Напоминание

«Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»


Автор: Шарафиев Рамиль Ренатович
Должность: преподаватель музыкального отделения, класс баян
Учебное заведение: МБУДО "Атнинская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Большая Атня, Атнинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка для преподавателей ДШИ

по классу баяна «Игра по слуху, чтение с листа и

транспонирование»

Описание конкурсной работы

Название - Методическая разработка для преподавателей ДШИ музыкального отделения по

классу баяна.

Номинация - Дополнительное образование детей и школьников.

Тема – «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование».

Краткая аннотация (цель, задачи, методы, средства, приемы, целевая аудитория,

особенности продукта и т. д.):

Почему я выбрал методическую разработку по теме «Игра по слуху, чтение с листа и

транспонирование»? Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания

является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального

творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - баян

и аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов

преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов.

Цель - расширение кругозора учащихся в области искусства и развитие познавательного интереса

учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.

Методы, используемые в применение методической разработки : метод проблемного изложения,

словесный, практический, наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховой

и т. д. В подготовке данной разработке были привлечены учащиеся детской школы искусств

народного отделения по классу баян и аккордеон, навыки исследовательской работы которых

были использованы на практических занятиях по специальности в классе «Баян и аккордеон» на

уроке уделялось на данный вид музицирования 5-7 минут и творческие домашние задания

которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших, и

стабильных результатов развития слуха используя игру по слуху, чтение с листа, и

транспонирование. Также были использованы межпредметные связи в поиске информации по

теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» заимствованы методики у теоретиков,

скрипачей и пианистов (Г. Шатковский, Р. Шуман, В. Галич, с. Ляховицкая, Г. Шахов и т. д.).

Данная методическая разработка «Игра по слуху, чтение с листа и

транспонирование» адаптирована и может быть использована преподавателями для обучения в

ДШИ по дисциплине "Музыкальный инструмент - баян и аккордеон". Подготовительная работа и

практическое применение этой методики получилась очень насыщенная, интересная, дети

делились своими впечатлениями, проблемами, и позволило многим детям понять, что

прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.

Полное описание работы:

Цели:



Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды музицирования;



Расширение кругозора учащихся;



Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным

наследием;



Активизация учебного процесса в детской школе искусств;



Повышения качества подготовки учащихся ДШИ к самостоятельному творческому мышлению;



Пропаганда классического музыкального образования на народных инструментах.

Задачи:



образовательная – модель начального обучения, основанная на комплексном обучении по

слуху, чтение с листа и транспонированию ;



развивающая – развитие познавательного интереса учащихся и обогащение музыкально-

слухового и исполнительского опыта ;



воспитательная – воспитание любви к классической музыке, привитие любви к народным

инструментам.

Приобретаемые навыки детей, формируемые универсальные учебные действия:



Закрепляются знания по развитию слуха, полученные на уроках, и расширяют свой кругозор;



Вырабатываются коммуникативные навыки – дети принимают участие в контрольных уроках по

данным видам музицирования;



Вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;



Вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя

и выступающего;



Учащиеся находят новых друзей и испытывают чувство гордости за свои успехи и достижения,

пользуются возможностью блеснуть своими профессиональными навыками;



Умение работать и анализировать различные музыкальные произведения ;



Использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого

музыкальную терминологию.

Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:



конструктивному - большое место принадлежит конструированию урока и домашнего задания,

подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками,

различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого

учащегося.



организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация

своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их

познавательной сферы.



коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками,

администрацией, преподавателями и родителями. Именно отношение педагога к ученикам

определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное

благополучие учащегося в процессе обучения.

Методы и принципы:

Принципы:



принцип синтеза: теория, исполнительство и композиция;



принцип триединства: знать - слышать - действовать;



принцип сотрудничества;



принцип контакта с учеником;



принцип повторения;



принцип количества переходящее в качество;



принцип дифференцированного подхода;



принцип доступности;



использование демонстрационных материалов.

Методы:



активизирует деятельность учащихся;



развивает их слуха, память и ритм;



помогает контролировать знания учащихся;



может быть проводником личностного воздействия преподавателя на учащегося;



информационно-репродуктивный



объяснительно-репродуктивный



словесный



практический



наглядно-демонстрационный



наглядно-слуховой



эвристический



метод музыкального обобщения



метод забегания вперёд и возвращения к пройденному



метод наблюдения за музыкой



метод размышления о музыке.

Техническое обеспечение:



музыкальные инструмент - баян или аккордеон;



«Живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;



компьютер (ноутбук)



видеозаписи и аудизаписи;



видеофайлы, презентация



видеопроектор, экран.

Используемые предметные программы:

Используются межпредметные связи:

музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки, специальность для народных

инструментов.

Организация и формы работы:



Объяснение;



Учебная дискуссия;



Демонстрация;



Исследовательская работа;



Практическая работа;



Творческая работа.

Моё отношение к методической разработки:

В методической разработке присутствуют элементы: объяснения, демонстрации в начальном

периоде с показа преподавателя, повторения, практическая и творческая работа, закрепления

старого и освоение нового материала, а так же умений и навыков.

Развитие музыкального слуха формирует комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся

в детской школе искусств. Он стимулирует желание учиться по всем предметам, как по

теоретическим, так и по специальным (ведь каждому ученику предоставляется возможность

выступить перед публикой). В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно.

Раскрепощенность и хорошее настроение, создаваемые преподавателем, непосредственное

участие ребят в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому ребенку

возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Методические рекомендации - вовлекать как можно больше детей в творческую атмосферу и

ежедневные занятия музыкой станут потребностью. Ребята всегда с увлечением выполняют

творческие задания и очень радуются, когда их усилия отмечены добрыми словами слушателей.

Конечно, важно при этом учитывать их возрастные особенности.

Введение.

Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители

музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между

техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы,

самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и

прохождением музыкально - теоретических дисциплин.

Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно

неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие

систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования.

Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах?



Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога.



Нет тщательно разработанной методики обучения по этим навыкам - наиболее трудным в

обучении и игре на инструменте, которые должны являться первоначальным этапом. Именно в

ДШИ должен закладываться фундамент будущего музыканта.

За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по

активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют.

Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать

по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом,

обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.

Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель

начального обучения, основанную на комплексном обучении игре по слуху, чтении с листа и

транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно -

воспитательного процесса, начиная с первых занятий.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И

ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

Сущность тональности и проблемы транспонирования.

Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение

музыкального произведения в новую тональность. Тональность (середина 19 века) высотное

положение лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть изложен по крайней

мере в 12 тональностях.

Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения

окраски звучания, меняется общий характер музыки.

Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем больше диезов, тем оттенки

светлее, блестящие в тонах, бемольные все мрачнее). С. И.Савшинский пишет:"Важно то, что

каждая тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется (аппликатура, игровые

ощущения и представления).

А. Б.Марк (немецкий композитор, теоретик, педагог) предостерегал от легкомысленного

транспонирования пьес, каждое музыкальное произведение должно звучать в такой тональности, в

какой написал автор.

Н. А.Гарбузов с какой целью нужно транспонировать произведения:



Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента



Облегчение партии ( много ключевых знаков)



Средства выразительности ( части произведения)

Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от

руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт

нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности

открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты).

Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет исполнить на баяне фортепианные,

органные, вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала.

Е. В.Давыдова пишет: "До освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада

на разной высоте, чувствовать тональность."

Многие педагоги(Щапов, Рафалович) считают, что именно транспонирование важнейший способ

развития тональных слуховых и вне слуховых ощущений. Техника транспонирования состоит в

процессе слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а слуховой).

2.Психологический механизм игры по слуху, чтение с листа и транспонирование.

Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления

слуходвигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту.

Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и их транспонирование и рекомендует

заниматься этим с первых шагов при обучении на инструменте.

О. В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам. Это

самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа,

устанавливается связь между движением и слухом (это работа Рафаловича по транспорту

фортепьяно).

Способ не механический перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в новую

тональность отсюда укрепление зрительно - слухо - двигательной взаимосвязи.

Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва

влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема

взаимосвязи слуховых и двигательных представлений - является важнейшей в современной

методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:



слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)



двигательного ( умение и навыки).

Широко распространен метод - направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие

игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих

на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую

чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах

(скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания

чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т. д.) постоянно активизировать слух, тогда

как у первых такой необходимости нет.

Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".

Щапов:" Не следует брать клавишу раньше, чем в воображении появится образ данного звука и не

появится чувство уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу".

При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном - пассивный

наблюдатель моторики.

Игра по слуху осуществляется при слуховых представлений и двигательной установки в заданную

тональности, производится по схеме: слуховой образ - моторика - звучание.

В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс превращения нот в видимых в

слышимые. Или увидел - услышал - сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между

слуховыми и двигательными через "подкрепление" чтение нотного текста.

Слуховой метод:

зрительное восприятие нотного текста - слух - моторика - звук.

Двигательный метод:

зрительное восприятие нот - моторика - звучание - слух.

Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю (слуховой контроль).

Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод "внутри услышимого"

музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа

- превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по слуху - воспроизводить внутри

услышимую музыку в разных тональностях.

Транспонирование по нотам формируется в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспорта

по слуху.

3.Последовательность развития слухо - двигательных представлений.

Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.

Основа мелодического слуха является ладовое чувство (различать ладовые функции и тяготение к

устойчивым звукам, прежде всего к тоники).

Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и

интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).

Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа

музыкального слуха.

Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и чтение с листа

должно осуществляться на ладовой основе.

Транспонирование - связь теории и практики.

Усвоение звукоряда лада:



ощущение устойчивых ступеней



тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз



первые шаги от 1-3 ступени



усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.

Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора, но начать с натурального,

использовать русские песни, а вслед можно и гармонический, и мелодический миноры. После,

если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к параллельно - переменному ладу.

Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми,

ре минор).

На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия

без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический. В начале

слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями.

До начала изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к транспонированию их на

инструменте, а от сюда к народной подголосочной полифонии. Психологи утверждают:"Что

особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается, и надолго удерживается в памяти".

Репертуар для подбора по слуху и т. д. детские песенки, современные и народные песни - лучший

учебный материал.

ГЛАВА II.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПОСЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И

ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

Организация занятий.

У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность, память, ритм, и здесь необходим

дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умение и

способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания теории музыки. Пробелы в

теоретических знаниях легко обнаруживаются в процессе анализа музыкального материала, нужна

взаимосвязь сольфеджио и специальности( требования по сольфеджио, на уроках специальности

продолжение темы по сольфеджио) чтение нот с листа, подбор по слуху номеров из учебника по

сольфеджио.

Методика работы в младших классах ДШИ определяется образностью мышления. Теоретические

формулировки вводить как можно неназойливо, в тесной связи со специальностью. Успешность

урока - элементы игры.

Транспонировать

использовать номера по сольфеджио, способствует взаимосвязи сольфеджио и

специальности, четкое планирование классных и домашних заданий и систематический контроль

за выполнением их - обязанность педагога.

Чтение нот с листа

репертуар ДШИ обычно на 1-2 класса ниже обучаемого класса.

Важную роль планирования урока не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок - это 3

этапа:



объяснение нового материала



самостоятельно выполненное домашнее задание



контроль за качеством его выполнения

Целевые установки урока:



повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам)



усвоение нового материала ( по нотам и по слуху)



знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)



транспонирование по слуху.

Задание должно быть посильным по объему и степени трудности.

Игра по слуху, чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей и творческой

самостоятельности, активизации теоретических знаний и помощь применения на практике. Многие

представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать

обучение на "инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Музыкальный

слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно

требует проявление слуховых способностей" - пишет Л. Баренбойм ( чтение, подбор,

транспорт).Отсюда требования: начинайте работу с "донотного периода" пьесы разучиваются не

по нотам, а по слуху. В классах ведущих педагогов пианистов ДМШ г. Ленинграда Ляховицкой,

Лерман, Рафалович занятия на инструменте начинаются с донотного обучения, на основе

транспонирования по слуху знакомых мелодий. Учащиеся знакомятся с инструментом, постановка

рук, приёмы звукоизвлечения.

Первое полугодие дети накапливают слуховые представления, игровые навыки. Этим повышается

самостоятельность и теоретическая инициатива (донотное обучение рекомендовал Моцарт).

Многие педагоги начинают занятия не с формирования слуховых представлений, а с освоения

нотной грамоты, клавиатуры и игре по нотам и приходится решать сразу множество сложные

задач, связанных с особенностями инструментов.



наличие 2-х клавиатур с разными звуковысотными соотношениями



неодинаковое расположение левой и правой клавиатур (правая - полутоновая, левая кварто -

квинтовая)



отсутствие зрительного контакта с клавиатурой



звукоизвлечение требует физической силы

Все это заставляет педагогов направлять внимание учащегося на усвоение нотных знаков и

соответствующих им клавиш и на основе нотного материала работа над постановкой рук, пальцев

и звукоизвлечения. Такой метод противоречит основным положениям современной педагогики.

Нужно использовать формы развивающие музыкальный слух, творческое начало и активность

учащихся.

Педагоги часто задают вопрос: "Где найти время для подбора по слуху, его не хватает чтоб

подготовить пьесы на академический концерт. За счет чего осуществляется связь теории и

практики? Как быть с выборным баяном?"

Не нужно доказывать, что подбор и чтение с листа не просто нужны, но необходимы на основе

связи теории и дифференцированном подходе к каждому учащемуся.

Срок 5-7 лет на баяне - это мизер, необходимо увеличить до 9 лет и на этот срок рассредоточить

программу, вот время для подбора и транспонирования на выборном баяне стало возможно

исполнить сложнейшие органные и фортепианные произведения, усложняется и концертный

репертуар.

Основы владения выборной системой закладывается в ДШИ и даже целесообразней начинать

обучение с выборного баяна в1 классе или в 1 полугодие:



мелодический слух - на выборе одноголосные мелодии



в основе правой и левой руки одна система



различные штрихи в левой руке короче в готовом баяне усложняет координацию движения, а на

выборе идентичное движение рук легато - стаккато - соединение этих штрихов.



вес и габариты выборного баяна меньше можно начинать работать с 6-7 лет.

Но и не умоляем достоинства готового баяна. Готовый аккомпанемент создает особый колорит,

упругость звучания песен, танцев. Нужно считаться с желанием родителей и учащихся насчет

выборного баяна.

Педагог обязан ознакомиться с методикой начального обучения на обоих видах баяна, а донотное

обучение в классе только облегчает формирование игровых навыков.

2. Методы обучения игры по слуху.

Под игрой по слуху нужно понимать исполнение на инструменте музыкального материала,

усвоенного на основе музыкально - слуховых представлений без помощи нот. Роль

педагогического участия в формировании у учащихся навыков игры по слуху значима, как и

обучение по нотам.

Успешность игры по слуху зависит от степени развития слуха двигательной взаимосвязи, а отсюда

и успехи по сольфеджио и по специальности. И этим надо заниматься систематически.

Подбор по слуху имеет 2 формы:



усвоение музыки в первоначальной тональности



в новой тональности (вид транспонирования)

В процессе подбора у учащегося развиваются: музыкальная память, воспитывается музыкальный

вкус, вырабатывается слухо - двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие

мелодии, гармонии.

Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений это ПЕНИЕ - поэтому

первые шаги нужно начинать с него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и

воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки или интервалы, а ребенок без

поддержки инструмента воспроизводит голосом, лучше со словами.

Важное значение развития эмоциональный отзывчивости и умение мыслить музыкальными

образами. На первых уроках необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на

примере попевок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к подбору мелодии на

инструменте. Желательно, чтобы педагог предложил подобрать на фортепьяно (облегчает подбор

не требуя аппликатуры и штрихов, самое важное правильно нахождение звуков и ритм).

Критерии музыкальной памяти, быстрота запоминания, слух - интонация голоса и подбор на

инструменте. Одновременно с пением и транспортом (от другого звука на фортепьяно) приступаем

к овладению первоначальными навыками игры на баяне. Всё - это осуществляется на

основе игры с показа. Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой, пальцами

педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке

руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки.

Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах,

длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой).

После освоения этого периода переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку,

аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе

мелодия транспонируется в 1-2 тональности (или от другого звука ). При проверке домашнего

задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком.

Опыт показал, что работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода

( снижает интерес). Куда полезнее песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио.

Мелодии строящиеся на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения

позициозной игры ( без перекладывания и подкладывания пальцев). Это воспитывает

аппликатурную организованность.

Позиция в игре на аккордеоне - группа нот на клавиатуре охватываемая кистью руки ( в пределах

квинты, каждый палец остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем диапазон

расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья, повторения одной клавиши разными

пальцами).

Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий аппликатура сохраняется независимо

на какую клавишу ( белая или черная) приходится 1 палец.



при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на своем ряду 2 палец на 1 ряду,

3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду.



арпеджио аппликатура не измена.



Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха и рекомендуют начинать с

легато.



начинают с напевных мелодий, связное звучание



спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию клавиатуры.



в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу



плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу.

Очень важно восприятие ритма, зафиксировать слухом, а затем осмыслить теоретически записать.

Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. На выборе

знакомая мелодия в левой клавиатуре можно играть в разных тональностях:

а) по фразам поочередно правой и левой руками

б) синхронно 2 руками

На готовом баяне сочетание басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до

начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш. В силу различия

правой и левой клавиатур на баяне запись нот в 2 ключах сразу стройная единая система.

В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:



Зрительно - слуховое восприятие



Элементарную теорию



Элементарные игровые навыки



Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения ( не прикован к

нотному тексту):



Педагог пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для

нахождения заданной интонации



Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная

взаимосвязь



Исполнение на уровне, точно ритм, ровно певуче



Легче овладевает навыками владения 2 руками

Донотный период музыкальный материал усваивается подбором и транспонированием - это

продолжает развиваться и в период игры по нотам с программными требованиями, с четкой

последовательностью усложнения трудностей ( лад, мелодия, ритм, гармония).С окончанием

донотного обучения меняется структура урока, вместо 45 минут на подбор и транспорт уделяем

всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания по этим видам музицирования.

В старших классах ДШИ музицирование более сознательное, опираясь на теорию. Выбор

репертуара учитывать желания, возможности и способности учащегося.

Особое внимание к ритму , с него надо начинать подбор мелодии по слуху:



Простукивание ритмического рисунка



Первую фразу играет педагог, а вторую ученик



Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим определяем размер, доли,

длительности).

Упражнение на усвоение мелодии:



определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии



первую фразу играет педагог, а вторую ученик



первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя



первую фразу ученик поет, а вторую простукивает ритм и т. д.

Развитие музыкальной памяти:

1. Учащийся запоминаем мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью

детального его схватывания слухом

2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах

Заранее обсуждается число проигрываний, полезно записывать самодиктант или устный диктант с

названием нот.

Подбор опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами можно опираясь на

знакомые песни, например

м2,б2 - "В лесу прифронтовом" и " Во поле береза стояла"

м3, б3 -"Тонкая рябина" и "Подмосковные вечера" и т. д.

Главный контролер мелодических представлений - пение, гармонических умении воспроизводить

многоголосную музыку ( аккомпанемент). Если донотный период учащийся аккомпанемент

осваивал с показа, то он должен научиться подбирать его сам, начинать из 3-5 звуков лада и

гармонизировать ступенями I -IV - V - I ; T - S - D-T.

Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем терции до мажор, в объеме

кварты, когда ученик легко освоит эти задачи предложить мелодию сыграть от другой клавиши

сохраняя аппликатуру. Можно переходить к подбору аккомпанемента на основе слуховых

ощущений, а не на основе теории (бессознательно, нужно заниматься уже со 2 класса). К этому

времени он должен знать:



из каких звуков состоят аккорды основных ступеней До мажора и как записываются T, S,D.



умение находить в мелодии аккорды



умение подбирать бас и аккорды



знать общие звуки в аккордах (гармонизация их возможные варианты)



умение находить звуки принадлежащие аккордам, а так же проходящие и вспомогательные

звуки.

I . раздел

1) Преподаватель помогает выяснить бас и аккорды, записать, объясняет что "готовый" аккорд

состоит из 3-х звуков и выбирается ритм аккомпанемент (четверти, восьмые ит. д.) мелодия

строится только на звуках тоники.

2) мелодия из звуков доминантового аккорда

3) содержит звуки Т и Д, где есть общий звук (соль в до мажоре) и варианты гармонизации.

4) содержит звуки S.

5)содержит звуки Т и S, где есть общий звук (до в до мажоре).

6) содержит звуки всех основных аккордов :Т, S, Д.

ПРАВИЛА:



мелодия оканчивается на тонике



субдоминанта не может идти за доминантой

Можно гармонизировать простейшие мелодии из учебника сольфеджио.

II. раздел

Гармонизация мелодии с неаккордовыми звуками (проходящие и вспомогательные).

1. Проходящие - заполняют промежуток между аккордовыми тонами, чаще слабая доля.

Они перемещаются между тонами, но сами не гармонизируются.

2. Вспомогательные звуки находятся между повторением аккордового тона и отдельно не

гармонизируется

Система подбора мелодии и аккомпанемента, от простого к сложному( до, соль, фа мажоры, после

минор)

Гармонизация без соблюдения правил голосоведения примитивна, наша задача сознательно

оперировать аккордами в аккомпанементе.

Часто гаммы на уроке специальности оторваны от музыки и теории. Учащийся должен прочно

запомнить последовательность расположения ступеней: I - тоника; IV - субдоминанта; V -

доминанта и от каждого звука можно построить трезвучье.

3. Методы обучения чтения с листа.

Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа.

Разбор процесс отработки каждого элемента, детали нотного текста, возможно замедление темпа,

остановки и поправки.

Чтение с листа - сквозное проигрывание нового музыкального материала, основная задача -

ознакомление в общих чертах, не останавливаясь, в темпе. Чем лучше ученик владеет

инструментом, тем лучше читает с листа, быстро находит рациональную аппликатуру.

Начинать нужно с анализа (звуки, длительности, ритм, аппликатура, фразировка, мех).



Мелодия в объёме 1-3 ступени



Мелодия в объёме 1-5 ступени



Мелодия в объёме 1-7 ступени

От чистых тональностей и до 3-х знаков при ключе. Прочитанную мелодию задают

транспонирование как домашнее задание.

Освоение тональностей.



В классе прочитал мелодию в до мажоре



Дома транспонировал в соль мажор



На уроке записывает и анализирует мелодию в соль мажоре, а после читаем мелодию в соль

мажоре, а домашнее задание в фа мажоре.

Анализ произведения.



Размер, лад, тональность ( знаки при ключе), темп, жанр.



Составные части строения ( мотив, фраза, период).



Ритм.



Мелодическая линия (ступени, скачки, поступенно).



Гармоническая линия (басы и аккорды аккомпанемента).



Динамика и кульминация.



Аппликатура, мех, цезуры.



Разбор сложных мест в нотном тексте(ритм, скачки).



В старших классах анализ в 2-х планах:



целостный анализ формы, ладотональности, жанр, выразительные средства



анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмической группы

Анализировать обязательно вслух, тонкий дифференцированный подход к каждому учащемуся,

чтобы читал грамотно, красивым звуком без упрощений и выразительно.

Можно совмещать чтение с листа с дополнительными задачами (медленно, но с соблюдением

всех авторских указаний; быстро - независимо от текстовой неточности)

Комплексному восприятию нотного текста помогают:



Группировка нот способствует охвату целых групп, указывает не только на длительности, но и

на движение мелодии.



Фразировочные лиги указывают на законченность построения.



Графическое изображение аккордов и интервалов.

Воспитание воспринимать созвучья целыми нотными знаками на основе захвата их взглядом снизу

вверх и умение при чтение с листа взглядом опережать звучание.

4. Методы обучения транспонированию.

I.

Транспонирование по слуху осуществляется на инструменте вне нотного текста:

1) на материале усвоенному по слуху

2) на материале усвоенном по нотам

Если ребенок свободно справляется с задачей I этапа транспонирует мелодию подобранные по

слуху в тональностях I u II степени родства (C, G,F, D и. т.д.) можно приступить ко II этапу.

II. При транспонирование по нотам нужны прочные теоретические ( тональности) и практические

навыки, знания и запомнить:

1) при транспонировании меняется тональность и ключевые знаки

2) меняется лад

3) меняется аппликатура

4) заучить с учащимся порядок ключевых знаков альтерации ( можно по левой клавиатуре фа, до,

соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси; си, ми, ля, ре, соль, до, фа - на метро спешит дрофа)

5) научиться точно определять тональности по знакам.

Транспонирование по нотам.

Начать с мелодии в объёме 1-3 ступеней и усложнять, увеличивать диапазон. Лучше начать

транспонирование ранее знакомого произведения ( читал с листа, слышал), а затем усложняя

переходить к транспонирование не знакомых произведений.

Транспонирование предшествует детальный анализ, затем перевод в новую тональность и

исполнение в новой тональности. Не рекомендуется перед транспонированием читать с листа.

Порядок транспонирование по нотам.



Анализ произведения.



Запись первоначальной и новой тональностей, опорные звуки лада.



Определить звуки мелодии в новой тональности.



Сольфеджируем её.



Определить позиции рук, пальцев, аппликатура.



Настраиваемся на новую тональность - гамма, трезвучия.



Исполняем с листа в новой тональности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



В. О.Галич"О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на

индивидуальных занятиях в фортепианных классах"Москва 1976 год;



Т. О.Калужская "О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами" Москва

1972год



Я. О.Мильштейн " О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства". Москва 1972

год;



С. Ляховицкая "Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся" Москва

1971 год.



Г. Шахов "Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна"Музыка 1987 год.



В. Н.Мотов"Методика обучения на баяне и аккордеоне".Москва 1979 год



Б. М.Егоров " Программа по специальности для народных инструментов". Москва 1982 год.



Методические разработки в музыкальной педагогике и психологии по развитию слуха Б.

М.Теплова, Л. А. Баренбойма, А. П.Щапова.



Г. Шатковский "Развитие музыкального слуха" Музыка 1996 год.



В. Мотов "Развитие первоначальных навыков игры по слуху" Москва 1981 год.



Г Шахов "Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне" Москва 1981 год.



Методические указания в специальных классах ДШИ и ДМШ с 19год.



Акимов "Школа игра на баяне"



Говорушко "Основы игры на баяне"



В. Лушников "Школа игры на акордеоне"



Р. Бажилин "Методика XXIвека Школа игры на аккордеоне"



П. Серотюк"Хочу быть баянистом"



Г. Бойцова "Юный аккордеонист



В раздел образования