Напоминание

"Портфолио как средство здравотворческой образовательной деятельности"


Авторы: Голенкова Наталья Алексеевна, Адиатулина Юлия Юрьевна
Должность: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа №53"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио как средство здравотворческой образовательной деятельности"
Дата публикации: 26.05.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио как средство здравотворческой образовательной деятельности

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,

а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.

Штабель А.

Каждый проект – это новый шанс создать нечто, что будет

вызывать восхищение и явно украсит ваше портфолио.

Ален Д.

Термин «portfolio» пришёл в педагогику из мира политики, искусства и бизнеса. В

образовательной

деятельности

технология

«Портфолио»

это

способ

накопления,

оценивания и фиксации образовательных результатов в установленный период обучения

школьника. Данная технология способствует совершенствованию согласованных связей

между компонентами педагогического процесса, а также организации педагогического

процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой [4].

Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента на конкретные

достижения учащихся; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование

самооценки по отношению к внешней оценке [4].

Технология портфолио выступает заменой пассивного обучения на активное, при

котором учащиеся - творцы знаний, решений, информации и т. п.

Сегодня портфолио – это не просто папка ученических работ, а специально

спланированная

и

организованная

подборка

материалов

и

документов,

которая

демонстрирует усилия и достижения учащегося в различных областях; поэтому конечную

цель учебного портфолио все чаще видят в движении вперед и доказательстве улучшения

результатов

ОД.

Портфолио

является

инструментом

самооценки

и

рефлексии

познавательной деятельности и творческого труда ученика. Оно учитывает также результаты

социальной и коммуникативной деятельности [2].

Педагог в этом случае, лишь помогает детям в организации этот процесса.

Принципы технологии портфолио:

равенство всех участников обучения: партнерские отношения педагога и учащихся,

приоритет самостоятельности в обучении;

привлечение к процессу познания, с помощью личностной мотивации школьников;

отсутствие

соперничества,

оценки;

стимулы

самооценка,

самовоспитание,

самокоррекция;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, повышение уровня

коммуникативной культуры;

возможность

выбора

материала,

вида

деятельности,

способа

предъявления

результата;

важность процесса, а не результата творческого поиска на основе инновационных

подходов.

Именно в контексте педагогической поддержки портфолио выступает механизмом

самопознания, самоорганизации, саморазвития, самооценки и самопрезентации школьника

[2].

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1) поддерживать высокую мотивацию к образованию и творческой активности

школьников;

2) формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою

образовательную деятельность;

3) расширять возможности обучения и самообразования;

4) развивать навыки рефлексивной деятельности и целесообразной самооценки у

учащихся;

5) определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6) создавать предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.

Технология

портфолио

здоровья

направлена

на

формирование

личности,

ответственной за свое здоровье; ценностное отношение к своему здоровью и здоровью

окружающих; творческое развитие и саморазвитие; применение жизненного опыта детей;

активное использование дидактической игры; оказание педагогической поддержки [1].

Задачи данной технологии – укрепить, сохранить и сформировать здоровье детей;

создать условия для своевременного и полноценного психического и физического

саморазвития;

обеспечить

каждому

ребенку

возможность

усвоения

материала

в

индивидуальном темпе.

Основные особенности содержания и методики

Поскольку здоровье во многом зависит от жизненных позиций и усилий человека

самостоятельно

реализовывать

программы

саморазвития,

самосохранения,

самосовершенствования, то каждый ребенок может и должен стать автором своего здоровья,

погружаясь в процесс здравотворчества.

Ранее в ДТ «Вектор» была разработана авторская рабочая тетрадь «Дневник

здоровячка», куда школьники записывали интересные факты по пройденным темам на

занятиях.

Дневник, представляет собою тетрадь,

имеющую следующую структуру:

знакомьтесь – это Я (моя семья, мои увлечения, любимые предметы), режим дня, гигиена,

закаливание, питание, здоровый сон и пр. Ребенок может воспользоваться ею в нужный

момент (по типу книги рецептов). Работа с «Дневником здоровячка» показала, что формат

тетради-дневника стал недостаточным (табл. 3.1-).

Таблица 3.1- Критерии оценки «Дневника здоровячка» и «Портфолио здоровья»

Критерии оценивания

«Дневник здоровячка»

«Портфолио здоровья»

Функциональность

-

+

Визуализация

-

+

Понятность заполнения

+

+

Практичность

+

+

Удобство пользования

-

+

Размещение материалов

-

+

Видны явные преимущества «Портфолио здоровья», портфолио в этом случае

выступает как средство и как метод.

Отметим, что четкой структуры и списка материалов, необходимых для включения в

портфолио, не существует. В «Портфолио здоровья» учащиеся размещают диагностический,

учебный, раздаточный материал, а также проверочные работы по темам или разделам

программы, а также результаты проводимых ими самоанализов собственного здоровья и

работы организма с использованием вопросов: Какое у тебя здоровье и как ты о нем

заботишься? Как развивается твой организм? Какое у тебя зрение и как ты заботишься о

своих глазах? Какова чувствительность твоего слуха и что тебе надо делать, чтобы сохранить

свои уши в порядке? Как ты ухаживаешь за своими зубами? Как ты заботишься о своем носе,

горле, легких? Как работает твое сердце и какова его мощность? и др.

Вместе с детьми планируются, какие будут разделы в «Портфолио здоровья», как и

чем будет наполняться каждый раздел портфолио (табл. 3.2-)

Таблица 3.2– Примерная структура и содержание «Портфолио здоровья»

Раздел

Содержание раздела

Основы личной

безопасности

Ловушки» на улицах и в быту. Правила поведения на воде, в

транспорте.

Первая

помощь

при

травмах,

укусах,

отравлениях.

Первая

помощь

при

обморожениях,

перегревании. Игра «Я - пешеход». Игра-викторина «Не

шути согнем»

Дружи с водой

Откуда берутся болезни. Болезни грязных рук. Как вести

себя во время болезни. Морской бой с поеданием микробов.

Осторожно – лекарство! Советы доктора Воды. Друзья Вода

и Мыло. Доктор Свежий Воздух. Доктор Солнце. Викторина

«Что я знаю о болезнях»

Чудеса внутри нас

Клетка - основа жизни. Мое появление. Семья. Родословная

Скелет – наша опора. За работу, моторчики. Мышцы.

Нервная система. Головной мозг. Наш нежный скафандр –

кожа.

Из чего мы сделаны. Внутренние органы

Зачем человек ест

Органы пищеварения и их функции. На вкус и цвет

товарищей нет. Язык. Самые полезные продукты.

Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши.

Суточная пирамида питания.

Зачем мы дышим

Пять машин в одном носу. Органы дыхания.Вредные

привычки

Для чего нужна кровь

Для чего нужна кровь? Состав крови. Мое сердечко.

Путешествие корабликов по рекам крови. Почки, которые не

распускаются. Как сохранить органы здоровыми

Главные помощники

человека

Глаза. Уши. Зубы. Причины разрушения зубов. Уход за

зубами

Закаливание

Человек – главное чудо света. О гениях и гениальностях.

Если хочешь быть здоров. Точки здоровья. Солнце, воздух и

вода - наши верные друзья. Закаливание водой. Закаливание

воздухом. Носовое дыхание. Солнечный удар. Ожоги. I

помощь

Мое настроение

Эмоции и как управлять ими. Стресс – что это?

Профилактика стресса.Учимся думать. Спешите делать

добро

«Портфолио здоровья» имеет динамичную структуру, которая может обновляться,

под те задачи, которые ставятся перед учащимися на каждом занятии. Таким образом,

ребенок может показать весь спектр направлений своей здравотворческой деятельности и

свои достижения в области формирования ЗОЖ, формирования, сохранения и укрепления

своего здоровья.

Категории материалов: обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и

контрольные работы, обязательная диагностика [3].

Поисковые:

выполнение

проектов

(индивидуально

или

в

классе),

заданий

повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды

творческих работ.

Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение

прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов.

Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий,

ведение дневника, рефераты.

Внешние: отзывы педагогов, одноклассников, проверочные листы и др.

Критерии оценки портфолио [3]:

Самый высокий уровень портфолио – характеризуется всесторонностью в отражении

материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание портфолио

свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося,

высоком уровне самооценки, творческом отношении к ведению портфолио. В его

содержании и оформлении ярко проявляются оригинальность и творчество.

Высокий уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной

категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть

недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать

творчество в оформлении.

Средний уровень – в портфолио полностью представлена обязательная категория, по

которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или учебной

программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и

творчество в оформлении.

Слабый уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о

процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные

сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому

портфолио

практически

невозможно

определить

прогресс

в

обучении

и

уровень

сформированности качеств [3].

Технология

портфолио

была

апробирована

при

реализации

ДООП

«Растем

здоровыми» с умственно отсталыми детьми (ОВЗ) младшего школьного возраста на базе

МКОУ «Специальная школа № 53». Это дети, которым в полной мере нужна педагогическая

поддержка по адаптации и социализации в обществе, в том числе по накоплению

элементарных знаний о здоровье и всему, что с ним связано.

Программа универсальна и может быть использована в работе как с условно

здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ, направлена на их мотивацию и ЗОЖ посредством

формирования знаний о своем организме и умений управлять здоровьем и поддерживать его.

Работа по ней осуществляется под девизом: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

При работе, сравниваем себя с авторами книги о себе самом, придумываем ей

название,

договариваемся

о

красочном

оформлении.

И

заинтересованный

ребенок,

сознательно, ответственно, с удовольствием творчески ее ведет. Когда книга «написана», т.

е. наполнена необходимым содержанием, педагог и дети обговаривают, где и в какой форме

пройдет презентация индивидуально значимых для ребенка результатов (выставка работ,

защита перед родителями и пр.).

Для детей такая книга – хороший багаж накопленного практического опыта по

анатомии человека, сборник советов о способах сохранения и укрепления здоровья, наличие

памяток о правильном питании, личной гигиене, безопасности жизнедеятельности и т.д.

Портфолио здоровья – это еще и своеобразный «барометр» творческих успехов

ребенка [1]. Опыт здравотворчества, полученный ребятами с ОВЗ, способствует успешной

адаптации к социуму благодаря: усвоению норм поведения в общественных местах;

воспитанию навыков коммуникативного общения; формированию личного опыта ЗОЖ:

умение самостоятельно оказывать себе первую медицинскую помощь; применение в

повседневной жизни знаний о пользе режима дня и питания; использование электроприборов

и предметов домашнего обихода; развитие навыков осознанного отношения к выбору

полезных продуктов, сформированных привычек личной гигиены, культуры здоровья и

ЗОЖ.

Детские «Портфолио здоровья» помогают педагогу получить информацию о здоровье

каждого ребенка, выбрать правильное направление при подготовке к занятиям, исходя из

интересов детей, их физиологических особенностей, помогают подобрать нужный материал

для

наполнения

портфолио

различными

элементами

здоровьесбережения

(карточки,

наглядный учебный материал проверочные задания, викторины, кроссворды, творческие

работы). Важным преимуществом портфолио является то, что самим учащимся он не менее

полезен и нужен, поскольку ребенок показывает, как свои результаты, так и приложенные им

усилия, а также очевидный прогресс в сравнении с предыдущими результатами в ЗУНах

(рис.

3.1-).

начало года

середина года

конец года

0

1

2

3

4

5

6

Оценка ведения Портфолио здоровья учащимися

Ряд 1 Знание материала и умение ориентироваться в содержимом Портфолио

Ряд 2 Наполненность Портфолио, эстетичность и аккуратность оформления

Ряд 3 Умение качественно и выразительно презентовать Портфолио

Результаты мониторинга эффективности ведения учащимися Портфолио здоровья при

реализации программы «Растем здоровыми» составляет 85%, что соответствует высокому

уровню соответствия критериям эффективности.

Наиболее высокой продуктивностью характеризуется деятельность учащихся по

критериям: знаниевая составляющая (улучшение результатов ОД), наполненность и

эстетичность оформления, умение презентовать.

Таким образом, результаты работы по данной программе подтверждают качественные

изменения, происходящие в учащихся. Они становятся самостоятельными в жизненной

практике (75 %), изменяется их поведение, оно становится ориентированным на другого

человека (68 %), формируются знания и развиваются трудовые навыки (100%), формируются

общие взгляды на жизнь (65 %), на свое будущее (48 %), дети чувствуют себя частью

общества

(77

%).

Портфолио

является

инструментом

самооценки

и

рефлексии

познавательной деятельности и творческого труда ученика. Оно учитывает также результаты

социальной и коммуникативной деятельности.

Литература:

1.

Качан, Л. Г. Современные технологии дошкольного образования: теоретические и

методические аспекты : учеб.-метод. пособ. [Текст] / Л. Г. Качан, М. Б. Федорцева. –

Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 157 с. – (Стандарт детства). – ISBN 978-5-

7291-0570-0.

2.

Качан, Л. Г. Сущность педагогической поддержки детей с ОВЗ средствами

здравотворчества в условиях УДО [Текст] / Л. Г. Качан, З. В. Нестерова, О. Л.

Коваленко // Управление инновациями: теория, методология, практика : материалы

научно-практической конференции (г. Новокузнецк, 08-09 февраля 2017 г.) / под общ.

ред. Ю. А. Соловьевой, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрелли. – Новокузнецк : МАОУ

ДПО ИПК, 2017. – 185 с. – С. 64-71. – ISBN 978-5-7291-0577-9.

3.

Пейп, С. Дж. Учебные портфолио – новая форма контроля: оценка знаний [Текст] / С.

Дж. Пейп, М. Чошанов // Директор школы. – 2000. – №1. – С. 75-82.

4.

Стефановская, Т. А. Технология обучения педагогике в вузе : метод. пособие : учеб.

пособ. для педагог. вузов [Текст] / Т. А. Стефановская. – Москва : Совершенство, 2000.

– 270 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-8089-0037-9.



В раздел образования