Автор: Крылов Андрей Анатольевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 11 имени В.Д. Бубенина" Петропавловск-Камчатского городского округа
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Виды диктантов. Открытый диктант
Раздел: среднее образование
Виды обучающих диктантов
Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные,
зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные,
объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный
диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные
правила, их следует выписывать на доску.
При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст
выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст
по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами
русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не
подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста
учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям, проверяя
написанное. Далее выполняется задание к тексту.
Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой
объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с
определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске.
Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет
работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель
работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены
дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный
вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили
материал, и проводится, когда тема достаточно закреплена.
Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст
записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают
слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку
сами проверяют текст.
Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания.
Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания,
правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и
записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети
сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает
память и орфографическую зоркость.
Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как
бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по
предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо
писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух,
выделяют трудные в орфографическом отношении слова и решают, как
следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на
начальном этапе изучения правила.
При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов
дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо
усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.
В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних
грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в
умение вставлять в текст какую - либо грамматическую категорию (прилаг.,
сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.
Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по
содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не
читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся
пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно
сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант
проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо
усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 –
4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид
диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного
письма, но и развитию речи.
ОТКРЫТЫЙ ДИКТАНТ
За неделю до проведения диктанта вывешивается на видном месте текст. Учащиеся могут
ознакомиться с ним, выучить наиболее сложные слова. В день проведения работы текст
убирается. Для этого вида работы используются тексты с большим количеством непроверяемых
орфограмм.
С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной
террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского
батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под
искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский
минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно
внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала
коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея
Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже
в шоколаде.
Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и
покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев
свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к
своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную
глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на
кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила
конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала
монпансье с прочими яствами.
1. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала
коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.
2. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего
Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича
винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и
виолончели.
3. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами
с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром,
закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего
протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и
индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.
4. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина
Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона
Фаддеича.
5. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный
какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная
вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка
можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами
безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув
иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой
подмышку.
6. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична
исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора
Филиппа Аполлинарьевича.
7. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина
Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под
аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.