Напоминание

Развитие творческого мышления. Метод аналогии.


Автор: Неруцких Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие творческого мышления. Метод аналогии.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

Мастер-класс

Развитие творческого мышления.

Метод аналогии.

Разработала: учитель физики

высшей кв. категории

Неруцких Н.В.

Видео - ролик «До чего дошёл прогресс».

По

полу

движутся

роботы

(собранные

и

запрограммированные

учащимися айти - класса).

Жизнь

в

эпоху

научно-технического

прогресса

становится

все

разнообразнее и сложнее, необходимы гибкости мышления, творческий

подход к решению проблем современного общества.

Моей задачей как учителя является развитие способностей каждого

ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,

современном мире.

Как это сделать?

Я учу детей видеть вещи в новом ракурсе, находить необычные способы

применения обычным вещам и тем самым пробуждаю в них скрытые

способности, призываю к активности, творчеству.

А вы хотите попробовать!!!

Перед вами 5 картинок

На какие другие предметы они похожи

1.

Стрекоза

2.

Осьминог (Медуза)

3.

Репейник

4.

Щупальца осьминога

5.

Перо птицы

Спасибо за ответы. У каждого свое видение.

Знаете ли вы, что многие технические открытия возникли из аналогий с

живой природой.

(Объясняю):

По принципу строения пера птиц сконструированы замки – молнии.

Принцип

действия

репейника

был

заимствован

человеком

для

изготовления застёжек-липучек.

Теперь вы найдите, какие примеры изображений, созданы на основе

аналогий с природными явлениями.

1.

Стрекоза – вертолет

2.

Осьминог (Медуза) – ракета

3.

Щупальца осьминога – присоска

4.

летучая мышь – эхолокатор

5.

рыба – подводная лодка

6.

крот – ковш экскаватора

Открывая тайны науки, в своей работе я использую Методы развития

творческого мышления.

Одним из таких методов является аналогия, сходство объектов в каких-

либо свойствах.

Метод аналогий используется в качестве приема визуализации сложных

объектов и явлений. Для переноса знания одной науки на предмет другой.

Когда начинают проводить аналогии, думать, как можно использовать

объект по-другому, развивается интеллект, творческое мышление и умение

ВИДЕТЬ!!!!

Существует несколько видов аналогий.

Прямая

Символическая

Фантастическая

Личная.

Мы с вами уже познакомились с прямой аналогией.

Аналогию можно провести по форме, цвету, назначению, действию,

принадлежности к чему либо.

Перед вами символ. Подберите к нему как можно больше аналогий.

На экране символ «Белый круг».

Выслушать различные варианты ответов (аналогий).

А мой пример аналогии белому кругу – спектр. Если смешать семь основных

цветов, то получится белый цвет. Кстати белый цвет был разложен Ньютон

по аналогии с семью музыкальными тонами.

Проверить смешение цветов нам поможет самая обычная детская

игрушка – волчок.

Создадим ее своими руками.

Возьмите кружочек, в

центр вставьте зубочистку. Приведите

в

движение. (Участники выполняют работу по объяснению).

С помощью этой игрушки я могу объяснить дисперсию, движение по

окружности.

На уроках физики игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно

серьезных исследований.

Проводя аналогию с

игрушкой, можно лучше понять физические

явления и законы.

Продолжим.

В чём особенность этой игрушки. (Показываю на неваляшку). Она всегда

возвращается в вертикальное положение.

Почему? (Центр тяжести смещен к основанию игрушки).

Проведем личную аналогию.

Сядьте на стуле прямо, руки опустите вниз, по бокам. Ступни

соедините. Попробуйте встать, не двигая руками. Получилось?

Вытяните руки, встаньте. Получилось, почему? Вы сместили центр

тяжести.

Все гениальное просто.

Центр тяжести есть у каждого предмета.

«Парящий орел» как нельзя лучше демонстрирует устойчивое

равновесие.

Создадим равновесную систему.

Скрепите вилки зубцами, с внутренней стороны угла закрепите

зубочистку.

Осторожно

расположите

зубочистку

на

пальце.

Система

находится в равновесии, а ее центр тяжести находится на вашем пальце.

Рассмотрим основные принципы построения аналогии. В помощь вам

будут опоры на доске и буклеты.

Заполним.

-

Перед вами апельсин;

-

Назовите основные функции и свойства этого объекта;

-

Используя эти свойства и функции, запишем аналоги к каждому виду.

Предмет

Функции и свойства

Аналогия

Апельсин

Круглый,

оранжевый,

катится,

растет,

пористый, с семечками,

сладкий,

кислый,

с

дольками

1.

прямая – мячик

2.

личная – вы такие же яркие

личности

3.

символическая – сладкое солнце

(оранжевое ядро)

4.

фантастическая

жар-птица,

таблетка молодости, царство долек,

законченное долевое строительство

Внимание черный ящик!!!

Откройте.

Используя основные принципы построения аналогии, подберите аналогии к

данному предмету.

Оформите в виде постера.

Работаем в группе.

Поделитесь своими идеями.

Самые

нестандартные

и

творческие

решения

рождаются благодаря

смешению разных источников информации. Чем больше идей у вас есть, тем

больше возможностей создать что-то новое и невероятное.

Подведем итоги нашей встречи.

Рефлексия

Соедините руки в замочек. Отвечая на мои вопросы положительно -

раскрываете один пальчик.

1.

Вы любите работать с детьми?

2.

Создаете ли вы игровые ситуации на уроках?

3.

Вы что-то открыли новое для себя?

4.

Стала ли физика вам понятнее и интереснее?

5.

Вы увидели приемы творческого мышления?

6.

Вы знаете теперь, что такое метод аналогии?

7.

Вы получили удовольствие от деятельности?

8.

Вы можете использовать этот метод на своих уроках?

9.

Вы можете научить этому методу других?

10.

У вас хорошее настроение?

Если у вас пальчики раскрылись, значит, я не зря провела этот мастер –

класс.



В раздел образования