Напоминание

Открытое мероприятие по альтернативной коммуникации для обучающихся с ТМНР 1-9 классов «Весенняя капель»


Автор: Павлова Татьяна Егоровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Пушкино "Школа-интернат"
Населённый пункт: г. Пушкино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытое мероприятие по альтернативной коммуникации для обучающихся с ТМНР 1-9 классов «Весенняя капель»
Раздел: среднее образование





Назад




ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытое мероприятие по альтернативной коммуникации

для обучающихся с ТМНР 1-9 классов

«Весенняя капель»

Учитель: Павлова Т.Е.

Дата проведения: 06.03.2023

г. Пушкино 2023 г.

Тема: «Весенняя капель».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью

мнемосхем.

Задачи:

1.

Образовательные: формировать представления детей о весне и

типичных весенних явлениях в природе; формировать умение

устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,

формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;

расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-

символическую систему.

2.

Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и

признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание,

наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность,

координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое

воображение, мышление.

3.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность,

желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое

отношение и любовь к природе; формировать умение работать в

коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в классе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

продуктивная.

Активизация словаря:

Весна,

весенние месяцы: март, апрель, май;

приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются,

появляются цветы;

солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети стоят.

Учитель: Сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришли гости.

Кто это?

Дети: Лунтик и Мила

Учитель: Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Учитель: А теперь, поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А так же улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро» скажем взрослым и детям.

Лунтик: Ребята, по пути в школу, почтальон передал мне необычный

конверт. А вам интересно, что в этом конверте? Здесь письмо, я вам

прочитаю, а вы внимательно слушайте.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они

дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима (декабрь,

январь, февраль), три месяца – Весна ( март, апрель, май), три месяца – Лето (

июнь, июль, август) и три месяца – Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать

место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы

перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето.

А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет

победить холод».

Мила: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат

карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце.

- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое

поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе

чудо. А еще оно какое?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Учитель: Ребята, а какое у нас солнышко? (грустное, хмурое, невеселое,

печальное и т. д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Дыхательная гимнастика:

Учитель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте

подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам

нужно выполнить задания.

Учитель: Задание первое. Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних

слов».(1)

- Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте

это же слово, но перед ним правильно вставляйте слово «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце —

весеннее солнце.

(Слова: настроение, гроза, дождь, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце,

погода и т. д.)

- Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит,

мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого

мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением

примет весны), а таблица нам поможет.

Дети: Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.

На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Учитель: А что же было дальше?

Дети: Начал таять снег, потекли ручьи, на речках начался ледоход.

Появились первые цветы.

Учитель: Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите

их. (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)

Учитель: Молодцы. А что же было дальше?

Дети: Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали

распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи,

комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.

Учитель: Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной

возвращаются? (Перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете? Чем

занимаются птицы, когда возвращаются домой?

(Скворцы, грачи, ласточки, трясогузки, кукушки, соловьи…

Вьют гнезда и выводят птенцов).

Учитель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Видите,

еще одна тучка исчезла.

Физминутка:

Если речка голубая (руки через стороны вверх),

Пробудилась ото сна (потянулись)

И бежит в полях, сверкая, (бег на месте)

Значит, к нам пришла весна. ( хлопки в ладошки)

Если снег везде растаял (приседание)

И трава в лесу видна.

И поет птичек стая (помахивая руками в стороны)

Значит, к нам пришла весна. ( хлопки в ладоши)

Если солнце разрумянит (наклоны головы вправо-влево)

Наши щеки до красна ( потереть щеки руками)

Нам ещё приятней станет (бег на месте)

Значит, к нам пришла весна. ( хлопки в ладоши).

Учитель: Вот еще с одной тучкой справились. Но еще тучки остались на

небе.

-Слушайте следующее задание:

- Мы с вами вспомнили весенние признаки , а сейчас попробуем сами

составить таблицу по стихотворению. Попробуем?

Слушайте стихотворение.

Смотрит солнышко в окошко.

В гости к нам пришла весна.

Мы захлопаем в ладошки.

Очень ждали мы тепла.

Учитель: У меня на столе лежат готовые карточки. Вы должны

расположить их в таблице так, чтобы мы потом смогли рассказать по ним

стихотворение. Понятно?

Учитель: Я буду читать стихотворение, а вы расположите карточки в

таблице.

- А сейчас попробуем читать стихотворение с помощью таблицы.

( Дети читают).

Учитель:- Молодцы! Еще одна тучка исчезла. А давайте поиграем в

одну игру. Игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я

назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет-потопать ногами.

(Январь, тепло, снегопад, капель, весна, мороз, грачи, ручьи, проталина,

метель, сугробы, скворечник, подснежник, стужа, март, новый год)

Учитель: - Ребята, посмотрите, последняя тучка улетела. Это значит, что

мы с вами справились со всеми заданиями.

Учитель: Обратите внимание на солнышко, какое оно? ( веселое) Как вы

думаете, почему Солнышко нам улыбается?( Потому что, мы разогнали все

тучки

Лунтик: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно

приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее)

- А сейчас я вас приглашаю пройти на лужайку и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас вы говорите, за что он любит весну, и

вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Мила: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко)

Рефлексия.

- Молодцы! Мы с вами справились со всеми заданиями.

- У меня на тарелке веселые солнышки и грустные солнышки.

- Если вам было легко и интересно – выберите веселое солнышко,

А если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то –

грустное солнышко.

- Я вижу, что все выбрали веселые солнышки. Значит, вам понравилось

сегодняшнее занятие.

-Я вас всех благодарю за работу, желаю весеннего настроения!

- Спасибо за внимание.



В раздел образования