают

формулы в тетрадь

Отвечают на

вопросы

преподавателя, и

решение задачи.

ОК1,

ОК2, ОК3,

ОК4, ОК5

ДРб6,

ДРб14

Устный опрос

2. Основной этап занятия

Осмысление содержания

заданий практических заданий,

последовательности

выполнения действий при

выполнении заданий.

Предлагает подготовиться к

выполнению практической

работы «Решение и

разработка

профессиональных задач с

процентами», разбиться на

группы по 4 человека,

выбрать ответственного.

Разбиваются на

группы, выбирают

ответственного

ОК1,

ОК2, ОК3,

ОК4, ОК5

Наблюдение

Перенос приобретенных

знаний и их первичное закрепление

Самостоятельное выполнение заданий в

соответствии с инструкцией

Обобщение и

систематизация результатов выполнения

практических

работ, упражнений, заданий

Каждой группе выдает

карточку с заданием

ипредлагает решить по

образцу несколько

профессиональных задач, где

необходимы процентные

вычисления (в рабочей

карточке предложена задача

с решением п подобные

задачи, которые необходимо

решить самим)

-

придумать

3

профессиональные задачи на

нахождение процентов.

Контролирует деятельность

обучающихся, консультирует

при необходимости.

Работают в группах,

записывают образец

и решение в тетрадь.

Могут

получить

консультацию

у

преподавателя.

Находят/

разрабатывают

3

задачи

с

профессиональной

направленностью,

в

которых необходимы

процентные

вычисления

(используют

учебную

и

дополнительную

литературу,

интернет-

источники).

Оформляют условие

и решение на листах

А3

и

презентуют

свою работу.

ОК1, ОК2,

ОК3, ОК4,

ОК5

ДРб6,

ДРб14

ОК1, ОК2,

ОК3, ОК4,

ОК5

ДРб6,

ДРб14

Наблюдение

Презентация

работ

3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация

достижения

целей (оценка деятельности

обучающихся);

определение перспективы

дальнейшей работы

предлагает вернуться к

вопросу: Нужно ли повару

уметь вычислять проценты?

- предлагает провести

взаимооценку работ;

- благодарит за активную

работу

- отвечают на

вопрос;

- оценивают работу

друг друга,

аргументируют свои

ответы

ОК1, ОК2,

ОК3, ОК4,

ОК5

Устный опрос

Взаимоценка

4. Задания для самостоятельного выполнения[3]

Предлагает оформить

выполненную работу в

программе PowerPoint

Оформляют

решение задач в

программе

PowerPoint

ЭОР

3.

Математика (специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело)

Опорный конспекта по теме

№ п/

п

Раздел опорного конспекта

Содержание раздела опорного конспекта

1.

Тема занятия

Тема 5.4 Объемы и площади поверхностей тел

2.

Содержание темы

Понятие объема и площади поверхности тела Объем и

площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба.

Объемы и площади поверхности прямой призмы и цилиндра.

Объемы и площади поверхности пирамиды и конуса. Объем

шара и площадь сферы.

3.

Тип занятия

Комбинированное

4.

Планируемые образовательные

результаты в соответствии с ФГОС СПО

и на основе ФГОС СОО (ОК / ПК: общие

и предметные результаты освоения

дисциплины)

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

ДРб10, ДРб12

5.

Формы организации учебной

деятельности

Фронтальная, групповая

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение, взаимоценка, презентация работ

7.

Задания для самостоятельного

выполнения[1]

Предлагает разбиться на группы, выбрать ответственного.

Каждая группа получает задание:

Группа 1:

Пользуясь материалами учебника, заполнить информацию в таблице

для

ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА и КУБА.

1.

Найти формулу для вычисления объема многогранника.

2.

Найти формулу для вычисления площади поверхности

многогранника.

3.

Рассмотреть решение задачи в тетради:

Кусок сыра имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Найдите

его объем

4.

Решить задачу:

Торт выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда. Найдите

площадь боковой поверхности данного торта, сторона основания

которого равна 5, а высота торта— 10.

5.

Придумать или найти во внешних источниках задачу на

нахождение объема и площади поверхности многогранника.

Группа 2:

Пользуясь материалами учебника, заполнить информацию в таблице.

Многогранник: ПРЯМАЯ ПРИЗМА И ЦИЛИНДР.

1.

Найти формулу для вычисления объема многогранника.

2.

Найти формулу для вычисления площади поверхности

многогранника.

3.

Рассмотреть решение задачи в тетради (Сделать чертеж):

Необходимо разлить 1 л фруктового мусса в цилиндрические бокалы

высотой 9см и диаметром основания 6 см. Сколько бокалов

потребуется?

Решение:

1л=1дм

3

=1000cм

3

;

V

б

=3,14*3

2

*9=254см

3

V

б

=3,14*0,3

2

*0,9=0,254см

3

1000:254≈4 бокала 1:0,254=3,9≈4 бокала

Ответ:4 бокала

4.

Решить задачу:

Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё

выливают 1 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении

увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край

формы?

5.

Придумать или найти во внешних источниках задачу на

нахождение площади поверхности многогранника и решить

ее (формулировка должна быть связана с профессией повара-

кондитера).

Группа 3:

Пользуясь материалами учебника, заполнить информацию в таблице.

Многогранники: ПИРАМИДЫ И КОНУСА.

1.

Найти формулу для вычисления объема многогранника.

2.

Найти формулу для вычисления площади поверхности

многогранника.

3.

Рассмотреть решение задачи в тетради:

Вычислить площадь, которую нужно покрыть глазурью, если торт

имеет форму конуса, диаметр основания 24 см и длина образующей

конуса равна 10 см. При расчетах π=3,14

Решение: Так как диаметр равен 24, то r=12 см h=10 см

S=Sосн+ Sбок

Sосн =πr

2

=3,14∙122=452,16 см2

Sбок =πr∙l=∙3,14∙12∙10=376,8 см2

S=452,16+376,8=828,96 см2

4.

Решить задачу:

Какой объем молока может войти в тетрапакет в виде пирамиды,

основание которой равносторонний треугольник со стороной 20см,

высотой 24см

5.

Придумать или найти во внешних источниках задачу на

нахождение объема и площади поверхности многогранника.

Группа 4:

Пользуясь материалами учебника, заполнить информацию в таблице

для

ШАРА И СФЕРЫ.

1.

Найти формулу для вычисления объема многогранника.

2.

Найти формулу для вычисления площади поверхности

многогранника.

3.

Рассмотреть решение задачи в тетради:

Найдите объем и радиус фрикадельки, сформованной в форме шара,

если площадь ее боковой поверхности равна 64

см2.

Решение:

4.

Решить задачу:

Соотношение диаметра конфеты Рафаэлло и диаметра пирожного в

форме шара 1:4. Во сколько раз объем Земли больше объема Луны?

5.

Придумать или найти во внешних источниках задачу на

нахождение объема и площади поверхности многогранника.

1.

Технологическая карта занятия.

№ п/п

Общие сведения о занятии (компоненты блока

целеполагания)

Содержание компонентов

1.

Тема занятия

Тема 5.4 Объемы и площади поверхностей тел

2.

Содержание темы

Понятие объема и площади поверхности тела

Объем и площадь поверхности прямоугольного

параллелепипеда, куба. Объемы и площади

поверхности прямой призмы и цилиндра. Объемы

и площади поверхности пирамиды и конуса.

Объем шара и площадь сферы.

3.

Тип занятия

Комбинированное

4.

Форма организации учебной деятельности

Фронтальная,

Этапы занятия (для разных типов занятий)

Деятельность[1]

Планир

уемые

образов

ательн

ые

результ

аты

Типы

оценочных

мероприятий[2]

Практическое занятие

преподавателя

обучающихся

2.

Организационный этап занятия.

Создание рабочей

обстановки, актуализация

мотивов учебной

деятельности.

приветствует обучающихся,

мотивирует на активную

работу;

- предлагает назвать на

слайдах пространственные

тела:

- демонстрируют

готовность к активной

работе;

- отвечают на вопросы:

-куб

-цилиндр

-пареллелепипед

-цилиндр

ОК1,

ОК2,

ОК3,

ОК4,

ОК5

ДРб10,

Устный опрос

-конус

Шар

Подготовка к изучению нового материала

(актуализация опорных знаний)

работ, упражнений, заданий

Для того, чтобы ответить

на вопросы: какой стакан

вместительнее?(сл. 2)

Сколько глазури

понадобится для торта в

форме конуса и т. д. нам

необходимо познакомиться с

понятиями объема и

площади поверхности

многогранников.

Некоторые из них вы сейчас

узнали.

Запишите тему урока:

«Объемы и площади

поверхностей тел»

Дает общее понятие объема и

площади поверхности.

В результате сегодняшней

работы каждый из Вас

должен заполнить таблицу в

тетради:

В этой таблице есть пустой

столбец, с ними мы

поработаем позже.

-записывают тему урока

-конспектируют в

тетрадь

-

оформляют таблицу в

тетради

ОК1,

ОК2,

ОК3,

ОК4,

ОК5

ДРб12

Наблюдение

2. Основной этап занятия

Формирование новых знаний и способов

Предлагает разбиться на

группы, выбрать

Делают

конспект

в

форме таблицы (каждая

ОК1,

ОК2,

Наблюдение

Мно

гогр

анн

ик

Объ

ем

П

ло

щ

ад

ь

по

ве

рх

но

ст

и

деятельности (изложение нового материала)

Самостоятельное выполнение заданий в

соответствии с инструкцией

Перенос приобретенных

знаний и их первичное закрепление

ответственного.

Каждая группа получает

задание:

Пользуясь материалами

учебника, заполнить

информацию в таблице для

многогранников:

1.

Найти формулу для

вычисления объема

многогранника.

2.

Найти формулу для

вычисления

площади

поверхности

многогранника.

3.

Рассмотреть

решение задачи в

тетради:

4.

Решить задачу:

5.

Придумать или

найти во внешних

источниках задачу

на нахождение

объема и площади

поверхности

многогранника.

группа

по

своему

заданию):

ОК3,

ОК4,

ОК5

ДРб10,

ДРб12

ОК1,

ОК2,

ОК3,

ОК4,

ОК5

ДРб10,

ДРб12

Обобщение и

систематизация результатов выполнения

групповых заданий

Предлагает

каждому

представителю

от

группы

заполнить

информацию

в

таблице на доске

Комментирует

(корректирует),

задает

вопросы

ответственному

и

представителям

Предлагает

проверить

по

заполненной

таблице

информацию

в

тетрадях.группы.

Ответственный

от

каждой

группы

презентуют свою работу

всем. И все остальные

группы

фиксируют

информацию в таблице в

тетради

в

ходе

выступления

каждой

группы.

Инструкция для

ответственного:

1.

Заполнить свою

строку в таблице на

доске и

прокомментировать

.

Раздать

составленные

задачи каждой группе

.

И все остальные группы

фиксируют информацию

в таблице в тетради в

ходе

выступления

каждой группы.

- оценивают работу друг

друга,

аргументируют

свои ответы

ОК1,

ОК2,

ОК3,

ОК4,

ОК5

Презентация

работы.

Взаимооценка

3. Заключительный этап занятия

.

Мно

гогр

анни

к

Объе

м

Пл

ощ

ад

ь

по

ве

рх

но

ст

и

Подведение итогов работы; фиксация

достижения

целей (оценка деятельности

обучающихся);

определение перспективы

дальнейшей работы

Задает вопросы:

Что мы узнали сегодня на

уроке?

Нужны ли эти знания повару-

кондитеру?

Предлагает дома подумать

как можно оформить

различные блюда, используя

тему: «Многогранники».

-

отвечают на вопросы

ОК4,

ОК5

устный опрос

4. Задания для самостоятельного выполнения[3]

Заполнить пустые столбцы в

таблице (чертеж , столбец 2)

-

Решить задачи, которые

придумала каждая группа.

-выполняют задание

ОК1,

ОК2,

ОК3,

ОК4,

ОК5

ДРб10,

ДРб12



В раздел образования