Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегающих технологий в практике педагога
Автор: Стаин Вадим Юрьевич Должность: учитель биологии Учебное заведение: ГБОУ школа №178 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегающих технологий в практике педагога Раздел: среднее образование
Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и
школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегаю-
щих технологий в практике педагога
Стаин В.Ю., школа №178 Центрального района Санкт-Петербурга
Здоровье человека это результат реализации наследственной инфор-
мации через формирование фенотипа осуществляемого под воздействием
факторов окружающей среды. Сложно переоценить роль среды в развитии
и формировании организма школьников. Значительную часть времени сво-
ей активной жизнедеятельности в критически важные периоды своего ро-
ста и развития школьник связан с учебной деятельностью в школе. Этот
факт указывает на важную роль школьной среды в формировании здоровья
учащихся. Однако значительная часть поведенческих, пищевых, мотиваци-
онных императивов формируются в семье ребенка под влиянием роди-
телей.
Таким
образом,
становится
ясно,
что
только
интегрирующее,
конструктивное взаимодействие в системе школа-семья, учитель-ребенок-
родители может открыть путь к решению самой актуальной на данный мо-
мент проблемы - сохранения здоровья школьников. К сожалению, в совре-
менных условиях наблюдается выраженная тенденция ухудшения качества
здоровья учащихся. По данным исследований, лишь 10% выпускников
школ могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. У
каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических
заболеваний (Е.С. Протас, 1999). Это подчеркивает актуальность задачи
современной школы по созданию комфортной и психологически здоровой
образовательной среды, формированию у детей потребности в здоровом
образе жизни. Как уже отмечалось, ведущая роль в реализации этой задачи
отводится учителям и родителям учащихся. Однако на пути реализации
этой задачи возникают проблемы связанные с тем, что у большинства ро-
дителей не сформирована ценностная значимость здоровьесбережения, от-
сутствует грамотность в этом вопросе, и нет готовности к формированию
новых форм сотрудничества со школой в этом направление.
С целью выявления осознания места здоровья в системе ценностей
учащихся и их родителей в школах г. Новороссийска Краснодарского края
было проведено анкетирование среди учащихся 8-10 классов. Всего в опро-
се приняло участие 433 респондента. По результатам анкетирования, здо-
ровье, как важнейшую ценность, на первое место поставили 15% опрошен-
ных, на второе- 37% и 42% на третье. В ходе опроса родителей было выяв-
лено, что для большинства родителей сохранение здоровья их детей не яв-
ляется приоритетной задачей, так как основные усилия направлены на ре-
шение проблем усвоения базовых учебных знаний. Та часть родителей, ко-
торая задумывается над проблемой здоровьесбережения, знает и применяет
чрезвычайно узкий набор средств сохранения здоровья ребенка. Как нам
видится, причиной этого, может быть отсутствие понимания ценности здо-
ровьесбережения и негативного воздействия неконтролируемой интенси-
фикации учебной деятельности. Отсутствие знаний в этом вопросе сводит
на нет мотивированность родителей в здоровьесбережении обучающихся и
заинтересованность в участии в здоровьесберегающей деятельности шко-
лы. Более того у родителей отсутствует понимание комплексного характера
здоровья. В результате опроса подавляющее большинство родителей (94%)
определили здоровье, как отсутствие болезней у ребенка. Вероятно, в ре-
зультате этого у родителей сложилась неадекватная оценка качества здоро-
вья их детей. По результатам опроса 49% респондентов оценили здоровье
своего ребенка как отличное, 37%, как хорошее и 14%, как удовлетвори-
тельное.
Объективные
данные
(результаты
диспансеризации)
выявили
иную картину. К первой группе относятся 27% школьников, ко второй -
44% и к третьей - 29%.
Для устранения этой проблемы была предпринята попытка организо-
вать
эффективную
информационно-просветительскую
работу,
которая
была направлена на комплексное взаимодействие с родителями и детьми.
При этом родители и дети рассматривались как единый сложносоставной
объект. Эта работа включала в себя два блока - информационный и практи-
ческий. Информационный блок состоял из тематических родительских со-
браний, тематических вечеров, практических семинаров, индивидуальных
консультаций.
Как
показала
практика,
родительские
собрания
проде-
монстрировали
наименьшую
эффективность,
что
вероятно,
связано
со
стереотипом восприятия этой формы взаимодействия. Значительно более
интересными и полезными оказались тематические вечера, посвященные
тому или иному вопросу здоровьесбережения. Педагог в этом случае пред-
ставлял краткое сообщение по заданной теме, а основное взаимодействие
проходило по схеме вопрос - ответ. При этом формировалась живая дискус-
сия, когда и родители, и дети участвовали в поиске решения проблемы. На
семинарах проходило обучение важнейшим методам и приемам здоровьес-
бережения. Практический блок включал в себя школьно-семейные празд-
ники, школьно-семейный досуг, семейно-родительские клубы. В ходе про-
ведения занятий этого блока проходили семейные спортивные соревнова-
ния, совместные кулинарные школы здоровой еды, туристические походы,
совместная работа над созданием экологической тропы.
Анализ степени изменения отношения родителей к вопросам здоро-
вьесбережения после проведенной информационно-просветительской ра-
боты проводился с помощью повторного анкетирования. По итогам анкети-
рования было установлено, что при сохранении высокой доли родителей,
определяющих главную цель школы, как формирование целостных и пол-
ных знаний по учебным предметам, значительным образом возрос процент
родителей, понимающих ценность системы факторов, направленных на
сохранений здоровья школьников (67% после информационно-просвети-
тельской работы, против 11% до нее). Изменилось мнение родителей о вос-
питании и роли их образа жизни в формировании здоровья и здоровьесбе-
регающего поведения их детей (72% оценили ее как важную после инфор-
мационно-просветительской работы, против 16% до нее). Резко возросло
число родителей, оценивающих роль семьи и школы, как важнейших фак-
торов, формирующих здоровье детей (86% после информационно-просве-
тительской работы, против 29% до нее). Результатом нашей работы стало
понимание родителями порочности принципа «знания любой ценой». Бо-
лее 39% родителей приняли приоритет здоровья над процессом получения
знаний. Более 87% родителей продемонстрировали желание получать до-
полнительную информацию по вопросам здоровьесбережения.
Важным
результатом
стало
осознание
родителями
необходимости
совместной работы семьи и школы над сохранением здоровья школьников.