Напоминание

"Разнообразие форм диктанта на уроках сольфеджио в ДШИ"


Автор: Луцик Маргарита Яковлевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАОДО "ДШИ им. А.В.Ливна"
Населённый пункт: пгт Излучинск Нижневартовский район
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Разнообразие форм диктанта на уроках сольфеджио в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная автономная организация дополнительного образования

«Детская школа искусств им.А.В.Ливна»

Методическое сообщение на тему:

« Разнообразие форм диктанта применяемых на сольфеджио в ДШИ»

Подготовил:

Луцик Маргарита Яковлевна –

преподаватель теоретических дисциплин

п.г.т. Излучинск 2017г

Методическое сообщение посвящено одному из разделов предмета сольфеджио -

диктанту, а именно, разнообразию его форм, применяемых в учебном процессе.

План:

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

3. Заключение

Пояснительная записка

Дисциплиной способствующей развитию музыкального слуха является

Сольфеджио. Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь

учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе,

расширить общий музыкальный кругозор, развить художественный вкус.

Одним из разделов курса сольфеджио

является Музыкальный диктант. Он

воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный

навык

улавливания

и

осознание

всех

сторон

мелодики,

ладовых,

интонационных, метроритмических.

Диктант, как и анализ на слух, – это итог знаний и навыков, определяющий

уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи,

которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:

создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть

научить слышимое сделать видимым;

развивать память и внутренний слух;

использовать

диктант

как

средство

для

закрепления

и

практического освоения знаний и навыков, полученных на

занятиях сольфеджио.

Основная часть

Процесс записи диктанта требует не только определенных знаний,

уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Эта одна из

важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать

диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны

слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, дающее

осознание слышимого; память,дающая возможность, припоминая, уточнять

слышимое;

внутренний

слух,

способность

мысленно

слышать

и

представлять себе звуки,ритм

и другие элементы. Кроме того, диктант

предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать

услышанное.

Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен

провести большую подготовительную работу.быть уверен в том, что

учащиеся подготовлены.

Приступать

к

написанию

диктанта

можно

лишь

при

соблюдении

определенных условий.

Ученики должны:

свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты

вразброс под диктовку педагога, безошибочно «читать», используемый

на уроке учебник;

владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами

выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая метрические

доли;

знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8

тактов) песни – попевки от разных звуков;

знать длительности, выкладывать на карточках после одного

прослушивания простейшие ритмические формулы;

уметь записать на одной ноте, ритмический рисунок стихотворной

фразы или двухтактового мелодического оборота, расставить тактовые

черты и сильные доли в размере 2/4;

находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых

педагогом;

различать на слух направление движения мелодии вверх и вниз, повтор

звуков, поступенное движение от движения по трезвучию, находить

устойчивый звук (тонику);

уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного

прослушивания короткие мелодические обороты.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому

важна правильная организация процесса записи, а так же обстановка,

которую педагог создает в классе. Прежде всего необходимо собрать

внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым

проигрыванием, в мелодических диктантах, не следует давать настройку,

чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки. Первое

исполнение

диктанта

должно

быть,

по

возможности,

красивым,

выразительным, в настоящем темпе. Для того чтобы музыка запомнилась

учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть

пример не один раз, а два – три раза подряд.

После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых,

наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем

дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся

предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические

особенности музыки и приступить к записи.

Роль

педагога в процессе работы над диктантом очень ответственна – он должен,

учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его

работу, учить писать.

Учеников необходимо научить концентрации

внимания, углубленному погружению в процесс записи. В трудных случаях

могут иметь место «подсказки», индивидуальные указания на места, где

нужно дослушать исправить.

Отдельный

момент

в

работе – техника записи диктанта. Необходимо

напомнить, что здесь от учеников требуется не механическое отношение, а

полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического

рисунка.

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на

внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и

музыкальные представления неясны, непрочны, модно разрешить тихо

напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более

ясному

различению

звуковысотных

взаимоотношений

звуков.

Только

постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, развивая их

внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым

сделать ненужным напевание вслух.

На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики тактировали при

записи.Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от

того, насколько развита память учеников. В конце отведенного для записи

диктанта времени диктант проверяется. Для проверки можно использовать

как коллективные так и индивидуальные формы

.

Мелодический диктант

1.

Структура. Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как

сумму звуков, не записывал отдельно ноту за нотой, нужно, чтобы для

записи он уяснил себе структуру мелодии, количество построений,

фраз, характер заключительных оборотов.

2.

Лад. Определение ладофункционального значения отдельных частей и

оборотов должно быть основой записи диктанта, одним из средств

самостоятельной проверки написанного.

3.

Линеарность.

Уметь

записывать

ряды

звуков

и

отдельные

интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии.

4.

Интервалы. Значение интервалов при записи мелодии бесспорно

очень велико, но значение их должно быть началом, не основой

методики, а итогом осознания структурных, ладовых и графических

особенностей мелодии.

5.

Метроритм.

Методы осознания метроритмической организации

звуков при записи их тесно связаны со специфической областью

восприятия и часто требуют особых приемов освоения. В методике

диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотные

и метроритмеические соотношения неотделимы друг от друга и только

в единстве их образуется логика и смысл мелодии. В предварительной

беседе обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как

на лад, тональность, структуру.

Творческие задания и упражнения также помогают в работе над

диктантом, поскольку активизируют и развивают слух учащихся, их

музыкальное мышление. Рассмотрим, например, упражнение на сочинение

ответных фраз, выполняемое учащимися письменно. При проверке педагог

использует способ “узнай свою мелодию”, он исполняет сочинения

учащихся, не объявляя их “автора”. Свой вариант “Автор” узнает в том

случае, если при сочинении он услышал и осмыслил его внутренним слухом.

Творческим заданием является запись по памяти знакомых мелодий -

самодиктант предназначенный для домашнего задания, Так как диктант

следует записывать без помощи инструмента, учащиеся должны проявить

абсолютную добросовестность.

Только в этом случае самодиктант считается состоявшейся формой работы.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка,

фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные; педагог

проверяет тетради; - обучающиеся проверяют тетради друг у друга; - один из

обучающихся записывает диктант на доске; - один из обучающихся

проигрывает на фортепиано; - класс поет диктант с названием звуков и

дирижированием; дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать,

подбирать на фортепиано. Из всего сказанного можно сделать вывод

:

Варианты диктантов:

1. «Попугайчик» - повторение легкого мотива голосом.

2. «Обезьянки» - повторение ритмического рисунка

3. «Откопай мелодию» - повторить на фортепиано ( назван 1 звук)

4. «Узнавайка» - на доске начало знакомой мелодии, нужно дописать.

5. На доске мелодия, дописанная не до конца, дописать по слуху.

6. «С дырками» на доске

7. а)написать знакомую мелодию, но перепутаны такты

б)незнакомая мелодия с перепутанными тактами ( играть правильно)

8. Записать по памяти мелодию, выученную дома наизусть

9 .Ритмический диктант: на доске ноты, указать ритм, и наоборот, написать

ритм, написать ноты.

10. Диктант с « ошибками». По слуху играть мелодию.

11. Диктант с вариантами. Изменение мелодически или ритмически

мотива, фразы, предложения

12.»Молния» - 3 игры»(2+1)

!3. Диктант –« воспоминание». Пишется мелодия, записанная

ранее( неделю назад).

!4. «Фотодиктант» - прочитать мелодию с листа- закрыть, записать по

памяти.

15 .Диктант с ритмическим сопровождением.

16. Традиционный диктант, с предварительным разбором.

17. Запись мелодии с безмолвием учителя.

18. Записать мелодию с сопровождением.

Остановимся более подробно на некоторых особенностях диктантов:

Устный диктант. В коротких фразах определяется лад, высота, метр,

длительности, составляющие мелодию

(секвенции, скачки, повторы).

Мелодия поется с названием звуков. Этот вид диктанта отрабатывает навык

запоминания, быстроту реакции, внимание. Используется часто в начальных

классах, занимает мало времени.

Ритмически

диктант.

Записывается

ритмический

рисунок

мелодии.

Сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. Должен

иметь выразительную мелодию либо должен исполняться в различных

тембрах ударных инструментов.

Диктант по памяти. Записывается с одного-трех раз. Должен иметь яркую,

запоминающуюся мелодию. Методика их проведения: Педагог два или три

раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога,

весь класс пытается мысленно повторить по памяти мелодию. Называется

тональность, и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во

время записи диктант больше не играется. Когда кончится отведенное время,

диктант еще раз проигрывается и проверяется всем классом. Материалом

для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии с небольшим

количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны

представлять собой одну фразу-тему.

Диктант с предварительным

анализом. После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает

предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру

мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности

примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры,

проигрывает или напевает их. После такого анализа диктант проигрывается

снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма

диктанта очень удобна при освоении нового материала.

Графический

диктант.

Указывается

только

направление

мелдии.

Диктант

с

ошибками.

Услышать,

найти

неточности

в

написанной

на доске мелодии и исправить.

Регистровый диктант. Представляет немалую трудность в зависимости от

специфики специальности. Рекомендуется в младших классах (2 -3) начать

запись в басовом ключе, что облегчит написание в будущем двухголосия.

Эскизный диктант. Записать определенные фрагменты звучащей мелодии.

Помогает в обычном диктанте начинать работу с разных мест. Используется

при записи сложных и длинных мелодий.

Подбор

знакомых мелодий с последующей записью.

Вначале подбирается на

инструменте, а потом записывается нотами. Запись знакомых мелодий по

памяти без подбора на инструменте или самодиктант. Используется в

качестве проверки самостоятельности ученика в записи для домашней

работы на основе внутреннего слуха. Запись мелодии песни, предварительно

выученной с текстом

без проигрывания.

Запись одной из нескольких

заранее выученных наизусть мелодий.

Зрительный

диктант.

Записать по памяти пропетую про себя мелодию из учебника.

В процессе занятий по сольфеджио следует развивать в учащихся

чувство краски тональности, учить их определять высоту тональности,

используя при этом накопленный слуховой опыт. Время от времени следует

давать диктанты без определения тональности, предложив каждому записать

ее в той тональности, какая ему слышится. Конечно, проверка таких

диктантов может быть только индивидуальная, а не общеклассная. После

проверки педагог должен сообщить, в какой тональности исполнялся пример,

и предложить всем транспонировать свою запись в нужную тональность.

Диктант показательный. Цель и задача этой формы работы – показать

учащимся процесс записи. Диктант проводится самим преподавателем или

может быть поручен кому-то из учеников. Запись ведется на доске, попутно

объясняется весь путь осознания слышимого. Такая форма удобна и полезна

при освоении новых трудностей, при знакомстве преподавателя с новой

группой учащихся, так как дает возможность установить общую для всех

методику процесс записи.

Диктант с досочинением.

Предлагается к

данной мелодии досочинить недостающие такты.

Тембровый диктант. Мелодия исполняется на баяне, аккордеоне, скрипке.

Если

использовать

аудио

записи,

то

можно

включить

и

клавесин,

треугольник.

Диктант

с

аккомпанементом.

Педагог

играет

сопровождение

к

мелодическому или ритмическому диктанту.

Заключение

Все разновидности одноголосного диктанта, как и всевозможные

творческие задания, являющиеся его своеобразным вариантом, способствуют

приобретению большей гибкости и уверенности.

В работе над диктантами преподавателю сольфеджио нужно подходить со

знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные

особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному

диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.

Диктант

плодотворная и интересная форма занятий по развитию музыкального

слуха.

Диктант

это та форма работы, в которой применяются и задействуются все

имеющиеся

знания

и

навыки

учащихся.

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень

музыкально-слухового развития учащихся, поэтому на уроках сольфеджио в

детской

музыкальной

школе

все

варианты

диктанта

должен

быть

обязательной и постоянно используемой формой работы.

Базовые навыки:

умение правильно “слушать”;

запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст;

умение осмыслить его графически и правильно записать;

умение правильно определить и осознать метроритмическую

составляющую

мелодии,

четко

тактировать

ее,

ощущая

пульсацию долей и осознавая каждую долю.

Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых

умений и усложнению теоретического материала.

Список литературы

1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской

музыкальной школе, М.: Музыка, 1966;

2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.

3.Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2013.

4. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации.

СПб.:

Композитор, 2006.

5. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: 6.Музыка,19

9. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования

/С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес. М.: АСТ, 2005.

10.Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной

школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998.

11.Систематический курс музыкального диктанта/ Алексеев Б. и Блюм Дм.

М.:

Музыка, 1969.

12.Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.

13.Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка,

1969.

14.Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965.



В раздел образования