Автор: Альфия Рафиковна Узбекова
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: ОГКОУШ N39, город Ульяновск
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями к школе.
Раздел: начальное образование
Особенности адаптации первоклассников с
интеллектуальными нарушениями к школе.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей,
приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа
жизни меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Это и
новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые
отношения , новые обязанности , новый вид деятельности - учебная
деятельность.
“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно
рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает
различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от
латинского слова adaptatio – приспособление. Мы рассмотрим данное
понятие применительно к ученикам с умственной отсталостью и ТМНР ,
поступающих в 1 класс коррекционного учреждения.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических
периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них –
эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип,
возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на
первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость
в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов:
классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно
длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не
всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим
факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Адаптация ребенка с ОВЗ в школе довольно сложный и длительный
процесс, направленный на выработку наиболее адекватных форм поведения в
меняющихся условиях. Немалую роль в успешной адаптации школьников
играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на
предшествующих этапах. Поэтому работа по успешной адаптации ребенка
начинается еще в дошкольных ОУ и в стенах дома ребенка. Дети , не
посещавшие детский сад до школы, не имеют навыков общения, а значит не
приучены к элементарным навыкам самообслуживания, им постоянно
требуется помощь взрослых, часто не понимают элементарных режимных
требований после однообразного пребывания в домашних условиях, где
были предоставлены сами себе и чаще всего находились без присмотра. В
школе для них все меняется: новые требования, новый режим,
необходимость выполнять инструкции, находиться за партой и т.д. Чтобы
приспособиться к новым условиям, нужны время и поддержка взрослых,
родителей и педагога.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у
первоклассников, является адаптированность к школьным условиям.
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные
требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой
новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит
безболезненно, это может определяться состоянием ребенка,
психологической готовностью к обучению и во многом определяется
состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками
для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной
деятельности на этапе школьного детства.
Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие
с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на
происходящие изменения, усложнившиеся требования. Индикатором
трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей,
которые проявляются в заторможенности, депрессии, чувстве страха,
нежелании идти в школу. Особенности адаптации ребенка к школе будут
зависеть от самых разных особенностей: готовности к школе, а именно
наличии базовых навыков, физической и моральной подготовки; физического
уровня развития; наличия социальных навыков.
Одной из основных задач школы является включение детей с ОВЗ в
социальное пространство, их социальная адаптация в классе под
руководством педагогов ОУ и должен пройти с минимумом дискомфорта для
ребенка с ОВЗ.
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Выделяют
два уровня адаптации. Высокий- адаптируются в школе в течение первых
двух месяцев, положительно относится к школе, учебный материал усваивает
легко, проявляет интерес к учебной деятельности. Низкий – социально-
психологическая
адаптация
связана
со
значительными
трудностями,
первоклассник отрицательно относится к школе, доминирует подавленное
настроение, наблюдаются нарушения дисциплины.
Дети с ОВЗ, поступившие в 1 класс коррекционной школы, имеют
ограниченный
словарный
запас,
слаборазвитую
мелкую
моторику,
неадекватные эмоции и т.д. Большинство детей испытывают высокую
утомляемость, работоспособность ребенка резко падает через 10-15 минут
после начала урока и может резко снизиться к началу второго урока, все это
нужно учитывать. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за
недосформированности
высших
психических
функций
и
незрелости
эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная
мотивация, они возбудимы, поэтому время адаптации умственно отсталых
первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев.
Наибольшие
трудности
испытывают
дети,
у
которых
наряду
с
интеллектуальными
дефектами
обнаруживается
недоразвитие
мотивационной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма,
которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в
виде психической заторможенности.
Приходя в первый класс , дети испытывают такие трудности:
а) непонимание объяснений учителя;
б) недостаточное развитие мелкой моторики , несформированность
графического навыка;
в) отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание
учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют
сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы,
низкий уровень обучаемости.
Основная нагрузка по адаптации ребенка к школе ложится на педагогов
начальной школы. Учителю постоянно нужно работать над повышением
уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, создавать
ситуации успеха. В процессе обучения необходимо учитывать особенности
психических процессов детей с нарушениями интеллектуального развития и
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка
отдельно,
которые
проявляются в трудности усвоения режима школьной жизни, расписания,
длительности уроков. Для облегчения адаптации можно использовать план
дня в картинках.
Учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по
формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях - что
делать:
-когда захотел в туалет;
- когда необходимо идти в столовую;
-когда класс идет на прогулку, на физкультуру и т.д.
Очень важно организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее,
организовать уголок, игровую зону, где дети могли бы отдохнуть, побыть
наедине.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе играет общение. Только через
общение ребенок может почувствовать и понять самого себя. В процессе
общения
ребенок
познает
интеллектуальную,
эмоциональную
и
поведенческую стороны общения. Родителям и педагогам необходимо
оказывать психологическую помощь и поддержку, развивать у него желание
учиться, хвалить его, настраивать на успешные результаты.
Об успешной адаптации к школе ребенка можно говорить, если в итоге у
ребенка формируется положительное отношение к школе, он спокоен, у него
нет страхов, беспокойства, с желанием по утрам собирается в школу, бодр, не
устает.
На основании выше сказанного целью педагогического коллектива
школы является разработка комплексной программы по предупреждению и
коррекции
школьной
дезадаптации
индивидуально
для
каждого
обучающегося первого класса. Чтобы эта работа была более эффективной,
необходима тесная взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком
и выполнение следующих задач:
-создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства
защищенности у первоклассников;
-создание доброжелательной атмосферы в классе;
-помощь первоклассникам в принятии правил школьной жизни и режима;
-создание благоприятной обстановки для общения детей друг с другом;
-создание
предпосылок
для
учебной
сотрудничества
и
групповой
сплоченности;
-знакомство педагога с особенностями детей в классе.
Адаптация ребенка к школе будет продолжатся и после 1 класса, наша задача
– помочь им в этом.