Напоминание

Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе «Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.


Авторы: Божкова Ирина Григорьевна, Климчук Ольга Леонидовна
Должность: Учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад 13
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе «Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Дата публикации: 23.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе

«Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.

Раннее детство – особый период становления у ребёнка органов и

систем, прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры

головного мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в

результате

взаимодействия

организма

с

окружающей

средой.

Организованная лучшим образом среда – предметная – не может сама

собой без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только

взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в

своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет

окружающую среде, делает её понятной и доступной для малыша. А

значит, дети с синдромом Дауна, приступившие к занятиям в дошкольном

учреждении с раннего возраста (с 2 – 2,5 лет), через некоторое время будут

в состоянии выражать свои мысли, пользоваться фразовой речью.

Создание развивающего пространства.

Ценность раннего обучающего воздействия на детей давно

подмечена народом; созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры,

которые забавляют и учат маленького ребёнка. Богатые возможности для

сенсорного развития и мелкой моторики рук имеют народные игрушки:

башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей

привлекают их яркая раскраска, забавность манипуляций с ними. Они

приобретают умения действовать на основе различения формы, величины,

цвета предметов, овладевают новыми разнообразными движениями,

действиями. Всё это своеобразное развивающее пространство эффективно

влияет на обучение детей раннего возраста элементарным знаниям и

умениям, осуществляемое в увлекательных, доступных формах.

Коммуникативная культура.

Сегодня актуальной является проблема становления коммуникативной

культуры. Она включает в себя общительность, коммуникативные и

речевые умения, коммуникативные способности, коммуникабельность и т.

д. Качественно сформированный уровень коммуникативной культуры

педагога

определяет

успешность

процессов

профессионального,

межличностного и межкультурного взаимодействия.

Авторский подход в реализации модели взаимодействия с детьми.

Обращаясь к многолетнему опыту работы, я с уверенностью могу сказать,

что в большей мере свои впечатления и эмоции ребёнок получает в

детском саду, общаясь с детьми и взрослыми. Дети с синдромом Дауна

очень любят общаться со взрослыми, эмоциональный контакт им просто

необходим. В процессе общения педагог занимает удобное положение,

чтобы можно было видеть мимику и жесты ребёнка; пытается привлечь его

пока

слабое

внимание,

поймать

взгляд;

улыбается,

если

малыш

беспокоится, разговаривает с ним тише, успокаивающим тоном, делает

паузы, чтобы дождаться осмысления услышанного и ответной реакции;

при работе с раздаточным материалом используют приём механической

помощи (рука в руке); произносит короткие фразы; учит действовать по

образцу; озвучивает звукокомплексы.

Степень готовности к распространению педагогического опыта.

Педагоги из группы «Особый ребёнок» в работе с родителями не

ограничиваются мероприятиями информативного характера. Следует чаще

организовывать

индивидуальные

и

подгрупповые

консультации,

семинары, практикумы. Особые впечатления вызывает у родителей

посещение занятий с дефектологом. Эффективность деятельности педагога

придают проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

личное общение с коллегами и в интернете; участие в различных

профессионально-образовательных конкурсах.

Проектирование педагогического процесса

Педагог планирует работу на основе результатов диагностики.

Технология проектирования ориентируется на зону ближайшего развития

ребёнка. В результате систематического планирования работы удаётся не

только

определить

уровень

развития

ребёнка,

но

и

увидеть

первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно

скорректировать

педагогические

воздействия,

определить

для

него

индивидуальную

программу

развития,

составляемую

на

каждого

воспитанника группы «особый ребёнок».

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями

предлагает

широкий

спектр

медико-психологических

услуг,

ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной

работы специалистов дошкольного учреждения, которые пополняют и

конкретизируют свои знания, осуществляют глубокий и детальный анализ

возникающих в работе с детьми ситуаций.



В раздел образования