Автор: Бирюкова Валентина Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №34 МО Кавказский район
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Заповедь предков в душе сбережем"
Раздел: дошкольное образование
Гражданско-патриотический
педагогический проект
«Заповедь предков в душе сбережем»
Мы должны строить своё будущее на
прочном фундаменте, и такой фундамент-
это патриотизм. … Это уважение к своей
истории и традициям, духовным
ценностям наших народов, нашей
тысячелетней культуре и уникальному
опыту сосуществования сотен народов
и языков на территории России.
В. В. Путин
Ведение:
Перед современной системой образования стоит задача приобщения
новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в
наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое -
это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог
развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только
потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и
нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша
задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам
народной культуры.
Краткая аннотация проекта.
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих
нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к
истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом
важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать
связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа
русского народа.
Основная цель данного проекта направлена на активное приобретение
детьми
культурного
богатства
русского
народа,
формирование
эмоционально
окрашенного
чувства
причастности
детей
к
наследию
прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как
бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Образовательная цель проекта - приобщение детей истокам русской
народной культуры, народным традициям, праздникам. Приобщение детей
к народной культуре является средством формирования их патриотических
чувств и развития духовности.
Проект рассчитан на летний промежуток времени. В течение
учебного года мы знакомим детей с осенними, зимними, весенними
праздниками. Хотелось бы поближе
познакомить детей и с летними
народными
календарными
праздниками,
не
менее
интересными
и
познавательными.
Решение задач поставленных в проекте, поможет нам максимально
прикоснуться к жизни и традициям русского народа, больше узнать, как
жили и отмечали праздники наши далекие предки.
В работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре я
для себя определила следующие направления:
1.
Работа
с
детьми
по
ознакомлению
с
народными
календарными
праздниками.
2.
Работа с родителями по вовлечению их в процесс реализации
образовательного проекта.
Вид проекта: информационно – познавательно - творческий
Сроки проведения: июнь - август
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников,
педагоги группы
Форма проведения: групповая.
Ресурсное обеспечение проекта:
Подбор методической литературы.
Подбор художественных произведений, песен, закличек, народных игр.
Мини – музей «Там, на неведомых дорожках», мини – музей под
открытым небом, мини – музей «Кубанская горница».
Тематический план мероприятий, календарь праздников, беседы.
Сценарии праздников.
Постановка проблемы.
Проблема патриотического воспитания сегодня волнует всех педагогов,
общественность. «Русский народ не должен терять своего нравственного
авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного
русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно
и
понятно:
в
нем
нужно
искать
истоки
наших
характеров,
взаимоотношений, исторические корни. В наше время обращается внимание
детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям,
которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни какой другой народ не
имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На
деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих
дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые,
сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд
незамысловатыми
мелодиями.
Приезжавших
в
Россию
иностранцев
приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки
испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне,
так и в городе.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В связи с этим особое значение для полноценного развития детской
личности приобретает дальнейшее приобщение детей к миру взрослых людей
и созданных их трудом предметов культуры и наследия.
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без
культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности
– нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается
интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом
вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического
самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального
сознания и возродить утраченные ценности.
Именно народная культура способна возродить преемственность
поколений,
передать
подрастающему
поколению
нравственные
устои,
духовные и художественные ценности и дошкольный период детства
является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Цели и задачи проекта.
Цель:
развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской
народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками,
формирование чувства любви и добра.
Задачи:
Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые
отмечают в летнее время года.
Прививать любовь к русским народным традициям, праздникам.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к
народному творчеству.
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре,
обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием; интерес
к историческому прошлому
своего народа,
желание
и умение
применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Гипотеза проекта заключается в том, что если знакомить детей , с
русской народной культурой, через участие в народных календарных
праздниках,
будет способствовать формированию основ русской
народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому
воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией
проекта;
Составление тематического планирования мероприятий
Основной
Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
Работа в режиме инновационной деятельности.
Заключительный
Обобщение результатов работы;
Презентация итогов работы.
Реализация проекта.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с понятиями «календарь», «народная культура», «предки».
- Знакомство с летними русскими народными календарными праздниками
- Знакомство с русской культурой, обычаями, укладом жизни, временами,
когда верили люди в чудеса и волшебство.
- Просмотр презентаций о сказках, суевериях, укладе жизни, традициях,
культуре, календарных праздниках русского народа.
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «Березка к себе гукала» (природный, бросовый материал)
- «Корзинка для сбора яблок и орехов» (моделирование из бумаги)
- «Старичок – Лесовичок, в бороде травы пучок» ( природный материал)
- «Цветок папоротника» (природный материал)
- «Домовой живет за печкой» (работа с тканью, нитками, бросовым
материалом)
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин сувениров и подарков»
- «Библиотека»
- «Путешественники»
Дидактические игры:
- «Узнай и назови сказку»
- «Подбери пару»
- «Что где растет?»
- «Назови по первому слогу…»
- «Что перепутал художник?»
- «Чудесный мешочек»
- «Краски»
- «Подбери нужный цвет»
- «Да – нет»
Чтение художественной литературы.
- Чтение русских народных сказок, сказок зарубежных стран.
- Чтение мифов и былин.
- Чтение и рассматривание детских журналов.
- Чтение энциклопедий и познавательной литературы о календарных
праздниках.
Коммуникация.
- Беседы о народных календарных праздниках, обычаях русского народа.
- Беседы об экспонатах нашего мини – музея под открытым небом «Там, на
неведомых
дорожках», обсуждение, куда и как лучше их расставить,
расположить.
- Беседы с детьми о героях русских сказок.
Художественное творчество.
Рисование:
Рисунки детей разными изобразительными средствами на тему «Как жили и
отмечали праздники наши предки».
Аппликация: «Наливное яблочко и серебряная блюдечко для бабушки -
Яги», «Корзиночка с орешками».
Лепка: «Леший нам принес орешки»
Труд:
- Организация выставок детских работ.
- Пополнение мини – музея под открытым небом «Там, на неведомых
дорожках» новыми волшебными экспонатами.
- Дежурство в мини – музее.
Безопасность.
- Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в природе.
Физкультура.
- Русские народные подвижные игры.
- Народные хороводные игры.
Музыка.
- Прослушивание русских народных песен.
- Пение народных песен, частушек, колыбельных.
- Народные танцы.
Подготовка и проведение совместных праздников по народному календарю
«Ой, Купало, ой, Купало!», «Щедрый край, Кубанский край,
яблочно - медовый спас встречай!» .
Здоровье.
- Рассматривание иллюстраций и беседа «Съедобные и ядовитые грибы».
- Беседа «Что нам лето подарило».
- «Знаю, всем орешки любы, берегите только зубы!». Беседа о пользе лесных
орехов.
- «Наша яблонька цветет, осенью плоды дает. Сладки яблочки сорву, всех
ребяток угощу». Разговор о том, как наши предки соблюдали обычай
собирать и употреблять в пищу яблоки.
1 этап - подготовительный :
обеспечение проекта:
Материально – техническое:
- Подбор методической литературы по календарным праздникам.
- Подбор экспонатов для мини – музея под открытым небом «Там, на
неведомых дорожках».
- Специально подобранная литература на тему праздников, обычаев, сказок
и суеверий.
- Подбор наглядного материала, иллюстраций, рисунков, открыток с
изображением сказок и суеверий, праздников, литературы, журналов, СD ,
DVD дисков.
- Подбор презентаций тему сказок, суеверий, русских народных
праздников, традиций, жизни и быта наших предков.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная
бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, ткань
поролон, проволока и т.д.)
Учебно – методическое:
Методическая литература:
П.Рожнова «Русский народный календарь» Москва, 2001г.
«Преданье старины глубокой», ред.-сост. Ю.К.Филиппов, Ростов-дон 1994г.
Л.С.Хренов «Народные приметы и календарь», Москва, 1991г.
«Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха, Москва, Ставрополь, 2003г
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
СПб. Детство-Пресс, 1998.
Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под ред Л. В.
Руссковой. –М. Просвещение, 1986.
«Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет»,
Т.М.Пименова, В.В.Архипова, Волгоград, 2012г.
«Групповая традиция в детском саду», С.В.Шапошникова, Волгоград,2009г.
«Календарные обрядовые праздники для дошкольников», Педагогическое
общество России, 2007г.
Детская литература:
Детские журналы «Колобок», «Мурзилка», «Непоседа»
«Герои русских сказаний!», Г.М.Науменко, АСТ Астрель, Москва, 2011г.
«Большая хрестоматия мифологических и сказочных персонажей для
детей», Г.МНауменко, АСТ Астрель, Москва,2007г.
«Загадки Бабы – Яги», В.Степанов, Издательство «Адонис», Москва, 1998г.
«Расскажу тебе сказку», Е.М.Воробьева, Санкт – Петербург, издательство
«Пресс»,2012г.
Легенды, былины, сказки русские народные и сказки разных стран мира.
2 этап – основной
Перспективный план работы
по приобщению
детей
к истокам
русской
народной культуры
посредством
ознакомления
детей
с
народными
календарными
праздниками. Разработаны программа и план работы кружка «Преданье
старины
глубокой», перспективный план работы мини – музея под
открытым небом «Там, на неведомых дорожках».
3 этап – заключительный
Основные критерии результативности:
Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории
русского народа:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?)
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих
познавательных интересов и потребностей;
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение
«потому что»;
- стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
Желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх,
ярмарках;
Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему
русского народного творчества.
Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по
приобщению детей к истокам русской народной культуры:
Проявляет интерес к русской национальной культуре.
Умеет играть в русские народные игры.
Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает
название праздника, некоторые его традиции.
Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
Узнает героев русского народного фольклора, суеверий,
произведений
изобразительного искусства.
Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Ожидаемые результаты:
- Составление альбома «Как жили и отмечала праздники наши предки» с
детскими рисунками.
- Подготовка и проведение народных праздников «Щедрый край, Кубанский
край, яблочно- медовый спас встречай!», «Ой, Купало, ой, Купало!»,
«Новоселье Бабы Яги»
- Создание альбома «Летние народные праздники в рисунках детей»
- Участие в конкурсах поделок к праздникам
- Создание мини – музея народных праздников
- Участие родителей в создании мини-музея
Презентация проекта:
- Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини
– музей под открытым небом «Там, на неведомых дорожках».
- Консультация для педагогов «Знакомим детей с народными праздниками
и традициями русского народа»
- Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
Заключение
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,
эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными
сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и
многообразии.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится
духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших
основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем
духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют
свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают
обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом
не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче
закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно
относились
к
обычаям
и
традициям
наши
предки,
какое
огромное
воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в
состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой
обязательных
ритуальных
действий.
Традиционны
в
народе
многие
праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в
современные религиозные системы.
Например, празднование Рождества
слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую
традицию.
Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения,
мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого
корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от
рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.
Обязательные
для
всего
общества,
они
духовно
сплачивали
народ:
общественный и общинный характер принимали и радостные праздники
святок, масленицы и др.
Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль
исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен
для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к
культуре своих предков - естественной частичкой бытия.
Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах,
связанных
с
новорожденным,
с
первыми
шагами
младенца,
с
его
приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической
направленности общения, искусства, народного творчества, традициях
гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная
память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до
принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу
многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя
допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные
наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее
сохранить, развивать и передать нашим детям.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое
ценное.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась:
знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных
календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской
народной
культуры,
духовному,
нравственному,
патриотическому
воспитанию дошкольников.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем
личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт
русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее,
предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из
поколения в поколение, - народ без будущего.
Литература:
П.Рожнова «Русский народный календарь» Москва, 2001г.
«Преданье старины глубокой», ред.-сост. Ю.К.Филиппов, Ростов-дон 1994г.
Л.С.Хренов «Народные приметы и календарь», Москва, 1991г.
«Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха, Москва, Ставрополь, 2003г
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
СПб. Детство-Пресс, 1998.
«Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет»,
Т.М.Пименова, В.В.Архипова, Волгоград, 2012г.
«Групповая традиция в детском саду», С.В.Шапошникова, Волгоград,2009г.
«Календарные обрядовые праздники для дошкольников», Педагогическое
общество России, 2007г.