Автор: Егорова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Борозденская основная школа"
Населённый пункт: Веневский район Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
Тема: "Достопримечательности родного края"
Раздел: начальное образование
Учитель: Егорова И.И.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
« ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ!»
4 КЛАСС
ТЕМА ЗАНЯТИЯ :
« ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
РОДНОГО КРАЯ. ХРАМЫ
ВЕНЕВСКОГО РАЙОНА»
Цель:
Заложить представление о значимости храмов для нашего Отечества, нашей культуры
Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для
православных людей.
Задачи:
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный
словарь учащихся.
Формирование чувства гордости за свою малую родину на основе знакомства историей, святынями
Веневского района.
Планируемые УУД:
Личностные:
Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем —
осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
Воспитывать сознательное бережное отношение к Тульской истории и культурному наследию и на этой
основе формировать мотивацию нравственного поведения;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные:
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с
учётом характера ошибок;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
Готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий Отечества и малой родины
Предметные:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;
Осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
Формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.
Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта;
Знакомство школьников с наиболее значимыми Православными храмами Веневского района.
Ход занятия
Есть в России святые места,
Если вдруг тебя в горе кинет,
Если вдруг на душе пустота,
Ты пойди, приложись к святыне.
I.Самоопределение к деятельности
Звучит церковная музыка.
- Где можно услышать такое пение?
(Ответы учащихся)
II. Актуализация знаний
Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на
вопрос: зачем нужны эти здания человеку?
(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)
Найдите среди этих фотографий ту, где можно услыхать такое пение?
Ответы учеников
А что мы называем храмом ?
Ученик:Храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы.
Где мы можем узнать точнее значение слова? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова …
Прочитаем значение слова храм.
ХРАМ, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь.
Храм – это здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Здесь люди
молятся Богу, ставят свечки. Мы часто называем храм церковью. Церковь – слово греческое, оно
означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью,
то есть Домом Божиим.
ВЫВОД: Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. В
храме совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают
умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и
благодарственные службы после победы. Именно около храма наши предки собирались на народные
собрания, а неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и
местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие из них вы узнали?
Подберите слова к их описанию: (Ответы детей)
Величественные Древние
Обычные Прекрасные Разрушенные
Мрачные Великолепные
Праздничные
Ребята,определите тему нашего занятия…Поможет вам игра « Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко».
Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола.
Звонкие колокола.
Бим-бом. Дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утром и вечерам..
Это ... (православный храм).
Тема нашего занятия « Храмы Веневского района »
Учитель: Нас ждут удивительные истории храмов ( церквей) - нашей малой родины.
Ребята, с изучения какого храма мы начнем виртуальную экскурсию ?
А какой храм находится ближе всего к нашей школе ?
Ученики: Храм Михаила Архангела
Давайте на некоторое время. перенесёмся в храм и совершим виртуальную
экскурсию по храму.
Виртуальная экскурсия Храм Михаила Архангела
Где находится этот храм?
Деревня Тулубьево
Храмы есть и в Веневе. Кто знает какие храмы есть в Веневе?
Фото храмов Венева.
Сегодня узнаем о Богоявленском храме.
Виртуальная экскурсия Богоявленский храм
Физкультминутка
По Веневской земле шагаем
И её мы изучаем. ( ходьба на месте)
Вот поля, Вот леса. (взмахи руками вправо и влево)
Слышим птичьи голоса (поднимаем голову вверх)
Свежий воздух мы вдыхаем (глубокий вдох)
И душою отдыхаем. (выдох)
Нагулялись, надышались ( ходьба на месте)
На экскурсию собрались ( садимся за парты)
Итог.
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И
все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается,
душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и
будете созидать всю свою жизнь.
Сегодня мы многое узнали о наших храмах, но не о всех , на следующем занятии мы продолжим эту
работу.
Рефлексия деятельности.
- Многое можно рассказать о нашем крае. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Наше
занятие подошло к концу. Мы много сегодня узнали, вспомнили, вы хорошо поработали.
-А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали звезду лучики которой проникли в ваши
сердечки.
Великодушие, доброта, милосердие, духовность, радость
- Закончить занятие хотелось бы словами писателя С.С. Бехтеева:
Любите, дети, старину
С её былинными века
́
ми,
С её столетними Церква
́
ми,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину!..
Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской
И жизнь на наш особый лад —
Под звон мечей и блеск лампад!..
Люби
́
те, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь — святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..