Напоминание

Особенности адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями к школе.


Автор: Альфия Рафиковна Узбекова
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: ОГКОУШ N39, город Ульяновск
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями к школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности адаптации первоклассников с

интеллектуальными нарушениями к школе.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей,

приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа

жизни меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Это и

новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые

отношения , новые обязанности , новый вид деятельности - учебная

деятельность.

“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно

рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает

различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от

латинского слова adaptatio – приспособление. Мы рассмотрим данное

понятие применительно к ученикам с умственной отсталостью и ТМНР ,

поступающих в 1 класс коррекционного учреждения.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических

периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них –

эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип,

возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на

первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость

в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов:

классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно

длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не

всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим

факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Адаптация ребенка с ОВЗ в школе довольно сложный и длительный

процесс, направленный на выработку наиболее адекватных форм поведения в

меняющихся условиях. Немалую роль в успешной адаптации школьников

играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на

предшествующих этапах. Поэтому работа по успешной адаптации ребенка

начинается еще в дошкольных ОУ и в стенах дома ребенка. Дети , не

посещавшие детский сад до школы, не имеют навыков общения, а значит не

приучены к элементарным навыкам самообслуживания, им постоянно

требуется помощь взрослых, часто не понимают элементарных режимных

требований после однообразного пребывания в домашних условиях, где

были предоставлены сами себе и чаще всего находились без присмотра. В

школе для них все меняется: новые требования, новый режим,

необходимость выполнять инструкции, находиться за партой и т.д. Чтобы

приспособиться к новым условиям, нужны время и поддержка взрослых,

родителей и педагога.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у

первоклассников, является адаптированность к школьным условиям.

Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные

требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой

новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит

безболезненно, это может определяться состоянием ребенка,

психологической готовностью к обучению и во многом определяется

состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная

характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками

для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной

деятельности на этапе школьного детства.

Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие

с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на

происходящие изменения, усложнившиеся требования. Индикатором

трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей,

которые проявляются в заторможенности, депрессии, чувстве страха,

нежелании идти в школу. Особенности адаптации ребенка к школе будут

зависеть от самых разных особенностей: готовности к школе, а именно

наличии базовых навыков, физической и моральной подготовки; физического

уровня развития; наличия социальных навыков.

Одной из основных задач школы является включение детей с ОВЗ в

социальное пространство, их социальная адаптация в классе под

руководством педагогов ОУ и должен пройти с минимумом дискомфорта для

ребенка с ОВЗ.

Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Выделяют

два уровня адаптации. Высокий- адаптируются в школе в течение первых

двух месяцев, положительно относится к школе, учебный материал усваивает

легко, проявляет интерес к учебной деятельности. Низкий – социально-

психологическая

адаптация

связана

со

значительными

трудностями,

первоклассник отрицательно относится к школе, доминирует подавленное

настроение, наблюдаются нарушения дисциплины.

Дети с ОВЗ, поступившие в 1 класс коррекционной школы, имеют

ограниченный

словарный

запас,

слаборазвитую

мелкую

моторику,

неадекватные эмоции и т.д. Большинство детей испытывают высокую

утомляемость, работоспособность ребенка резко падает через 10-15 минут

после начала урока и может резко снизиться к началу второго урока, все это

нужно учитывать. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за

недосформированности

высших

психических

функций

и

незрелости

эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная

мотивация, они возбудимы, поэтому время адаптации умственно отсталых

первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев.

Наибольшие

трудности

испытывают

дети,

у

которых

наряду

с

интеллектуальными

дефектами

обнаруживается

недоразвитие

мотивационной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма,

которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в

виде психической заторможенности.

Приходя в первый класс , дети испытывают такие трудности:

а) непонимание объяснений учителя;

б) недостаточное развитие мелкой моторики , несформированность

графического навыка;

в) отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание

учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют

сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы,

низкий уровень обучаемости.

Основная нагрузка по адаптации ребенка к школе ложится на педагогов

начальной школы. Учителю постоянно нужно работать над повышением

уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, создавать

ситуации успеха. В процессе обучения необходимо учитывать особенности

психических процессов детей с нарушениями интеллектуального развития и

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка

отдельно,

которые

проявляются в трудности усвоения режима школьной жизни, расписания,

длительности уроков. Для облегчения адаптации можно использовать план

дня в картинках.

Учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по

формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях - что

делать:

-когда захотел в туалет;

- когда необходимо идти в столовую;

-когда класс идет на прогулку, на физкультуру и т.д.

Очень важно организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее,

организовать уголок, игровую зону, где дети могли бы отдохнуть, побыть

наедине.

Огромную роль в адаптации ребенка к школе играет общение. Только через

общение ребенок может почувствовать и понять самого себя. В процессе

общения

ребенок

познает

интеллектуальную,

эмоциональную

и

поведенческую стороны общения. Родителям и педагогам необходимо

оказывать психологическую помощь и поддержку, развивать у него желание

учиться, хвалить его, настраивать на успешные результаты.

Об успешной адаптации к школе ребенка можно говорить, если в итоге у

ребенка формируется положительное отношение к школе, он спокоен, у него

нет страхов, беспокойства, с желанием по утрам собирается в школу, бодр, не

устает.

На основании выше сказанного целью педагогического коллектива

школы является разработка комплексной программы по предупреждению и

коррекции

школьной

дезадаптации

индивидуально

для

каждого

обучающегося первого класса. Чтобы эта работа была более эффективной,

необходима тесная взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком

и выполнение следующих задач:

-создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства

защищенности у первоклассников;

-создание доброжелательной атмосферы в классе;

-помощь первоклассникам в принятии правил школьной жизни и режима;

-создание благоприятной обстановки для общения детей друг с другом;

-создание

предпосылок

для

учебной

сотрудничества

и

групповой

сплоченности;

-знакомство педагога с особенностями детей в классе.

Адаптация ребенка к школе будет продолжатся и после 1 класса, наша задача

– помочь им в этом.



В раздел образования