Автор: Горюнова Лидия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 600 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя.
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества
работы учителя.
Говоря о школьном образовании, как правило, имеют в виду именно процесс
обучения, т. е. процесс передачи необходимых знаний и опыта от старшего поколения к
младшему. Тем не менее, речь идет о разных видах этого процесса. Его участники,
инфраструктура и компоненты, например оценка знаний и аттестация, в значительной
степени зависят от социально-экономического положения страны. Это же касается различий
между начальным и средним образовании особенно в контексте применения ИКТ.
Теперь ИКТ являются не просто средством обеспечения учебного процесса. Они
открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной
деятельности ученика. В связи с этим меняется и роль педагога: он становится
консультантом, координатором учебного процесса. Его задача состоит в том, чтобы
поддерживать и развивать в учениках способность принимать решения, понимать суть
изучаемых явлений и умение рассуждать. Это достаточно сложные педагогические
задачи – нельзя недооценивать их значимость.
ИКТ в данном случае играют роль катализатора, они помогают заинтересовать учащихся,
пробудить стремление к новым знаниям. Даже если содержание той или иной темы
ученику понятно, у него может возникнуть вопрос: что именно необходимо учить и
почему. В основе чувства любознательности лежит жизненный интерес: какие знания
наиболее важны для меня, с помощью каких методов я могу получить эти знания? Таким
образом, ИКТ становятся связующим звеном между стремлением к знанию и решением
прочих жизненно важных задач. Как только ученик поймет, какую роль играет образование
в его жизни, он почувствует огромное желание продолжать обучение.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения
технологии доставки материала до обучаемых.
В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных школах с
использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно использовать
следующие формы обучения:
1. очную, с информационной поддержкой;
2. очно-заочную, с применением дистанционных образовательных
технологий – ДОТ.
Очное обучение с информационной поддержкой - это форма организации учебного
процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым.
Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества
преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его
организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы
обучения. Основные достоинства очной формы обучения:
• возможность коммуникаций с учителем в режиме реального времени. Которая
позволяет обучаемому, получать ответы на вопросы по теме непосредственно в
момент получения знаний;
• возможность получения навыков выполнения операций, требующих взаимодействия
в режиме реального времени .
Очно - заочное обучение, с применением - это форма организации учебного
процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников
образовательного процесса через открытые каналы доступа. Принцип интерактивности
заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой
поддержки процесса обучения или преподавателем - тьютором для получения дополнительной
информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности. Дистанционная форма
обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически
распределенных аудиторий.
Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с
использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.
По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно
использовать следующие методы обучения.
Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с
использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.
По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно
использовать следующие методы обучения.
Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности учителя
и ученика, при котором учитель передает содержание программы обучения, а учащиеся
воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Учитель находится в центре учебного
процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый. Целью учебного
процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания.
Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационно-
коммуникационных технологий. Ограниченность такого метода обучения состоит в
том, что обучаемый рассматривается лишь пассивный получатель информации, и его
интересы и мотивация не учитываются. Данный метод обучения невозможно использовать
весь спектр возможностей ИКТ, а попытки масштабной модернизации учебного процесса
с помощью внедрения ИКТ ведут к накоплению отрицательных фактов и к растущему
разочарованию.
Следующий метод- метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ
организации
совместной
деятельности учителя
и учащегося , при
котором ученики
воспроизводят сообщенные им знания и показанные учителя действия. Часть программы
обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у
ученика умения самостоятельно решать задачи и проблемы.
В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую
важность
приобретает методика обучения. Учебная деятельность учащегося является ключом к
результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение
учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения,
содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а
выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать
большой диапазон проблем. Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в
процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные
потребности и учебная деятельность. Учащийся активно и самостоятельно осваивает учебные
материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае
необходимости.
Использование ИКТ при данном методе обучения дает возможность:
• Создавать многократно используемую базу учебно - методических материалов
• Организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества
учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций
• Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения
учебного материала.
Следующий метод обучения - метод выработки новых знаний.
Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности
преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний
или навыков с помощью преподавателя или обучающих систем и учебных материалов, а
их активная выработка обучаемым.
В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их
решения. При этом исходным пунктом обучения является
не
изучаемый
предмет,
а
индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет
поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления,
анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт.
Роль учителя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает
скорее как дирижер или тренер. При этом ответственность преподавателя за
достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения.
Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей
среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически
мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит
выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и
то же время. Данный метод обучения основывается на опыте, традициях и формах внедрения
ИКТ предыдущих моделей. Новое качество обучения достигается путем органической
интеграции учебы с практикой, частичным стиранием границ между учебным и рабочим
местами. Одним из самых распространенный способов применение этого метода является
проектно- исследовательское обучение. Современные
структура
и содержание
метода
проектов, ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и
сетевых технологий.
Подводя итог, отмечу что применение средств ИКТ в школьном образовании прежде
всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и
управления. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного
интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных
траекторий школьников.
Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный.
Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из
них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за
компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными
игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками.
Младший
школьный
возраст
имеет
специфические
возрастные
особенности:
неустойчивое
внимание,
преобладание
наглядно-образного
мышления,
повышенную
двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных
интересов.
Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация
активной и интересной мыслительной деятельности.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на
достижение целей урока.
Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения
ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке
зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при
которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает,
что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,
способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную
деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при
котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по
определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в
режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами,
учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает
коллективное
обсуждение
учащимися
проблемы,
предложений,
идей,
мнений
и
совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно
популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры
учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные
профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При
этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и
анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение
шкалы мнений, дерево решений.
Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса.
Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным,
эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с
уверенностью
сказать,
что
использование
информационно-коммуникативных
технологий
позволяет:
1) обеспечить положительную мотивацию обучения;
2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
4) повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
5) усовершенствовать контроль знаний;
6) рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
7) формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
8) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.