Автор: Колчина Ольга Леонидовна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Колчина О.Л., преподаватель психологии ГАПОУ АО «Астраханский
социально-педагогический колледж» г. Астрахань
Проблема
развития
межличностных
отношений
у
дошкольников
остается актуальной на протяжении длительного времени. Становление
специфических особенностей взаимоотношений дошкольников влияет на
дальнейшее
становление
их
личности
и
всестороннее
развитие,
на
становление характера детей и формирование индивидуальных особенностей
дошкольников, и, в конечном счете, на развитие адекватной самооценки и
уверенности в себе.
Изучение
особенностей
в
развитии
межличностных
отношений,
общения, взаимодействия на самых первых этапах становления личности
представляется важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях
ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для
личностного развития, проявляющегося как развитие неуверенного в себе
человека.
Необходимость
ранней
диагностики
и
коррекции
нарушений
взаимодействий
со
сверстниками
вызвана
тем
существенным
обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети,
отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их
неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени
характер.
Именно поэтому информация об особенностях развития детской
личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее онтогенеза,
когда начинают закладываться стереотипы поведения, психологические
основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру,
к себе самому, - уточнение знаний о причинах, природе, логике развития
неконструктивных
отношений
и
возможных
способах
современной
диагностики и коррекции приобретают первостепенное значение.
В результате проведенного нами социометрического исследования было
выделено три группы детей в зависимости от характера межличностных
отношений со сверстниками
В группу «полярных» (48%) включены дети, имеющие достаточно
много как положительных, так и негативных выборов сверстников, т.е. дети с
противоречивыми отношениями со сверстниками.
К группе «изолированных» (21,5%) были отнесены дети, получившие
достаточно много отрицательных выборов при отсутствии положительных.
Наблюдения показали, что в конфликтных ситуациях со сверстниками
«предпочитаемые» дети (30,5%) проявили максимальную уступчивость и
готовность к компромиссу.
Также
были
выделены
две
группы
детей,
это
пассивные
и
конфликтные, которые объединены в категорию непопулярных. При этом
они различаются как по коммуникативным установкам и отношению к
сверстникам, так и по особенностям поведения в конфликтных ситуациях:
пассивные проявляют уход от конфликта, готовность к послушанию,
отсутствие попыток отстаивать свои права и интересы, а конфликтные
характеризуются высокой конфликтностью и агрессивностью, ригидным
настаиванием на своем, неспособностью к компромиссам.
В результате бесед с детьми и наблюдением за их поведением
выявились определенные различия в основаниях предпочтения и отвержения
сверстниками детей, отнесенных нами к различным статусным группам. Так,
«предпочитаемые» привлекательны для сверстников, в первую очередь,
благодаря своим игровым умениям.
Принятие дошкольников, отнесенных нами к «полярной» группе,
основано, как правило, на эмоционально-личностном отношении к ним
сверстника. Изолированные конфликтные дети, также как и «полярные»,
отвергаются сверстниками в силу их агрессивности, неуступчивости,
упрямства, стремления настоять на своем, не соблюдения социальных норм и
правил поведения.
Анализ самооценки и уровня тревожности детей показал снижение
уровня самооценки у «неуверенных», нарушение характера дифференциации
и повышение уровня тревожности у большинства «неуверенных» детей.
Полученные результаты позволяют предположить, что, возможно, причина
снижения уровня самооценки и повышения тревожности у детей заключается
в непринятии сверстниками «неуверенных» детей.
Представления дошкольников о «хорошем ребенке» согласуются с
закономерностями, спецификой и значением дошкольного возраста, в
границах которого специфически детский вид деятельности — игра — имеет
особый психолого-педагогический смысл в индивидуально-личностном и
психическом развитии ребенка. Именно умение хорошо играть дети относят
к качеству, которым в первую очередь должен обладать «хороший» ребенок.
Игровые
умения
и
способности
служат
и
основными
критериями
взаимодействия и взаимоотношения ребенка со сверстниками группы.
Таким образом, социально важными качествами для дошкольников
являются умение играть, быть сильным и не драться, т.е., именно эти
качества
являются
предпочтительными
при
выборе
партнера
по
взаимодействию и общению.
При определении результатов оценки взаимоотношений детей в группе
выявлена взаимосвязь популярности, самооценки, уровня тревожности и
уровня социальной нормативности.
Нами была подобрана программа, проведена коррекционная работа по
развитию межличностных отношений у детей, разработаны рекомендации по
развитию данного качества.
По окончании коррекционной работы по формированию и развитию
межличностных отношений в группе детского сада нами было проведено
повторное измерение межличностных предпочтений, для чего использована
методика «Два дома» (автор А.Л. Венгер (1989).
Результаты
позволили
сделать
вывод
о
том,
что
в
процессе
коррекционной
работы
по
развитию
межличностных
отношений,
количественно
уменьшилась
группа
детей,
отнесенных
нами
к
«изолированным». Часть детей из группы «полярных» переместились в
группу
«предпочитаемых».
Это
позволило
нам
сделать
вывод
о
действенности специальной коррекционной работы психолога по развитию
межличностных отношений у дошкольников.
Результатом
проведенного
исследования
является
доказанность
предположения о том, что обучение ребенка способам взаимоотношения со
сверстниками
способствует
повышению
его
популярности
среди
сверстников.
Теоретико-эмпирический
анализ
по
вопросам
межличностных
отношений дошкольников, развития их самооценки и уверенного поведения
убеждает в важности развития исследуемого качества на этапе дошкольного
возраста.
Неуверенные
дети
не
только
лишаются
возможности
бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, но и, сопутствующая
неуверенным детям неадекватная самооценка, приводит к различным видам
эмоциональных нарушений, поведенческих
дезадаптаций. Именно поэтому
комплекс мер, направленный на развитие межличностных отношений у
дошкольника
позволит,
на
наш
взгляд,
не
только
скорректировать
самооценку, наладить конструктивное взаимодействие с детьми, но и будет
способствовать формированию социально-приемлевого поведения, развитию
личности ребенка, его эмоционального благополучия.