Напоминание

"Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Мелихова Евгения Борисовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №656 им. А.С. Макаренко
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 24.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему :

"Развиваем чувство времени

у детей старшего дошкольного возраста"

Аннотация: в статье рассказывается о работе с детьми по развитию

чувства времени. В ходе такой работы совершенствуется умение регулировать

свою деятельность во времени.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного

образования определяют целевые ориентиры, предполагающие формирование

предпосылок к учебной деятельности у дошкольников. Будущий первоклассник

должен иметь элементарные представления из области живой природы,

естествознания, истории, математики и т. п.

Современные условия жизни требуют от человека умения следить за

течением

времени

в

процессе

деятельности,

распределять её во времени,

реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные

временные интервалы, рационально использовать время, быть точным.

Время регулирует жизнь и учебную деятельность школьника, начиная с 1

класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в

котором пространственно- временная ориентировка не являлась бы важным

условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.

Сформированное

чувство

времени

относится

к

сложным

формам

восприятия. Тем не менее, несмотря на это, восприятие времени начинает

складываться уже в дошкольном возрасте. Восприятие времени детьми имеет

ряд специфических особенностей.

Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям,

у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения.

Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя

приготовление домашних заданий, всё успевать.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо

готовить ещё в дошкольном возрасте.

Для ребенка незаметно протекает время, наполненное творческой

деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность времени

ребенку кажется меньше, и ребенок переоценивает время. Время, заполненное

однообразной, 13 малоинтересной деятельностью, кажется более тягучим,

поэтому наблюдается его недооценка. С помощью тренировок можно

значительно повысить точность временных оценок, но индивидуальные

различия будут сохраняться. Ребенок считает, что время подчиняется его

желаниям, что временем можно управлять, изменять его ход, манипулировать

им. Ему трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их

длительность, разместить в определенной последовательности и очередности в

прошедшем времени.

У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык

регуляции

деятельности

во

времени.

Для

этого

необходимо

создавать

специальные

ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных

жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть

сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а

потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои

действия и выполнять их в заранее установленное время.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

Знание временных эталонов (обобщённое представление о

них).

Для

того,

чтобы

ребёнок

мог

понять,

о

какой

временной

длительности ему говорят, он должен

знать меры времени на часах и

научиться пользоваться часами;

Переживание – чувствование детьми длительности временных

отрезков.

Это

даст

возможность

детям

почувствовать протяжённость

времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или

иной его отрезок. В дальнейшем это послужит основой формирования

способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать

объём работы соответственно отведённому на неё времени.

Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без

часов, на основе чувства времени.

В соответствии с возрастом и реализуемой программой следует обогащать

развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется

математическая зона (уголок математики), где расположены различные модели

(суток, дни недели, времена года), дидактические игры. Показателями

результативности выступает активность ребенка в построении среды и позиции

в ней. Способность разворачивать деятельность, пользоваться знаками, схемами,

отражающими временные отношения, самостоятельно использовать

литературные тексты и живописные произведения в различных видах

деятельности. Взаимодействуя с реальными предметами, старшие дошкольники

более глубоко осваивают разнообразные характеристики времени (текучесть,

длительность, измеряемость и др.). Именно интегрированные модели позволяют

детям быстрее усвоить характеристики времени. Для развития временных

представлений у старших дошкольников необходимы соответствующие

условия, а также различные дидактические средства (модели, дидактические

игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и

др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.

Организация работы следующая:

Познакомить детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут, при

этом использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми

длительности указанных интервалов;

Учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5, 10

минут),

для

чего

необходимо

учить

измерять

время

и

оценивать

длительность деятельности, регулировать её темп.

Эту работу надо проводить по этапам.

На первом этапе учить определять окончание срока выполнения

деятельности по песочным часам (задание – сделать что-то за 1 минуту и

проконтролировать время по минутным песочным часам), этим обеспечивается

накопление

опыта

у

детей

в

использовании

мерки.

Взрослый

даёт

оценку

умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На

втором

этапе

учить

оценивать

по

представлению

длительность

интервала времени в процессе деятельности.

На третьем этапе учить предварительно планировать объём деятельности

на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его

длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объёма работы на

данную длительность проводится с помощью песочных часов.

На четвёртом этапе учить переносить умения оценивать длительность

временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игра).

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять

детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их

самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам

времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной

отрезок времени в пределах 5--30 минут. Воспитательная ценность таких занятий

возрастает. Необходимо, в соответствии с возрастом и реализуемой программой,

обогащать развивающую предметно-пространственную среду: расширить

математическую зону (уголок математики), где должны быть расположены

различные модели (суток, дни недели, времена года), дидактические игры,

пособия.

Реализация задач по формированию временных представлений

дошкольников должна осуществляться через разные виды игровой деятельности

и в режимных процессах: в утренние и вечерние часы, на прогулке, перед

дневным сном, при этом один вид деятельности плавно должен перетекать в

другой, то есть путём интеграции различных видов детской деятельности с

использованием игровых методов



В раздел образования