Напоминание

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Захарова Ирина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад" №1 с. Степное
Населённый пункт: Пластовский район, с. Степное
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ д/с №1 с.Степное

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Захарова И.Г. 27.07.2023г.

Доклад «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с

малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к

ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины...

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к

матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным

домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения

тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает

отклик в его душе...

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные

через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении

личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от

поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,

взаимопомощь, трудолюбие.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским

садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу

по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

края. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В

каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников

представление о том, чем славен одной край. Родной город... Надо показать

ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению.

Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из

важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа

жизнеспособности любого общества и государства, преемственности

поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания

с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое

воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду

причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок

(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь

к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из

задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к

близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,

находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента

рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей

их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим

поселком, своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат

длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях,

праздниках, в игре и в быту.

Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого

воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка - дошкольника к

Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери,

дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет,

детскому саду, поселку. Система образования призвана обеспечить

воспитание патриотов России, граждан правового демократического,

социального государства, уважающих права и свободы личности,

обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и

религиозную терпимость.

Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины,

своего края. Дошкольный возраст – важнейший период становления

личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,

развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление

ими социального опыта жизни в своѐм поселке, усвоение принятых в нѐм

норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в

букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский

говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания

окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся

воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком

связывается образ великой Родины»

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному

отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.

Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот

игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному

отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны,

края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и

расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей

стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по

глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему

построть дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье»,

помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли

построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком

посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит

ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру

«Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто

больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают

улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает

формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку

нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с

природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах,

летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес,

чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.

Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь

природу, охранять ее.

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

народно - прикладному искусству, устному народному творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьѐй, ее историей, родственниками, семейными традициям,

составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,

игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом,

традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего

времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны

года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев

цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в

которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников

необходимы следующие педагогические условия: - эвристическая среда в

детском саду и в семье, - тесное сотрудничество воспитателей детского сада

с членами семьи, - подготовленность педагогов и родителей к решению

проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда

характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для

ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи

выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями

воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-

педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;

обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду

и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования

патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня

профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также

способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и

взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,

радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от

соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный

опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального

характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,

условием полноценного развития человека.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много

методической литературы по данному вопросу.

Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-

патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет

стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по

содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и

ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять

и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,

каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными

условиями и особенностями детей.

Учитывая следующие принципы: - "позитивный центризм" (отбор знаний,

наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту

баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на

детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам:

"Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме

должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную

деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному

усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они

живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только

содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и

длительность изучения.

Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и

праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - Богатыри

Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д.,

обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно - патриотического воспитания детей

являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую

мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в

колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы,

индивидуальные задания.

Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать

обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях,

спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка

дошкольного возраста характерны кратковременность интересов,

неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к

одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и

длительному сохранению интереса к одной теме.



В раздел образования