Напоминание

«Современные технологии в музыкально-образовательном процессе на хореографическом отделении в школе искусств»


Автор: Сорокин Алексей Алексеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им.Н.А.Римского-Корсакова"
Населённый пункт: г. Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: реферат
Тема: «Современные технологии в музыкально-образовательном процессе на хореографическом отделении в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова»

Методическое сообщение

на заседании секции отделения театрально-

сценических дисциплин

Реферат на тему:

«Современные технологии в музыкально- образовательном

процессе на хореографическом отделении в школе искусств»

Выполнил: Сорокин А.А.

Тихвин- 2022г

-1-

В процессе изучения русского народного песенного творчества дети

осваивают основы вокального исполнительства, знакомятся с жанровыми

особенностями русской песни, с народными традициями и обрядами, а также

с русским народным танцем, познают основы актерского мастерства,

развивают художественный вкус, расширяют кругозор. Но чтобы достичь

хороших результатов в этом процессе обучения нужно прежде всего

использовать самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка

–это снять зажатость. Для этого необходимо использовать такую форму

обучения, как игра. Именно игровая форма обучения, фантазирование

способствует развитию чувствования и художественного воображения у

детей. Благодаря этим качествам дети, наделенные способностью и тягой к

творчеству, могут овладеть умениями и навыками вокального искусства,

научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.

И как следствие –это использование педагогом традиционных и

современных образовательных технологий, а точнее соединение

традиционных и современных образовательных технологий таких как:

личностно - ориентированные подходы, здоровье сберегающие

технологии, игровые технологии, информационно – коммуникационные

технологии (ИКТ), импровизации, портфолио.

Личностно - ориентированный подход предполагает:

-принятие ребёнка как данность;

-создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

-оценивание роста конкретной личности;

-оценивание успеха ученика как успеха учителя;

- воспитание патриотизма

Здоровьесберегающие технологии это:

-разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

-развитие хореографических навыков, достижения качественного и

красивого исполнения и в любых танцевальных формах.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение

аппарата в работу с постепенной нагрузкой. Прежде чем начинать занятия

пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить

психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют

специальные разминки.

-Упражнения на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц

Подготовка дыхательной системы (дыхательная гимнастика по

системе Стрельниковой.)

-Классический экзерсис для координации движений и владению своим

телом.

- Постановка корпуса, рук, ног, головы.

-2-

Игровые технологии:

У ребёнка с раннего возраста игра является потребностью и основным видом

деятельности. По мере взросления дошкольников, а потом и школьников

игра продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта

ребёнка.

Игровая форма обучения помогает наполнять знания, быть средством

музыкального развития ребенка. Проведение уроков в виде игры значительно

повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, развивает

познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки,

необходимые в практической деятельности.

В игре юный танцор может представить себя, например, звездой какого-

нибудь популярного телепроекта, например «Вы в танце», или простым

пастухом, или народной артисткой, или защитником Отечества, что

позволяет ученику ярче передать образ исполняемого произведения и даёт

возможность подражать талантливым исполнителям, к мастерству которых

необходимо стремиться.

Информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)

1. Использование видеозаписей концертных выступлений или видео запись

отдельных репетиционных моментов, что является неотъемлемой частью

работы над ошибками и даёт хороший толчок для роста и

совершенствования исполнительского хореографического мастерства.

2. Использование фонограмм. Разумеется основная часть работы в обучении

хореографии подразумевает отработку классических элементов под «живой

звук», то есть работу с концертмейстером- пианистом, на народный танец с

концертмейстеров-баянистом и это хорошо только на этапе разучивания и

так называемой черновой работы, но в чистовом варианте для концертных

выступлений фонограмма просто необходима, потому что не возможно

одному

концертмейстеру

сочетать

в

себе

навыки

владения

всеми

музыкальными инструментами, которые воспроизводит оркестр- это во-

первых. Во-вторых, дети очень любят танцевать под фонограмму, равно, как

зритель воспринимать танцы. Таким образом, в музыкальной школе мы

мотивируем их интерес к обучению не только танцу, но и к музыке в целом.

К тому же нельзя не учитывать

требований, которые нам диктует

современный мир со своими технологиями и открытиями и конечно же,

преподаватель хореографии в музыкальной школы просто обязан владеть

необходимыми компьютерными программами такими как ChordPulse,

которая содержит более 20 музыкальных стилей и несколько типов аккордов,

что

позволяет

создать

фонограмму

в

нужном

стиле

музыки,

с

использованием нужных аккордов, тональности, темпа и даже тембра. Не

могу

не

сказать

о

профессиональной

программе

WaveLab,

которая

предназначена

для

различного

редактирования,

монтажа

и

записи

музыкальных композиций любого формата, что позволяет перекраивать

любую фонограмму под нужный регламент и характер хореографической

постановки, а иногда из двух-трёх фонограмм сделать одну, нужную для

работы

-3-

Так

же,

работая

с

концертмейстером,

пользуюсь

в

своей

работе

профессиональной программой Finale, которая необходима всем музыкантам

и преподавателями музыки. Суть программы заключается в создании,

редактировании и распечатки нот, а также в воспроизведении набранных нот

в реальном времени с использованием большого набора музыкальных

инструментов, что позволяет делать грамотные музыкальные аранжировки и

обработки.

3.Использование

аудио, видео материалы в обучении, всевозможные

графические, текстовые и др. документы, и тем самым обогатить процесс

обучения и развития детей. Для самостоятельной деятельности учащихся

привлекаются возможности интернета. Они используют его для сбора

нужной информации, а так её анализа, для знакомства с видео и аудио

материалами и др. Данный вид работы контролируется и разумеется

организовывается педагогом (даются ссылки на конкретные видео и

материалы). Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает

эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом

стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, дает понимание

важности и необходимости собственной образованности.

4. Так или иначе на уроках вокала отделения народного пения используются

музыкальный центр, аудио колонки, синтезатор, а иногда практикуется

работа с видео проектором это электронные образовательные ресурсы

нового

поколения,

ориентированные

на

инновационное

развитие

хореографического и музыкального образования, да и современная сцена

диктуют нам свои законы, равно как и современный зритель. Вывод:

использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ повышает интерес

детей к обучению и делает его более увлекательным, интересным и

содержательным.

Импровизация:

Ученикам предлагается «поиграть», то есть посочинять танцевальные

комбинации в заданном музыкальном размере, темпе и характере, на

основе приобретённых ранее навыков, пусть даже не многочисленных.

Так мы учимся импровизировать голосом.

2.Использование подручных предметов. Это могут ленты, цветы,

корзинки, шумовые народные инструменты, такие как ложки, бубен,

трещотки. Ученикам предлагается сочинить ритмическое шумовое

сопровождение к хореографической комбинации.

Портфолио:

«Портфолио» помогает и педагогу, и ученику учитывать индивидуальные

достижения.

В папку учащиеся вкладывают свои творческие достижения (награды,

грамоты и дипломы с фестивалей и конкурсов, благодарственные письма),

-4-

письменные работы, индивидуальные и групповые проектные работы, листы

оценки и самооценки.

Весь собранный материал стимулирует детей повышать учебную мотивацию

и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся,

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, мотивировать

себя на дальнейший творческий рост, на максимальное раскрытие

индивидуальных творческих возможностей.

Современные образовательные технологии (СОТ) делают учебный процесс

продуктивным и обогащённым, более интересным и доступным, насколько

возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают ученику

чувствовать себя успешным, прививают чувство коллективизма, чего так не

хватает современному поколению детей, повышают результативность учебы.

Применение (СОТ) актуально, педагогически целесообразно и необходимо:

эффективность современных образовательных технологий способствует

повышению результата в решении педагогических задач.

Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке

эстрадного вокала

1. Наличие специального кабинета для проведения уроков с солистами

2. Наличие репетиционного зала для проведения уроков ансамбля танца.

3. Фортепиано, синтезатор.

4.Концертмейстеры: пианист и баянист.

5. Музыкальный центр, колонки, ноутбук

6. Зеркала и станки хореографические.

7. Комплекты костюмов и атрибуты(ложки, корзинки, венки и пр.

8. Нотные репертуарные сборники.

Список литературы:

1.

Боровкова Н.Д. «Общие рекомендации по проведению урока

специальности в музыкальной школе(в помощь начинающему

педагогу)» г.Сп-б02012г.

2.

Боровкова Н.Д. «Теория и практика образования в современном

мире»(материалы междунар.научн.конф. )СП-б-21012г.

3.

Л.В.Рыжова «Методика детского эксперементирования» (ИЗД.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» -2015г)



В раздел образования