по экспериментальной деятельности в средней группе.
Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, снега, мыла,
масла.
Учить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
Оборудование: 2 стола, четыре банки с водой, вода со снегом и с мылом,
масло подсолнечное, сливочное.
Ход занятия.
I.Часть. Мотивация.
В.: Скажите снегом можно умываться?
Д.: Нет.
В.: А почему нельзя? А чем можно умываться?
Д.: Водой.
В.: Вот интересно вода, какая твердая или жидкая?
Д.: Жидкая.
В.: А снег, какой?
Д.: Твердый.
В.: А мылом – каким моемся?
Д.: Твердым.
В.: Да. А вот интересно узнать, что будет с мылом, когда положим в воду, и
что будет со снегом, когда положим в воду?
Мыло мы сегодня положим в воду. Вода, какая в банке?
Д.: Прозрачная.
В.: Воду, откуда взяли?
Д.: Из-под крана.
В.: Значит, холодная. В эту банку мы опустим кусочек мыла.
А в этой банке вода, какая?
Д.: Прозрачная.
В.: Сколько воды в этой банке?
Д.: Мало.
В.: Воды половины банки. Давайте добавим снег и посмотрим, что будет со
снегом и сколько станет воды в банке?
II. Часть.
(Выезд в группу на машине)
Речевая игра «Ветер дует задувает..»
В. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся
1 опыт.
В.: Ребята давайте вспомним, что мы добавили в эту банку?
Д.: Мыло.
В.: А где мыло?
Д.: Растворилось.
В.: Какая была вода?
Д.: Прозрачная.
В.: А стала?
Д.: Непрозрачная, мыльная.
2-й опыт.
В.: А что же мы добавили в эту банку?
Д.: Снег.
В.: А где он?
Д.: Растаял.
В.: Молодцы. А сейчас выходим на ковер, встаем в круг.
Игра «Ладушки, ладошки, испекла нам бабушка
Сладкие оладушки,
Маслом поливала
Деток угощала
(имена детей).»
III. Часть.
В.: Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали. Что положили в банку?
Д.: Мыло.
В.: Где оно?
Д.: Растаяло.
В.: А как узнали?
Д.: Вода мыльная.
В.: Да, послушайте какое слово: растворилось мыло, вода стала мыльной. А в
другую банку, что положили?
Д.: Снег.
В.: А куда же он делся?
Д.: Снег растаял.
В.: Снег растаял, стал водой. В банке стало больше воды. Была половина
банки воды, а стала полной. Когда мы мыло положили, оно плавало или
утонуло?
Д.: Утонуло.
В.: А потом, что с ним стало?
Д.: Растворилось.
В.: А каким маслом бабушка поливала оладушки? Жидким или твердым
Д.: Жидким.
В.: Подойдем ко второму столу. А вот интересно, это какое масло?(жидкое) А
это? ( твердое).
В.: А интересно, если масло положить в воду что с ним случиться утонет или
будет плавать? Как вы думаете? Как узнать?
Д.: Надо опустить в воду.
В.: Попробуем? Какую воду налили?
Д.: Чистую, прозрачную, холодную.
В.: Давайте посмотрим, жидкое масло опустим в воду оно раствориться или
нет? (Добавляем масло в банку с водой). Масло утонуло или нет?
Д.: Нет.
В.: Масло не утонуло, оно плавает от масла видно круги по всей поверхности
воды. А что случится с твёрдым маслом, если его опустить в холодную воду?
Утонет или будет плавать? Как проверить?
Д.: Опустить в воду.
В.: Что случилось с маслом?
Д.: Оно плавает, но не растекается, кусочком.
В.: А если твердое масло опустить в горячую воду, что с ним будет?
(версии детей).
В.: Но, у меня сейчас нет горячей воды, мы проверим в следующий раз.