Автор: Альбина Хамзаевна Кораблева
Должность: преподаватель по классу народных инструментов (аккордеон, гитара)
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над техникой в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему:
«Работа над техникой в классе аккордеона»
Преподавателя высшей квалификационной категории МБУ ДО ДШИ №1города
Димитровграда Ульяновской области Кораблевой Альбины Хамзаевны
Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов
человеческой деятельности, который требует своей реализации и высокую степень
личностного развития в целом, и отлаженную работу психических процессов - воли,
внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную
согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата
невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений,
через которые он и раскрывает при помощи музыкального инструмента свои мысли и
чувства. Поэтому, вопрос о воспитании и развитии технических навыков учащихся
актуален на разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне – искусство
практическое, требующее определённых технических навыков.
Техника
аккордеониста, многие её виды настолько сложны, что без специальной многолетней
работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого
знакомства с инструментом. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6
– летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения
технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее
важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.
Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение
ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его
эмоциональную увлеченность музыкой. В музыкально-исполнительском искусстве
технике отводится значительное место, в то же время техника - не самоцель, а лишь
средство воплощения художественного содержания музыкального произведения.
Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя
бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься
техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач.
Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего
лишь о быстроте пальцев, тогда как всё, чем занимается музыкант-исполнитель на
аккордеоне есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая
техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа
над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники –
репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют
особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные
фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь
важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата.
В технически трудных местах всегда важно точно осознать, что именно не
получается. В таких случаях, вместо многократного повторения текста необходимо
выявить трудные элементы и на их основе создать упражнения.
Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может
скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить
при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих
проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над
технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в
медленных
темпах.
Такие
занятия
весьма
полезны
для
выработки
автоматизированных движений пальцев.
Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного
художественного результата. Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны
соответствовать исполнению, как в быстром, так и в медленном темпе. Необходимо
чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными. Для более прочного
закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими
фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как бы
фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая
фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот
расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются
гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре аккордеониста
найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное
время. Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает
физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется
умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо
учиться.
У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки,
когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец
и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение
регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или
предплечьем.
Одним
из
самых
распространяемых
видов
техники
баяниста-
аккордеониста
является
мелкая
техника.
Легкость,
ажурность
исполнения
одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В
большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato,
но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения.
Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato.
Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы
добиваемся легкости штриха staссato у мелкой техники, то может возникнуть
тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть
виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по
клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное
устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической
вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с
музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет
звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.
В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение
пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному,
совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам,
склонным к авторитарным методам занятий с учениками.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.
Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.
Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача
замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным
запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее
возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем
свидетельствует
опыт
лучших
мастеров
исполнительского
искусства.Ни
один
выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного
мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать,
восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих
технических возможностей.
Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные
возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к
музыканту-исполнителю любой специальности.
Различны только пути формирования исполнительских навыков.
Одна из главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления,
методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называют
зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство.
Список использованной литературы
1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М.,
«Советский композитор», 1980
2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975.
3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987
4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986