Автор: Дуренкова Нина Дмитриевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ Среднеякушкинская СОШ
Населённый пункт: с. Средняя Якушка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Применение мультимедийных технологий на уроке биологии и химии»
Дата публикации: 31.05.2023
Раздел: среднее образование
«Использование мультимедийных технологий на уроках биологии
и химии»
Дуренкова Нина Дмитриевна,
учитель биологии и химии МОУ
Среднеякушкинская СОШ
Модернизация
образования,
базирующаяся
на
информационных
технологиях,
предполагает
формирование
новых
моделей
учебной
деятельности, использующих информационные технологии.
Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение
лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников.
При
работе
с
учениками
я
ставлю
перед
собой
следующие
задачи: совершенствовать формы и методы по организации работы с
одаренными детьми; усилить работу по освоению новых информационных
технологий,
направленных
на
повышение
качественного
образования
школьников;
активизировать
работу
по
вовлечению
учащихся
в
исследовательскую и проектную деятельность.
При обучении биологии, я использую такие электронные пособия, как
"Биология. 1С Репетитор", "Биология. Анатомия и физиология человека",
"Биология.
Растения.
Бактерии.
Грибы.
Лишайники",
плакаты
для
интерактивной доски "Анатомия и физиология человека", комплект ЦОР,
ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.
Использование
на
уроках
биологии
компьютерной
технологии
позволяет активизировать процесс обучения, способствует эффективному
усвоению учебного материала; процесс обучения становится разнообразным
и увлекательным. Применение компьютера на уроках дает положительный
эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт
творческой деятельности.
Уроки с использованием мультимедийные презентаций вызывают,
большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения
материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Подача
учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время
обучения. Так как данная форма позволяет представить учебный материал
как
систему
ярких
опорных
образов,
наполненных
информацией
в
определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы
восприятия учащихся.
В своей практике применяю учебные электронные пособия на
различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления
полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ,
получение дополнительной информации на уроке.
Очень часто в учебном процессе я использую одновременно видео и
звуковое сопровождение. Мультимедийные анимационные модели, которые
позволяют
сформировать
в
сознании
учащегося
целостную
картину
биологического процесса; интерактивные модели, дающие возможность
самостоятельно
"конструировать"
процесс,
исправлять
свои
ошибки,
самообучаться. Большое разнообразие подачи информации создает ситуацию
новизны и воспринимается учащимися с интересом.
На уроках биологии я также использую цифровую лабораторию
"Архимед".
Цифровые лаборатории "Архимед" - это оборудование для проведения
широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. В
состав лаборатории входит: специализированный портативный компьютер
NOVA 5000; набор цифровых датчиков Fourier Systems(дыхания; частоты
сердечных сокращений; влажности; освещенности; кислорода; pH-метр;
температуры;
ЭКГ;
мутности;
уровня
шума);
специализированное
программное обеспечение.
При
помощи
цифровой
лаборатории
мы
выполняем
различные
лабораторные работы. Например:
При изучении темы "Функциональные возможности дыхательной
системы как показатель здоровья" лабораторную работу "Определение
объёма воздуха, вдыхаемого лёгкими."
Оборудование: датчик дыхания (диапазон измерений
315 л/мин),
соединительные провода для датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.
При
изучении
темы
"Движение
крови
по
сосудам.
Регуляция
кровоснабжения" Л.Р. "Нарушение кровообращения при наложении жгута."
Оборудование: прочная (суровая) нить или тонкий шнур длиной около
40 - 60 см, датчик температуры(-25 - 110
0
С), соединительные провода для
датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.
Дополнительно
лаборатория
Архимед
оснащается цифровым
микроскопом .
Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных
условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной
информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в
компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса,
его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране,
распечатки, включения в презентацию.
Использование ЦЛ "Архимед" способствует поднятию интереса к
предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только
биологические знания, но и опыт работы с интересной и современной
техникой, компьютерными программами. Кроме того, учащиеся получают
возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной
темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные.
Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории "Архимед"
более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и
запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как
входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Цифровую лабораторию "Архимед" можно использовать в работе
школьного научного общества учащихся, что позволит выполнять научные
эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ с учащимися.