Напоминание

Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».


Автор: Гулина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Рябинка"
Населённый пункт: город Моршанск Тамбовской области
Наименование материала: Опыт работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Гулиной Людмилы Михайловны.
Тема: Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы воспитателя Муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6

«Рябинка» Гулиной Людмилы Михайловны.

Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала

детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО –

моделирования в образовательной деятельности».

Мой

опыт

работы

связан

с

технологией,

использование

которой

в

образовательной работе с детьми, на мой взгляд, способствует творческой

самореализации детей,

с использованием возможностей конструкторов

нового поколения ТИКО и технологии «ТИКО-моделирования» в обучении

и развитии детей подготовительной к школе группы.

ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного

моделирования. Возможность использования этого уникального предметно-

дидактического

материала

у

меня

появилась

с

вступлением

нашего

образовательного учреждения в национальный проект образование «Успех

каждого ребенка».

Поподробнее хочется остановиться на причинах возникновения у меня идеи

использования данной технологии. Изучая

возможности разных видов

наборов ТИКО, я настолько увлеклась этим процессом, что не могла не

вовлечь в эту деятельность и детей своей группы.

Для меня актуальность технологии «ТИКО - моделирование» очень значима,

так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, она предоставляет

мне

возможность

в

игровой,

непосредственно

образовательной

и

самостоятельной деятельности ребенка,

решать целый комплекс задач,

обеспечивая

познавательное,

социально-коммуникативное

речевое,

художественно-эстетическое развитие.

Данная технология

находится в

едином

содержательном

поле

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это

касается задач по формированию у детей познавательного интереса

к

исследовательской

деятельности

и

моделированию,

развития

их

нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров.

Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают,

как в игре одновременно реализуются образовательные,

развивающие и

воспитательные

задачи.

Кроме

этого,

технология

способствует

становлению предпосылок учебной деятельности детей. Таких как, умение

ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для

точного соответствия полученного результата с замыслом.

Понимая значимость, актуальность использования технологии, для себя я

определила цель – развитие познавательного интереса, способностей,

творческой самореализации детей, в процессе конструктивно – модельной

деятельности посредством технологии ТИКО-моделирования.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

Задачи:

- стимулировать творчество и самостоятельность детей;

- развивать познавательные процессы: восприятие, память, воображение,

мышление детей.

- развивать приемы умственной деятельности: (анализ, синтез, сравнение,

классификация и обобщение)

- развивать речь, художественно-эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук детей;

- обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода

детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в

школе;

- формировать навыки сотрудничества детей, нас, педагогов и родителей

как равных субъектов образовательного процесса.

Для создания системы работы по данной теме мной был разработан на

каждый месяц подробный перспективный план использования технологии

«ТИКО-моделирования», в котором были определены темы занятий по

каждой

образовательной

области,

задачи,

конкретные

действия

и

полученный результат этих действий. В соответствии с этим планом, на

занятиях и в свободной деятельности детей, мной используются следующие

формы и виды организации детской деятельности:

1. Конструирование по теме, по простейшим чертежам и наглядным схемам,

по образцу и замыслу.

2. Творческие задания.

3. Слуховые диктанты.

4. Самостоятельное составление схем детьми

5. Раскрашивание схем, в соответствии с образцом и др.

Так, например, при формировании математических представлений, дети,

используя детали конструктора ТИКО, выполняли следующие задания:

По теме «Количество и счет»

Сконструируй цифру

Найди пару

«Выложи дорожку из квадратов»

Какой по счету, например красный квадрат и др.

В задании Сконструируй цифру дети не только составляли по схеме

или самостоятельно цифру из различных деталей ТИКО, но и определяли –из

каких геометрических фигур состоит цифра, и их количество, сами

В теме «Геометрические фигуры» использовались задания «Найди

предмет», «Мастерская форм» и др.

«Ориентировка в пространстве» Дети, выполняя указания «Верхний левый

угол», центр листа, на листе бумаги, располагают геометрические фигуры,

или сами называют месторасположение фигур, которые разложили в

произвольном порядке самостоятельно.

Для закрепления понятия «Величина» используются задания «Похож –

не похож», «Умные квадраты», «Составь дорожку».

Работа над формированием логического, пространственного мышления

проходит через анализ сконструированной фигуры и ее схемы, выполнение

различных логических заданий и упражнений, в том числе и по рабочим

тетрадям.

В развитии монологической и диалогической речи детей использую

различные приемы, такие как составление рассказа об изготовленном

персонаже, описание своих конструкций, прием составления звуковой схемы,

ТИКО-моделирование

использую

и

в

театрализованной

деятельности

(конструирование деталей декораций и персонажей для сказок), в игровой

деятельности для режиссерских игр конструирование кукольной мебели,

транспорт и т.д., в изобразительной деятельности – дети составляют

красочные узоры и орнаменты.

Применяя

технологию

«ТИКО-моделирования

в

образовательной

деятельности использую такие методы работы, которые позволяют каждому

ребёнку двигаться в собственном темпе, переходя от простых задач к более

сложным. Это методы:

проблемный;

репродуктивный;

поисковый;

практический;

игровой.

Как итог работы, в конце каждого месяца, в самостоятельной деятельности

детей предлагаю им создавать любые конструкции в индивидуальной или

совместной деятельности. Дети всегда с большим желанием и интересом

откликаются на эти предложения. И по работам детей вижу результат

использования технологии.

Результативность своей профессиональной деятельности по использованию

«ТИКО–моделирования»

оцениваю

по

показателям

педагогической

диагностики, и психологической диагностики познавательных процессов

(памяти, внимания, мышления, воображения). Сравнительный

анализ

результатов диагностики развития познавательных процессов педагога-

психолога и результатов педагогической диагностики свидетельствует об

эффективности

использования

технологии

«ТИКО-моделирования»

в

образовательной

деятельности.

Эффективность

использования

данной

технологии отмечают и родителей воспитанников.

Практичесская значимость данного опыта работы для меня проявляется не

только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в

виде базовых характеристик их личностного развития:

дети проявляют

любознательность, часто задают вопросы нам, взрослым и сверстникам,

способны к волевым усилиям и способны к принятию собственных решений,

опираясь на свои практические умения и знания.

Свой опыт работы по данной теме применяю в разработке и реализации в

нашем учреждении инновационного проекта по «Развитию познавательных

процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

через

использование

ТИКО

моделирования

в

образовательной

деятельности».



В раздел образования