Напоминание

Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегающих технологий в практике педагога


Автор: Стаин Вадим Юрьевич
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ школа №178
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегающих технологий в практике педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ теоретических и практических аспектов сотрудничества семьи и школы, как инструмента интенсификация применения здоровьесберегаю- щих технологий в практике педагога Стаин В.Ю., школа №178 Центрального района Санкт-Петербурга Здоровье человека это результат реализации наследственной инфор- мации через формирование фенотипа осуществляемого под воздействием факторов окружающей среды. Сложно переоценить роль среды в развитии и формировании организма школьников. Значительную часть времени сво- ей активной жизнедеятельности в критически важные периоды своего ро- ста и развития школьник связан с учебной деятельностью в школе. Этот факт указывает на важную роль школьной среды в формировании здоровья учащихся. Однако значительная часть поведенческих, пищевых, мотиваци- онных императивов формируются в семье ребенка под влиянием роди- телей. Таким образом, становится ясно, что только интегрирующее, конструктивное взаимодействие в системе школа-семья, учитель-ребенок- родители может открыть путь к решению самой актуальной на данный мо- мент проблемы - сохранения здоровья школьников. К сожалению, в совре- менных условиях наблюдается выраженная тенденция ухудшения качества здоровья учащихся. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (Е.С. Протас, 1999). Это подчеркивает актуальность задачи современной школы по созданию комфортной и психологически здоровой образовательной среды, формированию у детей потребности в здоровом образе жизни. Как уже отмечалось, ведущая роль в реализации этой задачи отводится учителям и родителям учащихся. Однако на пути реализации этой задачи возникают проблемы связанные с тем, что у большинства ро- дителей не сформирована ценностная значимость здоровьесбережения, от- сутствует грамотность в этом вопросе, и нет готовности к формированию новых форм сотрудничества со школой в этом направление. С целью выявления осознания места здоровья в системе ценностей учащихся и их родителей в школах г. Новороссийска Краснодарского края было проведено анкетирование среди учащихся 8-10 классов. Всего в опро- се приняло участие 433 респондента. По результатам анкетирования, здо- ровье, как важнейшую ценность, на первое место поставили 15% опрошен- ных, на второе- 37% и 42% на третье. В ходе опроса родителей было выяв- лено, что для большинства родителей сохранение здоровья их детей не яв- ляется приоритетной задачей, так как основные усилия направлены на ре- шение проблем усвоения базовых учебных знаний. Та часть родителей, ко- торая задумывается над проблемой здоровьесбережения, знает и применяет
чрезвычайно узкий набор средств сохранения здоровья ребенка. Как нам видится, причиной этого, может быть отсутствие понимания ценности здо- ровьесбережения и негативного воздействия неконтролируемой интенси- фикации учебной деятельности. Отсутствие знаний в этом вопросе сводит на нет мотивированность родителей в здоровьесбережении обучающихся и заинтересованность в участии в здоровьесберегающей деятельности шко- лы. Более того у родителей отсутствует понимание комплексного характера здоровья. В результате опроса подавляющее большинство родителей (94%) определили здоровье, как отсутствие болезней у ребенка. Вероятно, в ре- зультате этого у родителей сложилась неадекватная оценка качества здоро- вья их детей. По результатам опроса 49% респондентов оценили здоровье своего ребенка как отличное, 37%, как хорошее и 14%, как удовлетвори- тельное. Объективные данные (результаты диспансеризации) выявили иную картину. К первой группе относятся 27% школьников, ко второй - 44% и к третьей - 29%. Для устранения этой проблемы была предпринята попытка организо- вать эффективную информационно-просветительскую работу, которая была направлена на комплексное взаимодействие с родителями и детьми. При этом родители и дети рассматривались как единый сложносоставной объект. Эта работа включала в себя два блока - информационный и практи- ческий. Информационный блок состоял из тематических родительских со- браний, тематических вечеров, практических семинаров, индивидуальных консультаций. Как показала практика, родительские собрания проде- монстрировали наименьшую эффективность, что вероятно, связано со стереотипом восприятия этой формы взаимодействия. Значительно более интересными и полезными оказались тематические вечера, посвященные тому или иному вопросу здоровьесбережения. Педагог в этом случае пред- ставлял краткое сообщение по заданной теме, а основное взаимодействие проходило по схеме вопрос - ответ. При этом формировалась живая дискус- сия, когда и родители, и дети участвовали в поиске решения проблемы. На семинарах проходило обучение важнейшим методам и приемам здоровьес- бережения. Практический блок включал в себя школьно-семейные празд- ники, школьно-семейный досуг, семейно-родительские клубы. В ходе про- ведения занятий этого блока проходили семейные спортивные соревнова- ния, совместные кулинарные школы здоровой еды, туристические походы, совместная работа над созданием экологической тропы. Анализ степени изменения отношения родителей к вопросам здоро- вьесбережения после проведенной информационно-просветительской ра- боты проводился с помощью повторного анкетирования. По итогам анкети- рования было установлено, что при сохранении высокой доли родителей, определяющих главную цель школы, как формирование целостных и пол- ных знаний по учебным предметам, значительным образом возрос процент родителей, понимающих ценность системы факторов, направленных на
сохранений здоровья школьников (67% после информационно-просвети- тельской работы, против 11% до нее). Изменилось мнение родителей о вос- питании и роли их образа жизни в формировании здоровья и здоровьесбе- регающего поведения их детей (72% оценили ее как важную после инфор- мационно-просветительской работы, против 16% до нее). Резко возросло число родителей, оценивающих роль семьи и школы, как важнейших фак- торов, формирующих здоровье детей (86% после информационно-просве- тительской работы, против 29% до нее). Результатом нашей работы стало понимание родителями порочности принципа «знания любой ценой». Бо- лее 39% родителей приняли приоритет здоровья над процессом получения знаний. Более 87% родителей продемонстрировали желание получать до- полнительную информацию по вопросам здоровьесбережения. Важным результатом стало осознание родителями необходимости совместной работы семьи и школы над сохранением здоровья школьников.


В раздел образования