Автор: Гулина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Рябинка"
Населённый пункт: город Моршанск Тамбовской области
Наименование материала: Опыт работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Гулиной Людмилы Михайловны.
Тема: Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6
«Рябинка» Гулиной Людмилы Михайловны.
Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала
детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО –
моделирования в образовательной деятельности».
Мой
опыт
работы
связан
с
технологией,
использование
которой
в
образовательной работе с детьми, на мой взгляд, способствует творческой
самореализации детей,
с использованием возможностей конструкторов
нового поколения ТИКО и технологии «ТИКО-моделирования» в обучении
и развитии детей подготовительной к школе группы.
ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного
моделирования. Возможность использования этого уникального предметно-
дидактического
материала
у
меня
появилась
с
вступлением
нашего
образовательного учреждения в национальный проект образование «Успех
каждого ребенка».
Поподробнее хочется остановиться на причинах возникновения у меня идеи
использования данной технологии. Изучая
возможности разных видов
наборов ТИКО, я настолько увлеклась этим процессом, что не могла не
вовлечь в эту деятельность и детей своей группы.
Для меня актуальность технологии «ТИКО - моделирование» очень значима,
так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, она предоставляет
мне
возможность
в
игровой,
непосредственно
образовательной
и
самостоятельной деятельности ребенка,
решать целый комплекс задач,
обеспечивая
познавательное,
социально-коммуникативное
речевое,
художественно-эстетическое развитие.
Данная технология
находится в
едином
содержательном
поле
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это
касается задач по формированию у детей познавательного интереса
к
исследовательской
деятельности
и
моделированию,
развития
их
нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают,
как в игре одновременно реализуются образовательные,
развивающие и
воспитательные
задачи.
Кроме
этого,
технология
способствует
становлению предпосылок учебной деятельности детей. Таких как, умение
ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для
точного соответствия полученного результата с замыслом.
Понимая значимость, актуальность использования технологии, для себя я
определила цель – развитие познавательного интереса, способностей,
творческой самореализации детей, в процессе конструктивно – модельной
деятельности посредством технологии ТИКО-моделирования.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Задачи:
- стимулировать творчество и самостоятельность детей;
- развивать познавательные процессы: восприятие, память, воображение,
мышление детей.
- развивать приемы умственной деятельности: (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение)
- развивать речь, художественно-эстетический вкус;
- развивать мелкую моторику рук детей;
- обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода
детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в
школе;
- формировать навыки сотрудничества детей, нас, педагогов и родителей
как равных субъектов образовательного процесса.
Для создания системы работы по данной теме мной был разработан на
каждый месяц подробный перспективный план использования технологии
«ТИКО-моделирования», в котором были определены темы занятий по
каждой
образовательной
области,
задачи,
конкретные
действия
и
полученный результат этих действий. В соответствии с этим планом, на
занятиях и в свободной деятельности детей, мной используются следующие
формы и виды организации детской деятельности:
1. Конструирование по теме, по простейшим чертежам и наглядным схемам,
по образцу и замыслу.
2. Творческие задания.
3. Слуховые диктанты.
4. Самостоятельное составление схем детьми
5. Раскрашивание схем, в соответствии с образцом и др.
Так, например, при формировании математических представлений, дети,
используя детали конструктора ТИКО, выполняли следующие задания:
По теме «Количество и счет»
Сконструируй цифру
Найди пару
«Выложи дорожку из квадратов»
Какой по счету, например красный квадрат и др.
В задании Сконструируй цифру дети не только составляли по схеме
или самостоятельно цифру из различных деталей ТИКО, но и определяли –из
каких геометрических фигур состоит цифра, и их количество, сами
В теме «Геометрические фигуры» использовались задания «Найди
предмет», «Мастерская форм» и др.
«Ориентировка в пространстве» Дети, выполняя указания «Верхний левый
угол», центр листа, на листе бумаги, располагают геометрические фигуры,
или сами называют месторасположение фигур, которые разложили в
произвольном порядке самостоятельно.
Для закрепления понятия «Величина» используются задания «Похож –
не похож», «Умные квадраты», «Составь дорожку».
Работа над формированием логического, пространственного мышления
проходит через анализ сконструированной фигуры и ее схемы, выполнение
различных логических заданий и упражнений, в том числе и по рабочим
тетрадям.
В развитии монологической и диалогической речи детей использую
различные приемы, такие как составление рассказа об изготовленном
персонаже, описание своих конструкций, прием составления звуковой схемы,
ТИКО-моделирование
использую
и
в
театрализованной
деятельности
(конструирование деталей декораций и персонажей для сказок), в игровой
деятельности для режиссерских игр конструирование кукольной мебели,
транспорт и т.д., в изобразительной деятельности – дети составляют
красочные узоры и орнаменты.
Применяя
технологию
«ТИКО-моделирования
в
образовательной
деятельности использую такие методы работы, которые позволяют каждому
ребёнку двигаться в собственном темпе, переходя от простых задач к более
сложным. Это методы:
проблемный;
репродуктивный;
поисковый;
практический;
игровой.
Как итог работы, в конце каждого месяца, в самостоятельной деятельности
детей предлагаю им создавать любые конструкции в индивидуальной или
совместной деятельности. Дети всегда с большим желанием и интересом
откликаются на эти предложения. И по работам детей вижу результат
использования технологии.
Результативность своей профессиональной деятельности по использованию
«ТИКО–моделирования»
оцениваю
по
показателям
педагогической
диагностики, и психологической диагностики познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления, воображения). Сравнительный
анализ
результатов диагностики развития познавательных процессов педагога-
психолога и результатов педагогической диагностики свидетельствует об
эффективности
использования
технологии
«ТИКО-моделирования»
в
образовательной
деятельности.
Эффективность
использования
данной
технологии отмечают и родителей воспитанников.
Практичесская значимость данного опыта работы для меня проявляется не
только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в
виде базовых характеристик их личностного развития:
дети проявляют
любознательность, часто задают вопросы нам, взрослым и сверстникам,
способны к волевым усилиям и способны к принятию собственных решений,
опираясь на свои практические умения и знания.
Свой опыт работы по данной теме применяю в разработке и реализации в
нашем учреждении инновационного проекта по «Развитию познавательных
процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
через
использование
ТИКО
–
моделирования
в
образовательной
деятельности».