Автор: Скорикова Оксана Александровна
Должность: методист по дошкольному и дополнительному образованию
Учебное заведение: ГАУ ДПО "Чукотский институт развития образования и повышения квалификации"
Населённый пункт: г. Анадырь
Наименование материала: Региональный компонент в образовании
Тема: Региональный компонент как составляющая духовно-нравственной ориентации дошкольника
Дата публикации: 22.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Скорикова Оксана Александровна
,
методист отдела методического сопровождения образовательных учреждений
Билибинского муниципального района Государственного автономного учреждения
дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа
«Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»
Региональный компонент как составляющая духовно-нравственной
ориентации дошкольника
Одним
из
основных
принципов
Федерального
государственного
образовательного стандарта является принцип учета этнокультурной и социальной
ситуации развития детей.
Концепция национально-образовательной политики Российской Федерации
предполагает включение в образовательные программы дошкольного образования
национально-регионального компонента. Обучение в региональном компоненте
строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и
региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие
местности
предопределяет
отбор
содержания
регионального
компонента
образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольной организации
адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к
родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни,
рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции,
общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание
детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан
сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или
данного края.
Работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине необходимо
вести в системе, воспитывая у него эмоционально-положительное отношение к тем
местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории
родного
края.
И
поэтому
реализация
регионального
компонента
является
важнейшей составляющей современного образования.
Предлагаю практический материал по внедрению регионального компонента
в непосредственно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста.
Непосредственно-образовательная деятельность
по познавательному развитию дошкольников
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Щедрые дары северной природы».
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа.
Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями тундры («северной
аптекой»).
Задачи:
Обучающие:
- дать представления о простейших способах использования некоторых лекарственных
растений для лечения;
- расширять знания о тундре как кормилице человека и животных;
- расширять и конкретизировать представления детей о дикорастущих травах, уметь
выделять характерные особенности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, память, умение делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотическое сознание дошкольников, любовь к малой
родине.
Интеграция
областей:
познавательное
развитие,
социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие.
Использованные технологии: личностно-ориентированного обучения, интерактивного
обучения и развития, игровые, технологии сотрудничества, равенства и партнёрства в
субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря – лекарственные, целебные
травы, зверобой, брусника, лиственница, ягель.
Литература: стихи Р. Рождественского, стихотворение о зверобое Е. Афанасьевой.
Материал и оборудование:
сборы лекарственных трав; растительная косметика;
иллюстрации, слайды, музыкальное сопровождение.
Ход деятельности
пространственно-развивающая среда группы оформлена в виде аптеки
Вос-ль: Ребята, вы когда-нибудь были в аптеке? А в лесной аптеке? Сегодня я предлагаю
вам посетить лесную аптеку.
- Люди издавна научились лечить болезни и укреплять свое здоровье, используя щедрые
дары природы. Нет ничего удивительного, что лекарства растут в лесу или в тундре.
Природа нас лечит, лечит травами, но не простыми, а лекарственными.
«В зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так хорошо дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила, (звучит приглушенная музыка)
Для всех, умеющих их тайну разгадать»
- Давайте мы с вами отправимся в лесную аптеку и постараемся разгадать тайну растений.
Звучит музыка. Воспитатель обращает внимание детей на аптечные коробки с
лекарственными травами. Рассматривают их. Дети рассказывают о применении
знакомых растений.
Предлагаемые травы:
(использовать иллюстрации, гербарий или слайды)
Дети отгадывают загадки.
Зверобой – «На лесной опушке – желтые верхушки,
Не спеши домой, постой! Это травка - … (зверобой)»
Дети: отвар пьют при болях в сердце, животе. Масло из цветков зверобоя помогает при
ожогах.
Крапива – «Траву ты эту только тронь –
Отдёрнешь сразу же ладонь,
Обжигает она, как огонь…»
Дети: но бояться крапиву не нужно, она очень полезна, ею лечат раны, ушибы, ожоги.
Она – хорошее средство от кашля. Волосы, вымытые крапивой, становятся шелковистыми,
блестящими, крепкими и хорошо растут. Из крапивы варят щи, делают салаты.
Ромашка - «Лечебная ромашка – белая рубашка,
Желтая серёдочка, листья, словно лодочка»
Дети: применяют для лечения простудных заболеваний.
Подорожник – «Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук»
Дети: растет везде, но особенно много его у дорог, отсюда и название – подорожник.
Сорвешь листик, приложишь к ранке, и всё пройдет. Отвар из листьев помогает при кашле.
Медуница – «От простуды излечиться нам поможет … (медуница)»
Дети: у неё очень красивые цветы – красные, синие, фиолетовые. Их очень любят пчелы и
собирают из них нектар, который превращается в мёд. Из листьев варят суп и делают
салат.
Вос-ль: - Ребята, какие ещё лечебные травы вы знаете? Назовите их.
Дети называют лечебные травы: мать-и-мачеха, солодка, пижма, валериана, лимонник,
мята, тысячелистник и др.
дидактическая игра «Волшебная настойка»
детям предлагается определить по запаху лекарственное растение, из которого
приготовлена настойка
Детям предлагается три травы:
Валериана лекарственная (успокаивает);
Мята (содержится в зубной пасте, порошке; используется при простуде);
Лимонник (повышает жизненный тонус человека).
Вос-ль: Ребята, а знаете ли вы, как еще применяют травы? (ответы детей)
- Правильно, крем, мыло, шампунь и другую косметику тоже изготавливают с
применением лекарственных трав. Они полезны для человека, приятно пахнут. Цвет и
запах соответствует тем растениям, из которых они приготовлены.
- Ребята, как вы думаете, а в тундре растут лекарственные растения? (ответы детей).
Давайте отправимся в тундру и посмотрим, какие лекарственные растения там растут.
(дети переходят из группы в музыкальный зал, оформленный элементами
тундрового ландшафта)
под музыку появляется старуха Тундравка
Тундравка:
Почуяла я странные запахи и решила проверить, кто это мои владения
истребляет, мою травку вырывает.
Вос-ль:
Мы ещё до твоих владений не добрались. Говорили только о лесных
лекарственных травах. Но знаем, что и у тебя в тундре их тоже не мало.
Тундравка: Есть да не про вашу честь! Вы их всё равно не знаете, возьмете не то, что надо
и испортите мои владения, а пользы всё равно не будет.
Вос-ль: Наши дети уже многое знают про родную тундру и её растения.
Тундравка: Сейчас проверим! У меня есть волшебная коряга, которая может показывать
разные растения, которые растут у меня в тундре, а вы попробуйте их отгадать. А если не
отгадаете, я вас самих в такую же корягу превращу.
Тундравка дотрагивается корягой до экрана и на нем появляется изображение
растения (слайд). Дети рассказывают о каждом лекарственном растении тундры.
Лиственница – красавица тундры. Из её хвои можно сделать очень полезный напиток, а
витаминов в нем будет не меньше, чем в томатном соке.
Болотный багульник
– если вы вдруг заболели гриппом, надо постараться найти
болотный багульник, узнать его можно по белым цветкам. Отвар из них – отличное
лекарство.
Брусника – из листьев брусники делают настойки, которые помогают при болях в спине.
Голубика – если болит живот, надо выпить отвар из ягод голубики. Её ягоды улучшают
зрение.
Горец змеиный – в тундре встречается растение, у которого корень похож на змею, отсюда
и название. Из корня готовят очень ценное лекарство для полоскания горла при ангине,
также его применяют для промывания ран.
Ягель – к «северной аптеке» обращаются за помощью не только люди, но и животные
тундры. Больные звери сами находят себе нужные лекарства. Олени питаются ягелем, в
нем много витаминов. Врачи-хирурги во время войны использовали ягель для перевязки
раненых солдат, когда не было ваты: ведь ягель мягкий, как губка.
Вос-ль: Во все времена тундра была доброй кормилицей северного человека. Для охотника
там раздолье. А уж ягод столько, что хватит всем поесть и впрок заготовить. Свои болота
жители тундры называют ягодными. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Правильно, болота хранят свои богатства – ягоды, их так и называют по названию ягод.
Тундравка: Хватит мне тут зубы заговаривать! Ягодные болота, ягодные болота… Знали
бы вы ещё как они называются, вот тогда и говорили бы. Да вы же сами мне и подсказали,
как вас запутать! Придумала! Я сейчас устрою вам «болото»!
динамическая пауза - игра «Переправа»
дети по названию ягоды, которую называет старуха, определяют название болота
(клюква – клюквенное болото, брусника – брусничное болото, голубика – голубичное
болото, морошка – морошковое болото) и переправляются по кочкам через
импровизированное болото
Вос-ль: Но и это еще не всё. Летом в тундре созревают грибы. Сколько блюд можно из них
приготовить! Очень вкусно! Охотников тундра кормит и зимой. Для этого надо выкопать
из-под снега ягель и сварить его. Вкусная каша готова!
Тундравка: Не умничай мне здесь! Я хозяйка тундры и сама знаю, что можно из моих
растений готовить! Да и вообще, что мне зря стараться, если у меня есть «скатерть-
самобранка». Что захочу, то и получу (достает её и расстилает на столе). Только я не
хочу вас ничем угощать!
игра чукотским мячом «Пальчики оближешь»
Тундравка называет грибы или ягоды, а ребёнок, которому попадет мяч в руки, должен
назвать блюдо, которое «он приготовил».
Вос-ль: Вы приготовили очень вкусную еду, и я хочу вам предложить накрыть «скатерть-
самобранку» из даров тундры. А ты, Тундравка, посмотри, как наши дети умеют рисовать.
творческое рисование
«Дары тундры»
детям предлагается нарисовать «натюрморты» с дарами тундры разными способами –
кистью, пальчиками, штампами и т.д. (по выбору ребенка). Раскладывают их на
«скатерти-самобранке».
Тундравка: Ой, как мне понравились ваши рисунки! Просто замечательно (рассматривает
работы детей)! За это я угощу вас настоящими полезными угощениями!
(звучит музыка, гаснет свет и появляется «скатерть-самобранка». В качестве угощения
можно использовать клюквенный морс, соки, варенье, ягоды в сахаре, пироги с ягодами).
Вос-ль: Удивительная природа Севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на
помощь человеку, животному. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека
вылечит.
Тундравка: Но только при бережном отношении она будет нашим другом!
Все угощаются дарами тундры, благодарят и прощаются с Тундравкой,
возвращаются в группу.
ИТОГ деятельности подводится в группе.