Автор: Багина Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: город Советск Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Взаимосвязь между суммой и слагаемыми».
Раздел: начальное образование
Урок открытия нового знания по математике
1 класс
Тема: «Взаимосвязь между суммой и слагаемыми».
Цель: Познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, сформулировать правило
нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Панируемые результаты:
-формировать понятие суммы как целого ,состоящего из частей-слагаемых;
-развивать навыки счета в пределах 10;
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться планировать учебную деятельность на уроке;
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
-учиться использовать терминологию при составлении и чтении математических равенств;
-учиться выполнять поисковые и творческие задачи;
-учиться контролировать свою работу.
Ход урока:
1.
Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
2. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке, ребята, мы отправимся в путешествие. Отгадав загадку,
вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.
Чудо - птица , алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …(ракету) слайд
-Как называют людей, которые летают в космос?
-Кто хочет стать космонавтом? Почему?
-Какими качествами должен обладать космонавт?
-Путешествие сегодня необычное. С чем встретимся мы ещё неизвестно.
Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.
- Знаете ли вы, кто первый из людей полетел в космос? Слайд
- А когда это произошло? (12 апреля 1961 г)
- А как назывался воздушный корабль, на котором он полетел, вы узнаете,
отгадав ребус.
Во 100 к
Устный счёт
-Прежде, чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Космонавт должен уметь прыгать с парашютом.
10-4= 6+ =9 -2=5
8-4= 7- =6 -2=3
-Молодцы! Вы все справились с этим заданием.
3. Самоопределение к деятельности.
_Найдите лишний пример. Почему он лишний? (на сложение)
-Как называются компоненты и результат действия сложения? Как вы
думаете, связаны ли между собой сумма и слагаемые?
-Может кто-то понял, какая же тема сегодняшнего урока?
-Чему мы должны научиться? Что мы должны узнать? (Как связаны
между собой сумма и слагаемые.)
Тема урока: взаимосвязь между суммой и слагаемыми. (слайд)
-Я предлагаю вам полететь в космос экипажами на трёх ракетах. (Ракеты
представлены в виде состава чисел 8,9,10. Дети заполняют пустые окошки)
-Но чтобы ракеты взлетели, их нужно заправить.(Состав чисел)
Проверка в парах.(слайд)
Молодцы! К полёту готовы?
-К запуску ракеты приготовиться! (есть приготовиться!)
-Пристегнуть ремни! (есть пристегнуть ремни!)
Соединить контакты! (есть соединить контакты!)
Завести моторы! (есть Завести моторы!)
К старту готовы? (К старту готовы?) (слайд) 5,4,3,2,1.
Пуск! (слайд)
- И наша ракета помчалась вперёд. Космос – это фантастика, неразгаданные
тайны.
-Как вы думаете, чем космонавты занимаются в космосе? (проводят
исследования)
-И мы тоже сегодня будем проводить исследование. Откройте свои бортовые
журналы, подпишите число.
-Итак, мы очутились с вами на 1-ой станции «Исследовательская» (слайд)
3.Работа по теме урока.
Практическая работа.
- Положите перед собой 3 кружочка . рядом положите 2 треугольника.
- Сколько всего поучилось геометрических фигур? (5)
-Как мы это запишем?
3 + 2 = 5 (записываем в тетради) (1 уч-ся на доске)
- как можно прочитать это равенство с названием компонентов. (Сумма 3 и 2
равна 5. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5)
- Всего 5 геометрических фигур. Отложите 3 кружочка. Сколько
треугольников осталось? (2)
-как это можно записать ?
5 – 3 = 2 (в тетрадь)
_ - возвращаем обратно круги.
- теперь отложите треугольники?
- Что осталось?
- Сколько?
- как запишем?
5 – 2 = 3
Итак, 5 – это 3 и 2. Если убрать 3, то останется 2, а если убрать 2, то
останется 3. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье.
Из суммы 5 вычли первое слагаемое 3 и получили второе слагаемое 2; из
суммы 5 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 3.
- какой вывод можно сделать?
Если из суммы вычесть первое слагаемое, то мы получим второе
слагаемое.
Если из суммы вычесть второе слагаемое, то мы получим первое
слагаемое.
Таким образом, слагаемые и сумма связаны между собой
математическими действиями – сложением и вычитанием. Они дружат
друг с другом, поэтому их называют взаимообратными.
-Космонавты всегда занимаются спортом, соблюдают режим дня, вовремя
отдыхают.
(Физминутка)
-Наша ракета продолжает полёт. Летим на следующую станцию. Летим на
станцию «Думай-ка!», где нас ждут новые испытания.
4. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
с.26 №2 – решаем в тетради с комментированием.
_Почему из 1-го примера на сложение составили 2 примера на вычитание?
(Потому что 2 слагаемых)
№3 – устно (в парах).
-Один читает начало предложения, 2-ой – конец.
Решение задач.
-А теперь нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все
необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.
№4 – по вариантам. (2-е учащихся на закрытой доске).
Проверка.
Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой, на Землю. Вот
как она выглядит с космоса.
Слайд: вид Земли из космоса.
_К приземлению приготовиться!
-Приглушить моторы!
-Разъединить контакты!
-Отстегнуть ремни!
-5,4,3,2,1. Полёт окончен!
Итог урока. Рефлексия.
- Наш полет заканчивается. Вы сегодня прошли много трудных испытаний,
но справились с ними достойно, потому что работали дружно.
Подведём итоги нашего космического путешествия:
-Какие математические знания нам пригодились в полёте?
Что нового узнали на уроке?
- Что было интересно?
Ребята, мне понравилось как вы сегодня занимались. Вы были
внимательными, сообразительными и я дарю вам эти звёздочки. Если вам
сегодня на уроке было интересно, легко - то нарисуйте своей звездочке
улыбающееся, радостное личико. Если вам урок не понравился, вам было
трудно справляться с заданиями, то изобразите грусть на звездочке.
- Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие.
- Спасибо за урок!