Автор: Селина Вера Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №12" г. Воронежа Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: презентация проектной деятельности Тема: "Наши добрые сказки" Раздел: дошкольное образование
Проект
«
Наши
добрые
сказки
»
выполнила воспитатель
МБДОУ «ЦРР — д/сад №12»
Селина Вера Владимировна
г. Воронеж 2016г.
Нас встречает в жизни - СКАЗКА
Вместе с материнской лаской
С добрым бабушкиным взглядом
Чтоб идти по жизни рядом
Никогда нам не наскучит
Быть отважными научит
В беде научит помогать
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее
Все равно добро мудрее –
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.
Проблема:
недостаточный уровень знаний о жанре сказок;
неустойчивый интерес к чтению;
родители, в силу своей занятости мало читают детям;
недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Наиболее эффективное средство для решение данной проблемы – это вовлечение
дошкольников в проектную деятельность.
Цель проекта:
развитие интереса к художественной литературе, знакомство
детей
с
жанровыми
особенностями
сказки,
творческого
мышления,
детской
фантазии, желания и умения читать сказки.
Вид проекта:
познавательный, творческий, долгосрочный групповой.
Продолжительность проекта:
учебный год (сентябрь-апрель)2015-2016г.г.
Участники
проекта:
дети
подготовительной
группы
№7,
воспитатели,
родители детей.
Актуальность проекта
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказка, вводя детей в
круг
необыкновенных
событий,
превращений,
происходящих
с
их
героями,
выражает глубокие моральные идеи. Поэтому на плечи педагогов и родителей,
ложиться большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в
душе
ребёнка
духовное
начало,
развить
чувство,
чтобы
он
не
вырос
бездумным, равнодушным человеком.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети старшего
дошкольного
возраста
сталкиваются
с
такими
сложнейшими
явлениями
и
чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и
коварство.
Форма
изображения
этих
явлений
особая,
сказочная,
доступная
пониманию
ребенка,
а
высота
проявлений,
нравственный
смысл
остаются
подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка — это
уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Таким образом, для повышения интереса к книге, любви к чтению, интерес к
сказке, как к произведению искусства был мною выбран проект «Наши добрые
сказки».
задачи для детей
* познакомить детей с классификацией сказок (волшебными, сказками о
животных, бытовыми сказками и т.д.);
* учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения
применять свои знания в беседе;
* формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей;
* развивать творческие способности;
* развивать у детей воображение, фантазию;
* формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
* развивать традиции чтения в семье;
* реализовывать полученные знания в совместной театрализованной
деятельности.
задачи для родителей
* беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
* анкетирование родителей «Чтение художественной литературы»;
* развивать традиции семейного чтения, расширять кругозор детей и
родителей;
* заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в
ней;
* обогатить образовательное пространство группы, опираясь на помощь
родителей (пополнение Центра «Здравствуй книжка» книгами,
аудиозаписями сказок, пополнение пальчикового и кукольного театра,
дидактическими и настольными играми);
* домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок из
пластилина, рисование иллюстраций к сказкам).
предполагаемый результат
* пробуждение у дошкольников желание
самостоятельно обращаться к книге, как источнику
содержательного и занимательного проведения
досуга;
* возобновить традиции семейного чтения;
* знать и называть прочитанные сказочные
произведения, их авторов, тексты, персонажей,
мораль;
* помочь родителям повысить свою
компетентность в вопросах значимости русского
народного творчества;
* воспитать доброжелательные отношения к
сверстникам и взрослым на примере поступков
сказочных героев.
Этапы реализации проекта
1ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Изучение
психолого-педагогической
и
научно-методической
литературы
по
теме
проекта.
Составление тематического плана.
Сбор информации, познавательной и методической литературы для консультационной
помощи родителям, анкетирование родителей.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды (подбор дидактических
игр).
Дидактическая игра
«Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица»
1. Дурака пошли, да сам
следом иди.
2. Крупу жалеть - и каши
не сварить.
3. Глупый киснет, а
умный всё промыслит.
4. На вид простак, а в
душе хитряк.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и
индивидуальных).
Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей (оформление выставок
поделок из пластилина и рисунков «В гостях у сказки», самодельных книг «Книжка –
своими руками»).
Подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
Проведение родительского собрания «Сказка ложь – да в ней намек..».
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
работа со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по
содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального
отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки,
настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью узнать, как
дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании,
аппликации,
конструировании
–
позволяют
детям
выразить
свое
отношение
к
героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания,
сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок,
театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием
персонажей, сюжетов из сказок – этот метод превращения детей в героев сказок,
способствует
оценивать
поступки
не
только
героев
сказки,
но
и
окружающих
людей.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Готовится и проводится презентация по
деятельности данного проекта.
Обобщение материалов и результатов
работы.
Подготовка к театрализованной
деятельности по русской народной сказке
«По–щучьему велению» с участием всех
детей.
Изготовление декораций к сказке,
костюмов сказочных героев, атрибутов
(изготовление билетов и афиш).
МОНИТОРИНГ
(д
инамика результатов до и после проведения мероприятий с использованием сказок).
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка.
О результативности поделанной работы в подготовительной группе №7
посредством русских народных сказок свидетельствуют следующие показатели:
у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и
окружающими их людьми (наметилась динамика во взаимоотношениях с
родителями);
расширяется круг общения детей со взрослыми;
формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников;
вырос интерес к чтению;
дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои
поступки.
высокий
высокий
высокий
высокий
средний
низкий
Общие результаты мониторинга
на начальном этапе проекта
(октябрь 2015г.) рис.1
Общие результаты мониторинга
в конце проекта (апрель 2016г.)
рис.2
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Пополнение содержания Центра
«Здравствуй книжка» сказками разных
жанров.
Знакомство с классификацией сказок:
народные, литературные, бытовые,
былинные, волшебные, сказки о
животных, фантастические,
юмористические, сатирические.
Ежедневное чтение сказок.
Рассматривание иллюстраций
художников к сказкам.
Пересказ прочитанных произведений.
* Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
* Показать красоту его поэзии А.С. Пушкин перенёс в свои
сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую
рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей,
затейницу белку. И вместе с народом жестоко высмеял и осудил
глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых бояр;
* Через сказочные образы воспитывать справедливость,
честность, скромность, доброе отношение к окружающим,
взаимопомощь.
литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина
Это звание получила старуха от золотой рыбки после
приобретения избы? (дворянка)
Из какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (дуба)
Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (заяц)
Какую кашу любил Балда? (полбу)
Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного
героя «Сказки о рыбаке и рыбке»? (жемчуг)
Кто царю привез плохое известие? (гонец)
Кто подсказал царевичу Елисею, где искать невесту? (ветер)
Кто верный сторож царя Дадона? (петушок)
Что посулила рыбка деду? (откуп)
Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены
рыбака в сказке Пушкина? (золотая рыбка)
Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (верёвка)
Злой, своенравный персонаж из сказки Пушкина « Сказка о
рыбаке и рыбке»? (старуха)
Кто вел учёт чудесных орехов затейницы белки? (дьяк)
Назовите первое желание старухи? (корыто)
В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого
петушка, сидящего на спице - шпиле? (сторожа)
Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездачет)
Какой титул был у Гвидона в пушкинской «Сказке о царе
Салтане...»? (князь)
Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (зеркало)
О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (зима)
Назовите место жительство старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (землянка)
Что за остров был на пути в царство Салтана? (Буян)
У семи богатырей из сказки А.С. Пушкина была собака. А какая у неё была кличка? (Соколко)
Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Елисей)
Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна )
Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (белка)
Место встречи попа с Балдой? (базар)
Кто дал царевне отравленное яблоко
?
(Чернавка)
Технология проблемно-игрового обучения
Цель:
учить
решать
проблемные
ситуации,
используя
возможные
варианты
решения,
развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.
А если бы, Терешечка не был
таким находчивым, то…
А если бы, Иван-Царевич
был более осторожным и
слушался серого волка, то…
А если бы, Иван-Царевич не был бы таким
нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…
необычное
–
про
книги
Бакинский музей
миниатюрной книги ,
располагается в гор.Баку,
начал функционировать с
2002 года.
необычное
-
про
книги
Фонтан создан из 20
книг, Майклом
Фраска в 1990 году.
Он является, как бы
напоминанием о том,
что все знания
вытекают из книг.
Публичная
библиотека Канзасе ,
штат Миссури, США.
Дубай. Книга-рекордсмен посвящена
жизнеописанию Пророка Мухаммеда и
издана в виде огромного тома, весом
1500 кг, высота страниц - 5 метров. Для
того, чтобы перевернуть такую
страницу, потребуются усилия пяти
человек.
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ в
течении проекта (лепка сказочных героев)
Сказка «Колобок», Кайтова Карина, 7 группа
Сказка «Лягушка царевна»,
Ненахова Диана, 7 группа
Сказка «Репка», Таратонов Кирилл, 7 группа
Сказка «Кошкин дом»,
Литвинова Ира, 7 группа
«В поисках Немо»
Русиков Даня, 7 группа
Сказка «Маша и медведь»,
Шуткина Соня, 7 группа
Социальное развитие: сюжетно-ролевые, коммуникативные игры в
«Пальчиковый театр», театр «Кукол».
Наша работа в рамках проекта:
просмотр мультфильма «Холодное сердце», чтение книги,
игра в настольную игру, рисование любимых героев
и изготовление поделок из снега.
Наша работа в рамках проекта:
Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
Наша работа в рамках проекта:
Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
Аппликации, ручной труд, конструирование
книг из бумаги по мотивам сказок
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием
принимали участие во всех мероприятиях. Работая над проектом, совместными
усилиями педагогов и родителей мы достигли хороших результатов:
в детском саду созданы необходимые условия по формированию у
дошкольников представления о сказках;
расширение кругозора детей о сказках
,
их авторах, персонажах;
у детей сформированы знания о происхождении книги;
у детей уже значительно расширился и обогатился словарный запас;
заинтересованность детей совместно с родителями, чтением русских
народных сказок, появилось желание беречь книги;
улучшение работы по взаимодействию с родителями;
развитие любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативной навыков.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Театрализованная деятельность по мотивам
русской народной сказки
«По щучьему веленью»