Напоминание

«Взаимосвязь между суммой и слагаемыми».


Автор: Багина Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: город Советск Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Взаимосвязь между суммой и слагаемыми».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок открытия нового знания по математике

1 класс

Тема: «Взаимосвязь между суммой и слагаемыми».

Цель: Познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, сформулировать правило

нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Панируемые результаты:

-формировать понятие суммы как целого ,состоящего из частей-слагаемых;

-развивать навыки счета в пределах 10;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться планировать учебную деятельность на уроке;

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

-учиться использовать терминологию при составлении и чтении математических равенств;

-учиться выполнять поисковые и творческие задачи;

-учиться контролировать свою работу.

Ход урока:

1.

Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке, ребята, мы отправимся в путешествие. Отгадав загадку,

вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.

Чудо - птица , алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) слайд

-Как называют людей, которые летают в космос?

-Кто хочет стать космонавтом? Почему?

-Какими качествами должен обладать космонавт?

-Путешествие сегодня необычное. С чем встретимся мы ещё неизвестно.

Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.

- Знаете ли вы, кто первый из людей полетел в космос? Слайд

- А когда это произошло? (12 апреля 1961 г)

- А как назывался воздушный корабль, на котором он полетел, вы узнаете,

отгадав ребус.

Во 100 к

Устный счёт

-Прежде, чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Космонавт должен уметь прыгать с парашютом.

10-4= 6+ =9 -2=5

8-4= 7- =6 -2=3

-Молодцы! Вы все справились с этим заданием.

3. Самоопределение к деятельности.

_Найдите лишний пример. Почему он лишний? (на сложение)

-Как называются компоненты и результат действия сложения? Как вы

думаете, связаны ли между собой сумма и слагаемые?

-Может кто-то понял, какая же тема сегодняшнего урока?

-Чему мы должны научиться? Что мы должны узнать? (Как связаны

между собой сумма и слагаемые.)

Тема урока: взаимосвязь между суммой и слагаемыми. (слайд)

-Я предлагаю вам полететь в космос экипажами на трёх ракетах. (Ракеты

представлены в виде состава чисел 8,9,10. Дети заполняют пустые окошки)

-Но чтобы ракеты взлетели, их нужно заправить.(Состав чисел)

Проверка в парах.(слайд)

Молодцы! К полёту готовы?

-К запуску ракеты приготовиться! (есть приготовиться!)

-Пристегнуть ремни! (есть пристегнуть ремни!)

Соединить контакты! (есть соединить контакты!)

Завести моторы! (есть Завести моторы!)

К старту готовы? (К старту готовы?) (слайд) 5,4,3,2,1.

Пуск! (слайд)

- И наша ракета помчалась вперёд. Космос – это фантастика, неразгаданные

тайны.

-Как вы думаете, чем космонавты занимаются в космосе? (проводят

исследования)

-И мы тоже сегодня будем проводить исследование. Откройте свои бортовые

журналы, подпишите число.

-Итак, мы очутились с вами на 1-ой станции «Исследовательская» (слайд)

3.Работа по теме урока.

Практическая работа.

- Положите перед собой 3 кружочка . рядом положите 2 треугольника.

- Сколько всего поучилось геометрических фигур? (5)

-Как мы это запишем?

3 + 2 = 5 (записываем в тетради) (1 уч-ся на доске)

- как можно прочитать это равенство с названием компонентов. (Сумма 3 и 2

равна 5. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5)

- Всего 5 геометрических фигур. Отложите 3 кружочка. Сколько

треугольников осталось? (2)

-как это можно записать ?

5 – 3 = 2 (в тетрадь)

_ - возвращаем обратно круги.

- теперь отложите треугольники?

- Что осталось?

- Сколько?

- как запишем?

5 – 2 = 3

Итак, 5 – это 3 и 2. Если убрать 3, то останется 2, а если убрать 2, то

останется 3. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье.

Из суммы 5 вычли первое слагаемое 3 и получили второе слагаемое 2; из

суммы 5 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 3.

- какой вывод можно сделать?

Если из суммы вычесть первое слагаемое, то мы получим второе

слагаемое.

Если из суммы вычесть второе слагаемое, то мы получим первое

слагаемое.

Таким образом, слагаемые и сумма связаны между собой

математическими действиями – сложением и вычитанием. Они дружат

друг с другом, поэтому их называют взаимообратными.

-Космонавты всегда занимаются спортом, соблюдают режим дня, вовремя

отдыхают.

(Физминутка)

-Наша ракета продолжает полёт. Летим на следующую станцию. Летим на

станцию «Думай-ка!», где нас ждут новые испытания.

4. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

с.26 №2 – решаем в тетради с комментированием.

_Почему из 1-го примера на сложение составили 2 примера на вычитание?

(Потому что 2 слагаемых)

№3 – устно (в парах).

-Один читает начало предложения, 2-ой – конец.

Решение задач.

-А теперь нам предстоит выход в открытый космос.

Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все

необходимые ремонтные работы.

А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

№4 – по вариантам. (2-е учащихся на закрытой доске).

Проверка.

Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой, на Землю. Вот

как она выглядит с космоса.

Слайд: вид Земли из космоса.

_К приземлению приготовиться!

-Приглушить моторы!

-Разъединить контакты!

-Отстегнуть ремни!

-5,4,3,2,1. Полёт окончен!

Итог урока. Рефлексия.

- Наш полет заканчивается. Вы сегодня прошли много трудных испытаний,

но справились с ними достойно, потому что работали дружно.

Подведём итоги нашего космического путешествия:

-Какие математические знания нам пригодились в полёте?

Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

Ребята, мне понравилось как вы сегодня занимались. Вы были

внимательными, сообразительными и я дарю вам эти звёздочки. Если вам

сегодня на уроке было интересно, легко - то нарисуйте своей звездочке

улыбающееся, радостное личико. Если вам урок не понравился, вам было

трудно справляться с заданиями, то изобразите грусть на звездочке.

- Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие.

- Спасибо за урок!



В раздел образования