Напоминание

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста


Автор: Колчина Ольга Леонидовна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колчина О.Л., преподаватель психологии ГАПОУ АО «Астраханский

социально-педагогический колледж» г. Астрахань

Проблема

развития

межличностных

отношений

у

дошкольников

остается актуальной на протяжении длительного времени. Становление

специфических особенностей взаимоотношений дошкольников влияет на

дальнейшее

становление

их

личности

и

всестороннее

развитие,

на

становление характера детей и формирование индивидуальных особенностей

дошкольников, и, в конечном счете, на развитие адекватной самооценки и

уверенности в себе.

Изучение

особенностей

в

развитии

межличностных

отношений,

общения, взаимодействия на самых первых этапах становления личности

представляется важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях

ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для

личностного развития, проявляющегося как развитие неуверенного в себе

человека.

Необходимость

ранней

диагностики

и

коррекции

нарушений

взаимодействий

со

сверстниками

вызвана

тем

существенным

обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети,

отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их

неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени

характер.

Именно поэтому информация об особенностях развития детской

личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее онтогенеза,

когда начинают закладываться стереотипы поведения, психологические

основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру,

к себе самому, - уточнение знаний о причинах, природе, логике развития

неконструктивных

отношений

и

возможных

способах

современной

диагностики и коррекции приобретают первостепенное значение.

В результате проведенного нами социометрического исследования было

выделено три группы детей в зависимости от характера межличностных

отношений со сверстниками

В группу «полярных» (48%) включены дети, имеющие достаточно

много как положительных, так и негативных выборов сверстников, т.е. дети с

противоречивыми отношениями со сверстниками.

К группе «изолированных» (21,5%) были отнесены дети, получившие

достаточно много отрицательных выборов при отсутствии положительных.

Наблюдения показали, что в конфликтных ситуациях со сверстниками

«предпочитаемые» дети (30,5%) проявили максимальную уступчивость и

готовность к компромиссу.

Также

были

выделены

две

группы

детей,

это

пассивные

и

конфликтные, которые объединены в категорию непопулярных. При этом

они различаются как по коммуникативным установкам и отношению к

сверстникам, так и по особенностям поведения в конфликтных ситуациях:

пассивные проявляют уход от конфликта, готовность к послушанию,

отсутствие попыток отстаивать свои права и интересы, а конфликтные

характеризуются высокой конфликтностью и агрессивностью, ригидным

настаиванием на своем, неспособностью к компромиссам.

В результате бесед с детьми и наблюдением за их поведением

выявились определенные различия в основаниях предпочтения и отвержения

сверстниками детей, отнесенных нами к различным статусным группам. Так,

«предпочитаемые» привлекательны для сверстников, в первую очередь,

благодаря своим игровым умениям.

Принятие дошкольников, отнесенных нами к «полярной» группе,

основано, как правило, на эмоционально-личностном отношении к ним

сверстника. Изолированные конфликтные дети, также как и «полярные»,

отвергаются сверстниками в силу их агрессивности, неуступчивости,

упрямства, стремления настоять на своем, не соблюдения социальных норм и

правил поведения.

Анализ самооценки и уровня тревожности детей показал снижение

уровня самооценки у «неуверенных», нарушение характера дифференциации

и повышение уровня тревожности у большинства «неуверенных» детей.

Полученные результаты позволяют предположить, что, возможно, причина

снижения уровня самооценки и повышения тревожности у детей заключается

в непринятии сверстниками «неуверенных» детей.

Представления дошкольников о «хорошем ребенке» согласуются с

закономерностями, спецификой и значением дошкольного возраста, в

границах которого специфически детский вид деятельности — игра — имеет

особый психолого-педагогический смысл в индивидуально-личностном и

психическом развитии ребенка. Именно умение хорошо играть дети относят

к качеству, которым в первую очередь должен обладать «хороший» ребенок.

Игровые

умения

и

способности

служат

и

основными

критериями

взаимодействия и взаимоотношения ребенка со сверстниками группы.

Таким образом, социально важными качествами для дошкольников

являются умение играть, быть сильным и не драться, т.е., именно эти

качества

являются

предпочтительными

при

выборе

партнера

по

взаимодействию и общению.

При определении результатов оценки взаимоотношений детей в группе

выявлена взаимосвязь популярности, самооценки, уровня тревожности и

уровня социальной нормативности.

Нами была подобрана программа, проведена коррекционная работа по

развитию межличностных отношений у детей, разработаны рекомендации по

развитию данного качества.

По окончании коррекционной работы по формированию и развитию

межличностных отношений в группе детского сада нами было проведено

повторное измерение межличностных предпочтений, для чего использована

методика «Два дома» (автор А.Л. Венгер (1989).

Результаты

позволили

сделать

вывод

о

том,

что

в

процессе

коррекционной

работы

по

развитию

межличностных

отношений,

количественно

уменьшилась

группа

детей,

отнесенных

нами

к

«изолированным». Часть детей из группы «полярных» переместились в

группу

«предпочитаемых».

Это

позволило

нам

сделать

вывод

о

действенности специальной коррекционной работы психолога по развитию

межличностных отношений у дошкольников.

Результатом

проведенного

исследования

является

доказанность

предположения о том, что обучение ребенка способам взаимоотношения со

сверстниками

способствует

повышению

его

популярности

среди

сверстников.

Теоретико-эмпирический

анализ

по

вопросам

межличностных

отношений дошкольников, развития их самооценки и уверенного поведения

убеждает в важности развития исследуемого качества на этапе дошкольного

возраста.

Неуверенные

дети

не

только

лишаются

возможности

бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, но и, сопутствующая

неуверенным детям неадекватная самооценка, приводит к различным видам

эмоциональных нарушений, поведенческих

дезадаптаций. Именно поэтому

комплекс мер, направленный на развитие межличностных отношений у

дошкольника

позволит,

на

наш

взгляд,

не

только

скорректировать

самооценку, наладить конструктивное взаимодействие с детьми, но и будет

способствовать формированию социально-приемлевого поведения, развитию

личности ребенка, его эмоционального благополучия.



В раздел образования