Автор: Богатыренко Сергей Витальевич Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" Населённый пункт: город Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО Наименование материала: Конспект урока памяти Тема: Солдатами не рождаются Раздел: полное образование
Богатыренко Сергей Витальевич
МБОУ «СОШ№2» г. Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО
Воспитатель
Урок памяти на тему «Солдатами не рождаются», посвященного годовщине со дня гибели
в Чечне выпускника МБОУ «СОШ№2» г. Тарко-Сале Панова Алексея
Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся кадетского класса.
Задачи:
1)
формирование
представлений
о
воинском
долге
и
верности
Отечеству,
формирование опыта нравственного поведения личности;
2) эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение
к воинским традициям.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, видеоролики, аудиофайлы, копии писем из
семейного архива.
В центре класса у доски на столе установлен портрет Алёши Панова. Стоит почетный караул
из
числа
учащихся
кадетского
класса «ПАТРИОТ».
Горит
свеча.
Лежат
живые
цветы.
Оформлен стенд «Солдатами не рождаются».
В кабинете приглушенный свет.
На экран спроецирован портрет Алёши Панова со словами «Солдатами не рождаются».
Звучит метроном.
На фоне метронома Дикторский текст:
«У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько,
сколько нам не опасно знать. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они
хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и
опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде».
На фоне скорбной песни «Зажгите свечи» на экране появляются фрагменты фильмов о
чеченской войне, кадры сменяются портретом Алёши Панова. В это время группа девушек в
черных накидках с зажженными свечами с разных сторон становятся под углом по обе стороны
экрана.
После окончания песни группа девушек в черных накидках продолжают стоять с
опущенными головами, а в центре появляются ведущие.
Ведущий: Звон колокола. Как призыв, как набат, как Память!
Классный руководитель: Наше сегодняшнее мероприятие мы посвятили Алёше Панову,
нашему земляку, погибшему в 2000 году на Чеченской войне.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут
существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.
Ведущая: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и
выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности
защищать, не жалея жизни,
своё Отечество.
В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то
же.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, своими
делами служить её интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное.
На фоне лирической мелодии ученик читает отрывок из стихотворения М. Пляцковского
«Родина».
Чтец: « Родина» - мы говорим волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой,
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего Ведра.
Это позабудется едва ли –
И на век останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль прийдется сердцем защитим.
Ведущий: (на фоне мелодии) АЛЁША родился 5 февраля 1981 года в г.Ковдар Мурманской
области. Приехал в Тарко – Сале, когда ему было 16 лет. За два года обучения в школе
зарекомендовал себя спокойным, уравновешенным и очень ответственным человеком. Всегда
был аккуратен, подтянут, собран, целеустремлён. Любимым произведением была книга Николая
Островского «Как закалялась сталь».
5 феврале 1999 года Алёше исполнилось 18 лет, а 2 июня этого же года Пуровским
райвоенкоматом
он
был
призван
на
военную
службу
в
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации.
Ведущая: Служил стрелком – пулеметчиком 12 отряда спецназначения (рядовой). С 31 декабря
1999
года
Алексей
находился
в
служебной
командировке
в
составе
отряда
Западной
группировки внутренних войск МВД России в Чеченской республике.
15 марта 2000 года, на 20-ом году жизни, Алёша погиб в бою при зачистке населенного
пункта Комсомольское. Захоронен в г. Тарко-Сале.
Алёша был простым российским парнем. Любил северную природу Ямала: её голубые реки
и озера, северную тайгу и лесотундру, кудрявые кедры и стройные берёзки. Одним словом,
любил жизнь.
Говорят, смерть метит всегда в лучших…
Ученики читают балладу «О двадцатилетних».
Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем том горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты
Мы идём навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает не прожитых дней.
И ещё никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц.
Через день, через час, через миг
Мне придётся судьбу свою встретить
Оценить, что узнал, что достиг
Разграничить – что было и стало.
Разделить - темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы с рожденьем не опоздали,
И на нас хватает сейчас.
И дорог безопасных едва ли,
И боёв хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный.
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник,
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда ещё выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов.
Небо – синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою,
Говорят, что миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
На экран демонстрируется видеоклип ВИА Голубые береты : « Нет
перекуров на войне».
Ведущий: Высокая культура поведения была отличительной чертой Алёши. Среди
одноклассников он пользовался уважением и авторитетом, считался с их мнением, отзывался на
просьбы. От своих сверстников отличался большой силой воли, сдержанностью, выдержкой.
Ученик читает стихотворение «ПАМЯТЬ…»,
в это время на экране транслируются фрагменты из жизни Алёши Панова
( Панову Алексею, погибшему в Чечне, посвящается)
Погиб он от пули бандитской,
И к матери в дом не пришёл.
Там, на земле чеченской,
Сражённый коварным врагом.
Страшная весть прилетела в посёлок,
Всех всполошила она.
Для матери он любим и дорог,
Его отняла у неё война.
В школе – траур, некролог – в переходе,
Последнюю дань отдают курсанты.
У КСК собралось много народа –
В последний путь провожают солдата.
Будь проклята эта война,
И прокляты нелюди эти…
Нам не нужна она,
Мы мира хотим на планете.
Ведь столько разных парней
Погибли в Афгане, Чечне…
И сколько ещё сыновей
Погибнут на этой войне?
Ведущий: Трудно представить, что теперь с нами не будет надёжного плеча, доброй светлой
улыбки Алексея!
Пусть память о тебе будет светлой и долгой.
« Минута молчания » (под стук метронома)
Ведущая: / на фоне мелодии /
Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст 19 лет.
Каким он был Алексей Панов? Как жил? Что остается от
Жизни длиною всего в 19 лет?
За время своей службы Алеша написал родителям 17 писем.
Может быть эти письма помогут нам ответить на вопрос
«Что же есть человеческая жизнь?»
Жизнь – есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она дает человеку ровность
в поступках, действиях, раскованность в мыслях, мечтах; основательность в отношениях с
друзьями, родными.
Все это у Алеши было; все это осталось нам в его письмах.
Ученики и ведущие зачитывают отрывки из писем
:
«Привет, мама, я попал в спецназ. Сейчас нахожусь в учебке в городе Новый Тагил,
Свердловской области. Учебку буду проходить 3 – 4 месяца. Если физподготовку пройду –
останусь в своей части, а если нет, то направят в другую часть. В части нахожусь уже второй
день, с 11 июня 1999 года. Гражданскую форму ещё не поменял на военную… Что будет дальше
– напишу.
До свидания, мама.
12 июня 1999 года, Лёша.»
«16 июня 1999 года. Привет, мама!
…У нас в июле будет присяга, правда не говорят какого числа.
Со мной всё в порядке: жив, здоров. Ты не переживай – 2 года быстро пролетят… Нас
научили заправлять кровать. После отбоя в 22.00. обмундирование нужно снять за 45 секунд,
потом дают минут 10, чтобы форму привести в порядок…
Мама, до свидание. Передавай всем привет.»
«19 июня 1999 года. Здравствуйте мои любимые: Бабушка и
сестрёнка Анечка! Вот решил вам написать. Служить попал в спецназ
внутренних войск МВД. Часть здесь хорошая, уже неделю отслужил и появились первые
мозоли. Кормят хорошо, но я ещё не научился по быстрому пищу принимать… В основном
сидим в классе и учим всё, что дают под запись. Изучаем текст «Военной присяги», устройство
автомата Калашникова… Кстати, присяга у нас будет 4 июля. Если можете, приезжайте: буду
очень рад вас встретить..
Бабушка, как твоё самочувствие, не болеешь ли? Напиши мне…
Аня, чем ты занимаешься на каникулах? Приезжай с мамой ко мне на присягу, хоть на тебя
взгляну…
До свидания, мои дорогие Аня и бабушка, передавайте маме привет и пишите письма.
Лёша».
« 10 июля 1999 года. Здравствуйте, мои дорогие, любимые, родные:
Бабушка, Аня, Мама!
4 июля у нас была присяга. До присяги мы проходили курс молодого бойца. Занимались
строевой подготовкой и разборкой и сборкой оружия. Один раз даже стрелять ходили пешком
на стрельбище за 12 км от части, а обратно на трамвае по-взводно…
От гражданки трудно отвыкнуть, хочу домой. А так со мной всё в порядке: не переживайте –
жив, здоров. Скоро встретимся, если будет у вас время. Бабушка, Мама, Аня, я по вас очень
соскучился. Пишите письма. Я и папаше написал, только письма, что-то не приходят, наверное,
далеко все-таки живут…
У меня к вам просьба: сфотографируйтесь все вместе и пришлите мне фотографию. Я буду на
неё смотреть и мне легче будет…
Аня, ты тоже напиши мне большое письмо…
До свидания, мои дорогие Бабушка, Мама, Аня.
Я вас очень люблю. Пишите, буду ждать. Лёша».
«15 июля 1999 года. У меня всё нормально.
Две недели назад в городе Нижний Тагил была выставка боевой техники:
танки разных марок, ракетные установки, вертолеты… Мы, правда, не ходили, но смотрели
вечером по телевизору, когда подшивали подворотнички…
А вот на днях, во время занятий на стадионе, мы видели вертолёт «Чёрная акула» он пролетал
над нами: такой красивый, большой, шума почти не слышно с двумя винтами и весь в снарядах.
На этом буду заканчивать. Пишите, буду ждать».
«21 июля 1999 года. Вот выдалась свободная минута
написать вам письмо. Нам всем выдали удостоверения, по которому вы будете
платить за квартиру только 50%...
Сейчас
каждый
четверг
будем
бегать
на
стрельбище
–
боевая
подготовка…
Мама,
если
сможешь, то приезжай ко мне навестить, буду ждать… Был бы конверт, я бы отцу ещё
написал… Когда приходят письма, на душе так хорошо становится: сидишь, читаешь, о чём –
то думаешь…
К армейскому режиму потихоньку привыкаю. Пищу принимаю уже быстро, так как время
ограничено: сажусь за стол и начинаю ложкой работать, как веслом – тарелки остаются
чистыми. Кормят нормально. Сейчас мы считаем сто дневку, когда идём в столовую… Даже
стишёк есть такой:
- Масло съели – день прошёл.
- Яйцо съели – неделя пролетела.
Чтобы такого ещё съесть, чтоб два года пролетело…
На этом заканчиваю. До свидания, мои любимые и дорогие.
Алексей.
Пишите, буду ждать».
« 7 августа 1999 года. Бабуличка, поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе счастья,
здоровья и всех земных благ, чтобы ты не нервничала по пустякам…
Целую, Лёша.
Бабуличка, ты извини, что не поздравительную открытку тебе высылаю, а письмо… Вот ты
бабуля говорила, чтобы я занимался спортом. Это мне очень пригодилось…».
« 10 августа 1999 года. Здравствуйте, мои дорогие, любимые: Бабушка, Мама, Аня.
Очень обрадовался вашему письму – читал с удовольствием.
Аня, такая молодец, такое письмо накатала большое и я теперь знаю, чем ты занимаешься на
каникулах…
Мама, ты хочешь приехать ко мне на Новый год или на день рождения. Мама, смотри сама,
как тебе будет лучше ко мне приехать…
Мама, если приедешь, то лучше будет, чтоб ты приехала в пятницу, тогда можно будет получить
увольнение на 3 дня, правда каждый день необходимо приходить к капитану отмечаться…
15 августа у нас будет праздник – День города…
Жить по уставу не удобно, но приходиться привыкать…
До свидания, мои любимые, родные. Целую, Лёша».
« 11 января 2000 года.
Здравствуйте, мои дорогие любимые Бабуличка,
Мама и сестра Аня!
Выдалось свободное время написать письмо. Со мной всё в порядке: жив, здоров. В
Моздок приехали 31 декабря 1999 года. Новый год справляли там. На следующий день поехали
на место службы. Расположились мы в селе Ачкой Мартан. Мама, как приеду с командировки –
сразу позвоню. Также поздравляю вас с наступившим 2000 годом, желаю вам всем здоровья,
счастья и всего наилучшего.
Не переживайте, со мной всё будет в порядке».
(Последнее письмо, написанное Алёшей с Кавказа).
« 9 февраля 2000 года.
Привет с Северного Кавказа!
Здравствуйте, мои дорогие Бабуличка, Мама и сестра Аня!
Со мной всё в порядке: жив, здоров. Погода стоит нормальная – снегу нет, зато грязь - до ушей.
День рождения отметил: дали подарок – коробку конфет. Ездили на зачистку в Хасавюрт; был
во Владикавказе – видел горы такие большие и красивые. В Ингушетии тоже был…
Едешь по какому-нибудь селу, стоят мужики – руки в карманах, а бабы работают: дрова пилят,
на каждом углу продают бензин…
Мы в основном пилим дрова и заступаем в наряды.
Передавайте привет Солодовниковым, Морозовым, Музыкантовым, дяде Вите.
До свидания», подпись….
Ведущая: И вот наступил тот роковой день 15 марта 2000 года, когда
в бою погиб Алексей. Он погиб выполнив свой долг до конца,
проявив при этом мужество и героизм.
Ведущая: В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне, в
горячих точках, объявляется минута молчания.
Классный руководитель: Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом,
когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на
чеченской земле не исключение. Она долго ещё будет напоминать о себе – пока живи матери,
потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.
Сегодня на нашем уроке присутствует сотрудник нашей школы ветеран войны в Чечне
– Роман Урюпин. Предоставляется ему слово.
Чтец : 1. Отличные парни
Отличной страны
Недавно вернулись
С отличной войны,
В отличье от целого ряда парней,
Которые так и остались на ней.
Ведущая: Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны принесли с собой, как бы
обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма,
мужества, воинского и человеческого долга.
Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние
дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и попрёки, так больно их ранящие. Затянутся раны,
напоминающие о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти
войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни,
рождённые на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата.
Звучит фонограмма «Помяни нас, Россия» в исполнении «Группы Р»
(в это время на экране транслируются кадры сражений в Чечне), а по краям экрана отделение
кадетов склонили колено, как дань памяти, погибшим в Чечне.
Заключительное слово
классного руководителя: Жизнь, - как спираль, уходящая вверх.
Крепче ступай по земле, солдат, путь ещё не близкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим
хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их ещё не мало будет на твоём пути, тех
испытаний, и надо учиться преодолевать их.
Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не
считает. Сколько надо – столько и пройдёт.