Авторы: Божкова Ирина Григорьевна, Климчук Ольга Леонидовна
Должность: Учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад 13
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе «Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Дата публикации: 23.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе
«Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Раннее детство – особый период становления у ребёнка органов и
систем, прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры
головного мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в
результате
взаимодействия
организма
с
окружающей
средой.
Организованная лучшим образом среда – предметная – не может сама
собой без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только
взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в
своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет
окружающую среде, делает её понятной и доступной для малыша. А
значит, дети с синдромом Дауна, приступившие к занятиям в дошкольном
учреждении с раннего возраста (с 2 – 2,5 лет), через некоторое время будут
в состоянии выражать свои мысли, пользоваться фразовой речью.
Создание развивающего пространства.
Ценность раннего обучающего воздействия на детей давно
подмечена народом; созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры,
которые забавляют и учат маленького ребёнка. Богатые возможности для
сенсорного развития и мелкой моторики рук имеют народные игрушки:
башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей
привлекают их яркая раскраска, забавность манипуляций с ними. Они
приобретают умения действовать на основе различения формы, величины,
цвета предметов, овладевают новыми разнообразными движениями,
действиями. Всё это своеобразное развивающее пространство эффективно
влияет на обучение детей раннего возраста элементарным знаниям и
умениям, осуществляемое в увлекательных, доступных формах.
Коммуникативная культура.
Сегодня актуальной является проблема становления коммуникативной
культуры. Она включает в себя общительность, коммуникативные и
речевые умения, коммуникативные способности, коммуникабельность и т.
д. Качественно сформированный уровень коммуникативной культуры
педагога
определяет
успешность
процессов
профессионального,
межличностного и межкультурного взаимодействия.
Авторский подход в реализации модели взаимодействия с детьми.
Обращаясь к многолетнему опыту работы, я с уверенностью могу сказать,
что в большей мере свои впечатления и эмоции ребёнок получает в
детском саду, общаясь с детьми и взрослыми. Дети с синдромом Дауна
очень любят общаться со взрослыми, эмоциональный контакт им просто
необходим. В процессе общения педагог занимает удобное положение,
чтобы можно было видеть мимику и жесты ребёнка; пытается привлечь его
пока
слабое
внимание,
поймать
взгляд;
улыбается,
если
малыш
беспокоится, разговаривает с ним тише, успокаивающим тоном, делает
паузы, чтобы дождаться осмысления услышанного и ответной реакции;
при работе с раздаточным материалом используют приём механической
помощи (рука в руке); произносит короткие фразы; учит действовать по
образцу; озвучивает звукокомплексы.
Степень готовности к распространению педагогического опыта.
Педагоги из группы «Особый ребёнок» в работе с родителями не
ограничиваются мероприятиями информативного характера. Следует чаще
организовывать
индивидуальные
и
подгрупповые
консультации,
семинары, практикумы. Особые впечатления вызывает у родителей
посещение занятий с дефектологом. Эффективность деятельности педагога
придают проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
личное общение с коллегами и в интернете; участие в различных
профессионально-образовательных конкурсах.
Проектирование педагогического процесса
Педагог планирует работу на основе результатов диагностики.
Технология проектирования ориентируется на зону ближайшего развития
ребёнка. В результате систематического планирования работы удаётся не
только
определить
уровень
развития
ребёнка,
но
и
увидеть
первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно
скорректировать
педагогические
воздействия,
определить
для
него
индивидуальную
программу
развития,
составляемую
на
каждого
воспитанника группы «особый ребёнок».
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями
предлагает
широкий
спектр
медико-психологических
услуг,
ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной
работы специалистов дошкольного учреждения, которые пополняют и
конкретизируют свои знания, осуществляют глубокий и детальный анализ
возникающих в работе с детьми ситуаций.