Напоминание

Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя.


Автор: Горюнова Лидия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 600 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества

работы учителя.

Говоря о школьном образовании, как правило, имеют в виду именно процесс

обучения, т. е. процесс передачи необходимых знаний и опыта от старшего поколения к

младшему. Тем не менее, речь идет о разных видах этого процесса. Его участники,

инфраструктура и компоненты, например оценка знаний и аттестация, в значительной

степени зависят от социально-экономического положения страны. Это же касается различий

между начальным и средним образовании особенно в контексте применения ИКТ.

Теперь ИКТ являются не просто средством обеспечения учебного процесса. Они

открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной

деятельности ученика. В связи с этим меняется и роль педагога: он становится

консультантом, координатором учебного процесса. Его задача состоит в том, чтобы

поддерживать и развивать в учениках способность принимать решения, понимать суть

изучаемых явлений и умение рассуждать. Это достаточно сложные педагогические

задачи – нельзя недооценивать их значимость.

ИКТ в данном случае играют роль катализатора, они помогают заинтересовать учащихся,

пробудить стремление к новым знаниям. Даже если содержание той или иной темы

ученику понятно, у него может возникнуть вопрос: что именно необходимо учить и

почему. В основе чувства любознательности лежит жизненный интерес: какие знания

наиболее важны для меня, с помощью каких методов я могу получить эти знания? Таким

образом, ИКТ становятся связующим звеном между стремлением к знанию и решением

прочих жизненно важных задач. Как только ученик поймет, какую роль играет образование

в его жизни, он почувствует огромное желание продолжать обучение.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения

технологии доставки материала до обучаемых.

В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных школах с

использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно использовать

следующие формы обучения:

1. очную, с информационной поддержкой;

2. очно-заочную, с применением дистанционных образовательных

технологий – ДОТ.

Очное обучение с информационной поддержкой - это форма организации учебного

процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым.

Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества

преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его

организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы

обучения. Основные достоинства очной формы обучения:

• возможность коммуникаций с учителем в режиме реального времени. Которая

позволяет обучаемому, получать ответы на вопросы по теме непосредственно в

момент получения знаний;

• возможность получения навыков выполнения операций, требующих взаимодействия

в режиме реального времени .

Очно - заочное обучение, с применением - это форма организации учебного

процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников

образовательного процесса через открытые каналы доступа. Принцип интерактивности

заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой

поддержки процесса обучения или преподавателем - тьютором для получения дополнительной

информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности. Дистанционная форма

обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически

распределенных аудиторий.

Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с

использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.

По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно

использовать следующие методы обучения.

Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с

использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.

По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно

использовать следующие методы обучения.

Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности учителя

и ученика, при котором учитель передает содержание программы обучения, а учащиеся

воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Учитель находится в центре учебного

процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый. Целью учебного

процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания.

Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационно-

коммуникационных технологий. Ограниченность такого метода обучения состоит в

том, что обучаемый рассматривается лишь пассивный получатель информации, и его

интересы и мотивация не учитываются. Данный метод обучения невозможно использовать

весь спектр возможностей ИКТ, а попытки масштабной модернизации учебного процесса

с помощью внедрения ИКТ ведут к накоплению отрицательных фактов и к растущему

разочарованию.

Следующий метод- метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ

организации

совместной

деятельности учителя

и учащегося , при

котором ученики

воспроизводят сообщенные им знания и показанные учителя действия. Часть программы

обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у

ученика умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую

важность

приобретает методика обучения. Учебная деятельность учащегося является ключом к

результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение

учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения,

содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а

выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать

большой диапазон проблем. Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в

процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные

потребности и учебная деятельность. Учащийся активно и самостоятельно осваивает учебные

материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае

необходимости.

Использование ИКТ при данном методе обучения дает возможность:

• Создавать многократно используемую базу учебно - методических материалов

• Организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества

учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций

• Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения

учебного материала.

Следующий метод обучения - метод выработки новых знаний.

Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности

преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний

или навыков с помощью преподавателя или обучающих систем и учебных материалов, а

их активная выработка обучаемым.

В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их

решения. При этом исходным пунктом обучения является

не

изучаемый

предмет,

а

индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет

поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления,

анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт.

Роль учителя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает

скорее как дирижер или тренер. При этом ответственность преподавателя за

достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения.

Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей

среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически

мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит

выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и

то же время. Данный метод обучения основывается на опыте, традициях и формах внедрения

ИКТ предыдущих моделей. Новое качество обучения достигается путем органической

интеграции учебы с практикой, частичным стиранием границ между учебным и рабочим

местами. Одним из самых распространенный способов применение этого метода является

проектно- исследовательское обучение. Современные

структура

и содержание

метода

проектов, ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и

сетевых технологий.

Подводя итог, отмечу что применение средств ИКТ в школьном образовании прежде

всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и

управления. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного

интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных

траекторий школьников.

Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный.

Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из

них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за

компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными

игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками.

Младший

школьный

возраст

имеет

специфические

возрастные

особенности:

неустойчивое

внимание,

преобладание

наглядно-образного

мышления,

повышенную

двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных

интересов.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация

активной и интересной мыслительной деятельности.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на

достижение целей урока.

Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения

ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке

зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при

которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает,

что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,

способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной

поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную

деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при

котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по

определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в

режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами,

учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает

коллективное

обсуждение

учащимися

проблемы,

предложений,

идей,

мнений

и

совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно

популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры

учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные

профессии.

Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При

этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и

анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение

шкалы мнений, дерево решений.

Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса.

Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным,

эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.

Анализируя свой опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с

уверенностью

сказать,

что

использование

информационно-коммуникативных

технологий

позволяет:

1) обеспечить положительную мотивацию обучения;

2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

4) повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

5) усовершенствовать контроль знаний;

6) рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

7) формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

8) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим

информационным ресурсам.



В раздел образования