Напоминание

Современный урок ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Наталья Николаевна Ивенина
Должность: преподаватель организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС

Ивенина Наталья Николаевна преподаватель- организатор ОБЖ

МБОУ СШ №72 г. Ульяновск

Урок – это работа души педагога. Сегодняшние школьники отличаются от

сверстников пятнадцати- двадцатилетней давности любознательностью и

большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Если

в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать

свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь

ситуация коренным образом изменилась.

В новом стандарте урок ОБЖ занимает одно из главных место. По данным

Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют

проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью

здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем,

уверены специалисты, является дефицит движения. Дефицит двигательной

активности

у

младших

школьников

составляет

35-40%,

а

среди

старшеклассников достигает 75- 85%.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта

второго поколения? «Нужно, чтобы дети,

по возможности, учились

самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и

давал для него материал» - слова российского педагога К.Д. Ушинского

отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип

системно-деятельностного подхода.

Какие требования предъявляются к современному уроку?

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,

так, чтобы каждый ученик мог сформулировать цель и определить задачи.

урок

должен

быть

развивающим:

учитель

сам

нацеливается

на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество

с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором отражены такие аспекты,

как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго

поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны

быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к

ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное

действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить

причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,

повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и

проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

(происходит

специальное

формирование

контрольно-оценочной

деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,

используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную

позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –

ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Всё это позволяет утверждать, что роль ОБЖ исключительно важна в

формировании

личности

обучающихся,

их

интересов

и

творческих

способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических

качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив

требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых

идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние

методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит

отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми

педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

В структуре общего среднего образования предмет ОБЖ должен носить

прикладной

характер,

занимать

одно

из

ведущих

мест

в

системе

межпредметных

связей

и

способствовать

решению

важных

общепедагогических задач.

Урок-практикум

Тема: "Оказание первой медицинской помощи при травмах"

Цель: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание

первой помощи при травмах (ПП)”.

Задачи:

Обучающие:

Актуализация теоретических знаний, терминологии ПП;

Применение теоретических знаний в практической деятельности

(умение

накладывать

повязки,

жгут,

наложение

иммобилизационных шин на конечности).

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание культуры безопасности;

Воспитание чувства товарищества;

Формирование

потребности

бережного

отношения

к

своему

здоровью.

Развивающая:

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации;

Принятия решения в экстремальной ситуации;

Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе -

потеря сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез,

кровотечение, на улице - повреждение во время игры, удар мячом по

голове).

Техническое

оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные

шины;

перевязочный материал; карточки с заданиями.

Ход урока

1.

Вступительное слово. Сегодня мы с вами проводим практическое занятие

по теме «Оказание ПП при травмах».

Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок?

Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно

формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний,

умение применить их на практике).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не

знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже

жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и

спасти человека, мы и проводим этот урок.

Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может

получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся

говорят о предполагаемых травмах):

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

4. Сельскохозяйственный травматизм

5. Природный травматизм

6. Производственный травматизм

2. Проверка теоретических знаний.

Работа в парах:

- учащиеся выполняю задания практического характера по оказанию ПП.

1.

Решение ситуационных задач.

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где

– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь

это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий

чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то

споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то

что же вы, все- таки, будете делать?

Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций:

Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается их

коллективно

обсудить.

(Количество

ситуаций

рассматривается

в

зависимости от времени).

Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,

признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПП. Ситуация

1. На спортивной площадке: Играя в футбол, ученик получил удар мячом

по голове. Упал, потерял сознание. Ваши действия…

Ситуация 2. В столовой: Ученик поскользнулся на пролитом киселе.

Наблюдается кровотечение, обильное. Тёмно-вишнёвое, в области левого

предплечия. Определите тип кровотечения, окажите помощь.

Ситуация 3. На перемене: Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал,

почувствовав при этом острую боль в области голеностопного сустава,

левой ноги. Окажите ПП

Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать

карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной

медицинской помощи.

Вам дано 2 минуты на обсуждение задания.

После чего учащиеся, приступают к выполнению практического задания

«Оказание помощи условным пострадавшим», используя предложенный

медицинский материал.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Открытый перелом нижней конечности

Открытый перелом верхней конечности

Артериальное кровотечение

носовое кровотечение

вывих локтевого сустава

Перелом ключицы

Травма головы

Травмы груди

Завершив выполнение задания, учащиеся комментируют свои действия по

оказанной помощи.

Рефлексия:

Вы

выполнили

задачи

по

оказанию

первой

помощи

пострадавшему при травмах.

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы выполненной работой?

Что вызвало у вас затруднения?

2.

Итог урока: Наш урок подходит к концу.

Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А главным

итогом являются не оценки, которые вы получили, а те умения, которые

вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.



В раздел образования