Автор: Галина Сергеевна Аннина
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МОУ "СОШ с.Лобки" Ершовского района Саратовской области
Населённый пункт: Верхний Кушум (Бобринка)
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Уроки русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения"
Раздел: среднее образование
Уроки №18, 19.
Тема. Строение сложноподчинённых предложений.
Цель: объяснить строение и особенности сложноподчинённых предложений.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II. Повторение. Работа с текстом.
Каракал.
Степная рысь, или каракал, - житель равнин. Саванна, степь, пустыня – вот места
её обитания.
Только на коротких дистанциях развивает степная рысь скорость, достаточную,
чтобы поймать самую быстроногую добычу. Сначала подползает как можно ближе,
затем несколько прыжков – и добыча схвачена. Прыжки немалые – почти пять
метров. Для зверя сравнительно небольшого (длина его – 60-80 сантиметров) – это
отличная прыгучесть.
Летом охотятся каракалы по ночам, а зимой, весной – и при свете солнца.
Убежища, где они прячутся днём, - норы дикобразов, лисиц или густой куст,
расщелина в сакле. (И.Акимушкин).
Задания:
1.
Объяснить постановку знаков препинания.
2.
Сжато изложить текст.
3.
Привести примеры сказуемых разных типов.
III.
Строение сложноподчинённых предложений.
1.
Наблюдение на материале упр. 64.
2.
Сформулируйте пунктуационное правило, опираясь на схемы.
3.
Выполните упр.65- 68, составьте схемы сложных предложений.
IV.
Выводы. Домашнее задание: пар.205, упр. 69.
Дополнительный материал.
1.
Расставить знаки препинания, объяснить.
Снег шуршит под ногами и ему уже больше не белеть на мостовой. Открыли
дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом. Тихо дышит зимний
лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. В лесу
тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
2.
Лингвистическая разминка.
А) Словарный диктант.
Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство,
артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притвориться,
прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский,
антигуманный, расспросить, оптимист.
Б) Грамматическое задание.
- выделить слова с приставками;
- подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.
Урок20.
Тема. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом
предложении.
Цель: рассмотреть строение и особенности сложноподчинённых предложений.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II. Повторение. Работа с текстом.
Берегите природу.
Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь
миллион деревьев. Убедительней не скажешь о том, как надо быть осторожным со
спичкой в лесу.
Запомните, что нельзя бросать горящие спички, окурки и вытряхивать горячую
золу. Нельзя выжигать траву под пологом леса, на проталинах, на полянах и на
лугах.
Тот, кто путешествует на автомобилях или на мотоциклах, не должен забывать, что
нельзя заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания во
время их работы, не следует ездить на машинах с неисправной системой питания.
Не следует курить и пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых
горючим. Нельзя бросать промасленные либо пропитанные бензином, керосином и
иными горючими веществами тряпки, ветошь.
И последнее. Вы решили поохотиться. Не употребляйте пыжи из
легковоспламеняющихся или тлеющих материалов. Помните: от искры сыр-бор
загорается. (А.Санжаровский).
Задания: 1). Объясните знаки препинания.
2). Найдите во втором абзаце слово с чередующейся гласной в корне.
3) В предложении 3 абзаца обозначьте грамматические основы, составьте схему
предложения. 4) Сжато изложите текст.
III. Работа по теме урока.
1.
Теория, §6. Подчинительные союзы и союзные слова.
2.
Материал для наблюдения:
1). Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
2) Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне.
3. Закрепление материала.
1) Анализ предложений.
Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.
Если б мишки были пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так
высоко строить дом.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Никогда не говори о том, чего не знаешь.
2). Составление схем предложений.
3) Упр.22-27.
IV. Выводы, домашнее задание: § 5,6; упр. 29 (устно), упр. 30, 32 (письменно).
Уроки №22-23.
Тема. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности
присоединения придаточных предложений к главному.
Цель: объяснить особенности присоединения придаточных предложений к
главному; показать роль указательных слов в подчинении предложений.
Ход урока.
I.Повторение. Работа с текстом.
И как тут (не) согласиться с моим старым з…мляком, бывшим хлеборобом, какой в
торжественную минуту во…кликнул: «Хлеб – имя существительное, а всё остальное –
пр…лагательное!» Сказа…ое весьма энергично, пожалуй, даже с какой-то удалью, и всё
(таки) слова эти (не) лишены глубокого смысла.
В самом деле: в семье, в государстве, в целом ли мире, коли есть на столе хлеб, другое
как (то) легче пр…кладывается. Больше того, даже для сытого хлеб – едва ли не
единственный продукт, который (н…)когда (не) приедается… И не потому ли, кроме всех
прочих войн, больших и малых, долгих и коротких, которые, к несчастью, и теперь
потрясают нашу и…страдавшуюся пл…нету, есть ещё одна война, или, точнее сказать,
ещё одна битва. Которую люди в…дут постоя…о, из века в век, в…дут тысячелетиями, -
это битва за хлеб, ибо она означает в конечном счёте битву за жизнь на земле.
Задания.
1)
Вставьте пропущенные буквы, объясните. Объясните пунктуацию.
2)
В 1 абзаце найдите сложносочинённое предложение.
3)
Приведите по одному примеру из текста на каждый тип связи слов в
подчинительных словосочетаниях.
4)
Сжато изложите текст, объясните, какие приёмы сжатия текста вы
использовали.
III.
Работа по теме урока.
1.
Материал для наблюдения, П. – с.
- Для чего служат указательные слова? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике, §207.
- Докажите, что указательные слова помогают определить значение придаточных
предложений.
- Составьте схемы данных предложений.
2. Тренировочные упражнения: 84, 90, 91.
3. Каковы особенности присоединения придаточных предложений к главному? (См. §
208).
IV. Составление плана рассказа о СПП. (§205-208).
1)
Определение СПП.
2)
Строение СПП.
3)
Место придаточного в СПП.
4)
Средства связи.
5)
Роль указательных слов.
6)
Пунктуация в СПП.
IV.
Итоги урока. Домашнее задание: § 205-208, упр. 85, 92.
Уроки 24-26.
Тема. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Цель: познакомить со СПП с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным,
последовательным подчинением).
Ход урока.
I.
Повторение.
Карточка.
Спишите, расставьте знаки препинания, определите, каким членом предложения является
слово, с помощью которого связывается придаточное с главным. Начертите схемы
предложений.
1)
Мальчик которому шёл десятый год сидел возле матери.
2)
Во сне видел он маленького оленёнка который весело гулял по лесу со своей
матерью.
3)
Корзинка в которую девочка положила котёнка была небольшой.
Тест.
1)
Найдите СПП.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и
позже не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли
успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2)
В каких предложениях придаточное стоит в середине СПП? (Знаки
препинания не проставлены).
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом
цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о
мерцающих звёздах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к тебе пчёлы бабочки потому что их привлекают душистые серёжки.
II.
Знакомство с новым материалом.
1.
Опорный материал, с. 51.
2.
Упражнение 95.
III.
Знаки препинания при однородных придаточных.
1.
Пунктограмма, с. 52.
2.
Чтение материала учебника, §209.
3.
Выполнение упражнений 96-103.
4.
Лексико-орфографическая работа: космонавт, Вселенная, цивилизованный.
IV.
Итог урока. Дом. Задание: §209, упр. 104.
Урок №27.
Тема. Виды придаточных предложений.
Цель: дать общее понятие основных видов придаточных предложений по строению и
значению.
Ход урока.
I.
Повторение.
1). Составление предложений по схемам:
[…], (которые…).
[…], (где…).
[там…(где…),…].
(Чтобы…), […].
2)
Лингвистическая разминка.
Фельдмаршал, объединиться, обаятельный, воплощать, восхищение, претворять в жизнь,
цинизм, бескомпромиссный, псевдоним, безымянный, колоссальный,
антитеррористический, мировоззрение, сжигать, грациозный, несмотря на то что, либерал,
пьеса, дирижёр, эпиграмма.
3). Предупредительный диктант.
Девушка с такой радостью бегала по дорожкам и тропинкам, так внимательно
осматривала все места, как будто провела здесь своё детство.
На другой день она попросила повести её в поле, которое было недалеко от села и к
которому примыкал небольшой лес. Юноша не мог не спросить её, не бывала ли она когда-
нибудь прежде в этой деревне. Смутившись, девушка ответила, что здесь впервые и что,
проезжая мимо, она любовалась этими местами, потому-то и хочет их видеть. Юноша
смолчал, хотя ответ его не удовлетворил, и повёл её в поле.
II. Изучение нового материала.
1) Работа с теоретическим материалом, §210.
Задание: А) Назовите виды придаточных предложений по строению и значению.
Б) Синтаксические синонимы. Что это?
В) Как можно определить вид (значение) придаточного предложения?
2) Опорный материал на стр. 56.
III. Закрепление изученного материала.
1). Выполнение упр. 105 (устно).
- Является ли какой-либо из признаков определения значения придаточных достаточным
для всех случаев?
2) Упр.106 (устно).
3). Упр.107,108 (письменно).
IV. Итоги урока. Дом. задание: §210, упр. 109 (устно), 110 (письменно).
Уроки 29-30.
Тема. Придаточные подлежащные и сказуемные.
Цель: объяснить строение и особенности придаточных подлежащных и сказуемных.
Ход урока.
I. Индивидуальная работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. В СПП определите средства
связи придаточных с главным.
Карточка № 1.
1) Интерес к истории у Карамзина особенно проявился в 1790 году когда он находился в
Париже.
2) Карамзин остро ощутил общественную потребность исторического осмысления самих
себя места в родной и мировой истории потребность которая росла вместе с приближением
к русским границам наполеоновских войск.
Карточка №2.
1) ….Но поступают люди почти всегда вопреки тому чему их учит опыт.
2) И так неистощима была его [Чехова] душевная щедрость что многих людей он готов был
наделять богатствами своей собственной личности.
3) Знания однако я получил основательные и это помогло мне успешнее других сдать
экзамен в институт.
II. Лексико-орфографическая работа.
Здоровье, стадион, атлетика, упражнение, результат, гражданин, гражданственность.
- Составьте и запишите с 2-3 словами словосочетания, выполните синтаксический разбор
одного из них.
III. Объяснение нового материала.
1). Выполнение упр.111.
2) Прочитать § 211, 212, дать определение придаточных подлежащных, сказуемных.
- В чём особенность присоединения к главному придаточного подлежащного, сказуемного?
- Выписать примеры предложений, составить схемы.
IV. Закрепление материала.
1) Упр. 112-116 (с комментированием).
2) Упр.117 (самостоятельно).
V. Итоги урока. Дом. задание: § 211,212; упр. 118.
Урок № 31.
Тема. Придаточные определительные.
Цель: сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры;
совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока.
I. Лингвистическая разминка.
Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный,
контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание,
сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься. Теннис, количественный,
роскошный, галерея.
II. Работа по карточкам.
Карточка №1.
Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения.
Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит повисли перлы дождевые и
солнце нити золотит.
Карточка №2.
Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
[Безличное], [зато… двусоставное].
[Неопределённо-личное], [также…двусоставное].
III. Объяснение нового материала.
1). Выполнение упр. 119.
2) Запись на доске:
Определение
Определительное придаточное
предложение.
Какой? Чей?
Какой? Чей?
Какого? Чьего?
Какого? Чьего?
3) Чтение теоретического материала (§ 213).
IV. Закрепление изученного.
Выполнение упр. 122-125.
V. Итоги. Дом.зад.: § 213, упр.126.
Урок №32.
Тема. Придаточные дополнительные.
Цель: объяснит строение и особенности придаточных дополнительных.
Ход урока.
I. Повторение.
1) Работа по карточкам.
Карточка №1.
Запишите предложение, расставьте знаки препинания, замените обособленное определение
придаточным предложением, определите его вид, начертите схему предложения.
Афоризмы жемчужины человеческой мудрости отлитые в краткую языковую форму.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В СПП определите вид
придаточных, укажите способ связи придаточных с главным.
1.Прош…л месяц (в) течении… которого он (не, ни) разу (не) был у нас.
2. Мы идём в ту сторону где дороги ра…ходя(т,ть)ся.
3.Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и т…нистых оврагах но на полях осел
стал рыхлым и тёмным и из(под) него кое(где) большими плешинами пок…залась чёрная
жирная парившаяся на солнце земля.
2) Словарный диктант.
Библиотека, аккомпанемент, путешественник. из-за, оживлённо, аэродром, идеология,
гостиная, приземлиться, из виду, в получасе езды, недалеко, бесшумно, расположенный.
II. Объяснение нового материала.
1) Упр. 131.
2) Теория,§ 214.
III. Закрепление.
1) Упр.135-137.
2) Творческая работа.
- Допишите предложения, добавив в них придаточные дополнительные.
Используйте при этом своё мнение о героях «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.
Я убеждён… Я считаю… Я согласен с тем…. Могу с уверенностью сказать….
Мне кажется… Меня привлекает (интересна) мысль (высказывание) о том….
3) Самостоятельная работа – упр.133, 134, 141 (по вариантам).
IV. Итог урока. Дом. задание: §214, упр. 139, 140.
Урок №34.
Тема. Придаточные обстоятельственные.
Цель: объяснить строение и особенности придаточных обстоятельственных; выяснить, на
какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные.
I.
Повторение.
1. Словарный диктант.
Прибывшая комиссия, программа тренировок, спортивный комментатор, колоссальный
труд, стеллажи в библиотеке, собранные автографы, результат выявится впоследствии,
рассчитывать на эффект, незабываемый балет.
2. Повторение тем «СПП с придаточными определительными и
дополнительными».
Анализ предложений: записать предложения, объяснить знаки препинания, составить схемы
предложений.
1). Счастлив, кто от хлада лет
Сердце охранил,
Кто без ненависти свет
Бросил и забыл. (В.Жуковский).
2) Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где всё для сердца мило… (А.С.Пушкин).
3).
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла. (А.С.Пушкин).
4).
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. (А.С.Пушкин).
II. Изучение нового материала.
1. Синтаксический разбор предложения.
Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-
серёжки, и они долго висят на каждой иголочке, украшая их, будто бриллианты.
Задание: составить схему предложения, найти обстоятельства; определить, чем они
выражены, на какие вопросы отвечают.
- Какие виды обстоятельств вам известны?
2. Выполнение упр.143.
3. Чтение § 215, работа с таблицей.
III. Закрепление материала.
Упр.144-148.
IV. Итоги урока, дом. задание: § 215, упр. 153.
Уроки № 35, 36.
Тема. Придаточные обстоятельственные.
Цель: закрепление материала о придаточных обстоятельственных.
Ход урока.
I. Лингвистическая разминка.
1. Расставить ударения в словах, написанных на доске: договор, столяр,
предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
(Проверить по словарю).
2. Графический диктант.
Задание: не записывая предложений, начертите схемы, определите вид придаточных в
сложноподчинённых предложениях.
1). В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2). Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
3). На месте, где они росли, посажены молодые сосенки.
4) Мы спросили, когда нам прийти снова.
5) Известно, что слоны в диковинку у нас.
6) Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.
7) В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.
8) В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.
9) Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
10) Какой измерить мерой тот путь, что мы прошли?
II. Работа по теме урока.
1. Выполнение упражнений.
2. Самостоятельная работа.
Анализ предложений: пунктуация, определение вида придаточных предложений.
1) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. (Пословица).
2). Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям
читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».
3) Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыт для него не
существует. (А.Пушкин).
4). С тех пор как я живу на свете, я ничего не читал скучнее этой статьи. (А.Апухтин).
5). Чем дольше шёл отряд, тем путь становился всё более непроходимым.
6) Он не просто заплакал, как плачут городские дети, он закричал громче самого горластого
мужика. (Л.Андреев).
7) Как ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как
осенью. (Л.Андреев).
8) Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва.
(В.Маяковский).
9) Роман был написан в стихах, видимо, потому, что тогда в русской литературе почти всё
писалось стихами. (В.Кулешов).
10) Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не
поверил.
11) Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.
III. Дом. задание: § 215, повт. § 213, 214; упр. 157.
Уроки №37, 38.
Тема. Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение».
Цель: Обобщить и систематизировать материал по теме.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, по-видимому, мало-
помалу, оттого что, как будто, вследствие того что, из-за того что, с тех пор как, ввиду того
что, в связи с тем что, для того чтобы.
II. Синтаксический разбор предложений (по вариантам).
1. Ряска почти сплошь накрыла заводи, и, рассекая её, медленно двигались по ней дикие
утки. Влажной дымкой трепетал по-утреннему свежий ветерок. (Л.Андреев).
2. Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. Начинается Лена
с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные
притоки.
III. Тестирование.
IV. Выполнение упр. 158.
V. Дом. задание: § 213-215, упр. 159.
Урок №39.
Тема. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».
Цель: проверка качества знаний учащихся по теме.
Ход урока.
I. Комплексная работа с текстом.
1. Запишите отрывок из статьи о журналисте и писателе В.Пескове.
Он умеет беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними
и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя. Недаром один из них
писал: «Когда я встречаю в жизни что-то особенно хорошее, тёплое, светлое, я всегда
думаю: надо, чтобы как можно больше людей знали об этом, и знали от Василия Пескова,
тогда наверняка они тоже полюбят это».
Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей земли, пишет о ней
сочно, свежо, подлинно. Всё просто, естественно.
Ю. Воронов.
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
3. Определите стиль текста.
4. Какие языковые средства служат для связи предложений в единое целое?
5. Подберите антонимы к наречиям «искренне», «естественно». Запишите
словосочетания с ними.
6. Придумайте предложения со словами «недаром – не даром».
7. Придумайте предложения, в которых слова «просто», «естественно» будут
являться наречиями (см. последнее предложение).
8. Составьте схемы сложных предложений.
Урок 40.
Тема. Повторение орфографии, пунктуации.
Цель: повторить изученный материал.
Ход урока.
I. Работа по карточке.
Карточка.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, союзы, союзные слова. Определите,
какими членами предложения являются союзные слова, вид придаточных. Расставьте знаки
препинания.
1. Поздней осенью я попал на озеро … называют Изме(н,нь)чивым. 2. Наступило время
…синиц… ст…раю(т,ть)ся посели(т,ть)ся (по)ближе к человеческому жилью. 3. (Ни,
не)когда (ни,не) в одной из литератур мира (не,ни) бывало примера … один великий поэт
подхв…тывал знамя поэзии вып…вшее из рук другого.
(Л.Андреев).
II. Орфографическая работа.
Мошенник, гостиница, низкопоклонник, бессловесный, старинные предания.
III. Записать предложение, объяснить орфограммы, знаки препинания; составить схему.
По-моему, историк должен был выступать как бесстрастный учёный, который
объективно свидетельствует о происшедшем в действительности.
- Подберите синонимы к словам «бесстрастный», «свидетельствовать».
- С помощью чего в предложении выражено личностное отношение к высказанной в
предложении мысли? (С помощью вводного слова).
IV. Повторение правописания «не» с разными частями речи.
1. Ещё не завершённый роман; расставлены недавно покрашенные скамейки; здание не
построено в срок; шёл не торопясь; дотемна бродил не спеша; не нужно расспрашивать о
происшедшем; невероятные эксперименты; не меньше километра; непричастный к
известной истории; небрежный почерк; неширокая, но бурная речонка; небо не голубое;
далеко не зрелое яблоко; не был на собрании; ещё не распустившийся цветок; ботинки не
кожаные; помещение не рассчитано на такое количество людей; недостаёт теплоты; не
достаёт до стола; не спрашивал ни о чём; вовсе не трудная задача ; почти
неотредактированная рукопись; совершенно неисследованная местность (в качестве
зависимых слов – количественные наречия). Но: почти не тронутая загаром (зависимое
слово – загаром).