Автор: Захарова Ирина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад" №1 с. Степное
Населённый пункт: Пластовский район, с. Степное
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ д/с №1 с.Степное
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Захарова И.Г. 27.07.2023г.
Доклад «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к
ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины...
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе...
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные
через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от
поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским
садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,
родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем
эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу
по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного
края. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В
каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен одной край. Родной город... Надо показать
ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению.
Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из
важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа
жизнеспособности любого общества и государства, преемственности
поколений.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания
с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое
воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду
причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок
(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь
к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
поселком, своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат
длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях,
праздниках, в игре и в быту.
Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого
воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка - дошкольника к
Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери,
дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет,
детскому саду, поселку. Система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость.
Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины,
своего края. Дошкольный возраст – важнейший период становления
личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,
развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление
ими социального опыта жизни в своѐм поселке, усвоение принятых в нѐм
норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в
букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский
говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания
окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся
воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком
связывается образ великой Родины»
1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному
отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.
Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот
игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному
отношению к книге.
2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны,
края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и
расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей
стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по
глобусу, картам и фотографиям.
3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему
построть дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье»,
помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли
построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком
посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит
ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру
«Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто
больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают
улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает
формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку
нарисовать, что больше всего понравилось.
7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах,
летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес,
чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.
Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь
природу, охранять ее.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно - прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьѐй, ее историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,
игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом,
традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего
времени, достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев
цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников
необходимы следующие педагогические условия: - эвристическая среда в
детском саду и в семье, - тесное сотрудничество воспитателей детского сада
с членами семьи, - подготовленность педагогов и родителей к решению
проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда
характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для
ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи
выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями
воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-
педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду
и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования
патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня
профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также
способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от
соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный
опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,
условием полноценного развития человека.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-
патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет
стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять
и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей.
Учитывая следующие принципы: - "позитивный центризм" (отбор знаний,
наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на
детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам:
"Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме
должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную
деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они
живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения.
Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и
праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - Богатыри
Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д.,
обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно - патриотического воспитания детей
являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую
мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в
колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы,
индивидуальные задания.
Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать
обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях,
спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка
дошкольного возраста характерны кратковременность интересов,
неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к
одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и
длительному сохранению интереса к одной теме.