Напоминание

Региональный компонент как составляющая духовно-нравственной ориентации дошкольника


Автор: Скорикова Оксана Александровна
Должность: методист по дошкольному и дополнительному образованию
Учебное заведение: ГАУ ДПО "Чукотский институт развития образования и повышения квалификации"
Населённый пункт: г. Анадырь
Наименование материала: Региональный компонент в образовании
Тема: Региональный компонент как составляющая духовно-нравственной ориентации дошкольника
Дата публикации: 20.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Скорикова Оксана Александровна

,

методист отдела методического сопровождения образовательных учреждений

Билибинского муниципального района Государственного автономного учреждения

дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа

«Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»

Региональный компонент как составляющая духовно-нравственной

ориентации дошкольника

Одним

из

основных

принципов

Федерального

государственного

образовательного стандарта является принцип учета этнокультурной и социальной

ситуации развития детей.

Концепция национально-образовательной политики Российской Федерации

предполагает включение в образовательные программы дошкольного образования

национально-регионального компонента. Обучение в региональном компоненте

строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и

региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие

местности

предопределяет

отбор

содержания

регионального

компонента

образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольной организации

адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к

родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни,

рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический

процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие

впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское

восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции,

общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание

детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан

сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и

рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или

данного края.

Работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине необходимо

вести в системе, воспитывая у него эмоционально-положительное отношение к тем

местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту

окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории

родного

края.

И

поэтому

реализация

регионального

компонента

является

важнейшей составляющей современного образования.

Предлагаю практический материал по внедрению регионального компонента

в непосредственно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного

возраста.

Непосредственно-образовательная деятельность

по познавательному развитию дошкольников

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Щедрые дары северной природы».

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа.

Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями тундры («северной

аптекой»).

Задачи:

Обучающие:

- дать представления о простейших способах использования некоторых лекарственных

растений для лечения;

- расширять знания о тундре как кормилице человека и животных;

- расширять и конкретизировать представления детей о дикорастущих травах, уметь

выделять характерные особенности.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, внимание, память, умение делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные:

- воспитывать нравственно-патриотическое сознание дошкольников, любовь к малой

родине.

Интеграция

областей:

познавательное

развитие,

социально-коммуникативное

развитие, речевое развитие.

Использованные технологии: личностно-ориентированного обучения, интерактивного

обучения и развития, игровые, технологии сотрудничества, равенства и партнёрства в

субъектных отношениях педагога и ребёнка.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря – лекарственные, целебные

травы, зверобой, брусника, лиственница, ягель.

Литература: стихи Р. Рождественского, стихотворение о зверобое Е. Афанасьевой.

Материал и оборудование:

сборы лекарственных трав; растительная косметика;

иллюстрации, слайды, музыкальное сопровождение.

Ход деятельности

пространственно-развивающая среда группы оформлена в виде аптеки

Вос-ль: Ребята, вы когда-нибудь были в аптеке? А в лесной аптеке? Сегодня я предлагаю

вам посетить лесную аптеку.

- Люди издавна научились лечить болезни и укреплять свое здоровье, используя щедрые

дары природы. Нет ничего удивительного, что лекарства растут в лесу или в тундре.

Природа нас лечит, лечит травами, но не простыми, а лекарственными.

«В зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так хорошо дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила, (звучит приглушенная музыка)

Для всех, умеющих их тайну разгадать»

- Давайте мы с вами отправимся в лесную аптеку и постараемся разгадать тайну растений.

Звучит музыка. Воспитатель обращает внимание детей на аптечные коробки с

лекарственными травами. Рассматривают их. Дети рассказывают о применении

знакомых растений.

Предлагаемые травы:

(использовать иллюстрации, гербарий или слайды)

Дети отгадывают загадки.

Зверобой – «На лесной опушке – желтые верхушки,

Не спеши домой, постой! Это травка - … (зверобой)»

Дети: отвар пьют при болях в сердце, животе. Масло из цветков зверобоя помогает при

ожогах.

Крапива – «Траву ты эту только тронь –

Отдёрнешь сразу же ладонь,

Обжигает она, как огонь…»

Дети: но бояться крапиву не нужно, она очень полезна, ею лечат раны, ушибы, ожоги.

Она – хорошее средство от кашля. Волосы, вымытые крапивой, становятся шелковистыми,

блестящими, крепкими и хорошо растут. Из крапивы варят щи, делают салаты.

Ромашка - «Лечебная ромашка – белая рубашка,

Желтая серёдочка, листья, словно лодочка»

Дети: применяют для лечения простудных заболеваний.

Подорожник – «Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук»

Дети: растет везде, но особенно много его у дорог, отсюда и название – подорожник.

Сорвешь листик, приложишь к ранке, и всё пройдет. Отвар из листьев помогает при кашле.

Медуница – «От простуды излечиться нам поможет … (медуница)»

Дети: у неё очень красивые цветы – красные, синие, фиолетовые. Их очень любят пчелы и

собирают из них нектар, который превращается в мёд. Из листьев варят суп и делают

салат.

Вос-ль: - Ребята, какие ещё лечебные травы вы знаете? Назовите их.

Дети называют лечебные травы: мать-и-мачеха, солодка, пижма, валериана, лимонник,

мята, тысячелистник и др.

дидактическая игра «Волшебная настойка»

детям предлагается определить по запаху лекарственное растение, из которого

приготовлена настойка

Детям предлагается три травы:

Валериана лекарственная (успокаивает);

Мята (содержится в зубной пасте, порошке; используется при простуде);

Лимонник (повышает жизненный тонус человека).

Вос-ль: Ребята, а знаете ли вы, как еще применяют травы? (ответы детей)

- Правильно, крем, мыло, шампунь и другую косметику тоже изготавливают с

применением лекарственных трав. Они полезны для человека, приятно пахнут. Цвет и

запах соответствует тем растениям, из которых они приготовлены.

- Ребята, как вы думаете, а в тундре растут лекарственные растения? (ответы детей).

Давайте отправимся в тундру и посмотрим, какие лекарственные растения там растут.

(дети переходят из группы в музыкальный зал, оформленный элементами

тундрового ландшафта)

под музыку появляется старуха Тундравка

Тундравка:

Почуяла я странные запахи и решила проверить, кто это мои владения

истребляет, мою травку вырывает.

Вос-ль:

Мы ещё до твоих владений не добрались. Говорили только о лесных

лекарственных травах. Но знаем, что и у тебя в тундре их тоже не мало.

Тундравка: Есть да не про вашу честь! Вы их всё равно не знаете, возьмете не то, что надо

и испортите мои владения, а пользы всё равно не будет.

Вос-ль: Наши дети уже многое знают про родную тундру и её растения.

Тундравка: Сейчас проверим! У меня есть волшебная коряга, которая может показывать

разные растения, которые растут у меня в тундре, а вы попробуйте их отгадать. А если не

отгадаете, я вас самих в такую же корягу превращу.

Тундравка дотрагивается корягой до экрана и на нем появляется изображение

растения (слайд). Дети рассказывают о каждом лекарственном растении тундры.

Лиственница – красавица тундры. Из её хвои можно сделать очень полезный напиток, а

витаминов в нем будет не меньше, чем в томатном соке.

Болотный багульник

если вы вдруг заболели гриппом, надо постараться найти

болотный багульник, узнать его можно по белым цветкам. Отвар из них – отличное

лекарство.

Брусника – из листьев брусники делают настойки, которые помогают при болях в спине.

Голубика – если болит живот, надо выпить отвар из ягод голубики. Её ягоды улучшают

зрение.

Горец змеиный – в тундре встречается растение, у которого корень похож на змею, отсюда

и название. Из корня готовят очень ценное лекарство для полоскания горла при ангине,

также его применяют для промывания ран.

Ягель – к «северной аптеке» обращаются за помощью не только люди, но и животные

тундры. Больные звери сами находят себе нужные лекарства. Олени питаются ягелем, в

нем много витаминов. Врачи-хирурги во время войны использовали ягель для перевязки

раненых солдат, когда не было ваты: ведь ягель мягкий, как губка.

Вос-ль: Во все времена тундра была доброй кормилицей северного человека. Для охотника

там раздолье. А уж ягод столько, что хватит всем поесть и впрок заготовить. Свои болота

жители тундры называют ягодными. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, болота хранят свои богатства – ягоды, их так и называют по названию ягод.

Тундравка: Хватит мне тут зубы заговаривать! Ягодные болота, ягодные болота… Знали

бы вы ещё как они называются, вот тогда и говорили бы. Да вы же сами мне и подсказали,

как вас запутать! Придумала! Я сейчас устрою вам «болото»!

динамическая пауза - игра «Переправа»

дети по названию ягоды, которую называет старуха, определяют название болота

(клюква – клюквенное болото, брусника – брусничное болото, голубика – голубичное

болото, морошка – морошковое болото) и переправляются по кочкам через

импровизированное болото

Вос-ль: Но и это еще не всё. Летом в тундре созревают грибы. Сколько блюд можно из них

приготовить! Очень вкусно! Охотников тундра кормит и зимой. Для этого надо выкопать

из-под снега ягель и сварить его. Вкусная каша готова!

Тундравка: Не умничай мне здесь! Я хозяйка тундры и сама знаю, что можно из моих

растений готовить! Да и вообще, что мне зря стараться, если у меня есть «скатерть-

самобранка». Что захочу, то и получу (достает её и расстилает на столе). Только я не

хочу вас ничем угощать!

игра чукотским мячом «Пальчики оближешь»

Тундравка называет грибы или ягоды, а ребёнок, которому попадет мяч в руки, должен

назвать блюдо, которое «он приготовил».

Вос-ль: Вы приготовили очень вкусную еду, и я хочу вам предложить накрыть «скатерть-

самобранку» из даров тундры. А ты, Тундравка, посмотри, как наши дети умеют рисовать.

творческое рисование

«Дары тундры»

детям предлагается нарисовать «натюрморты» с дарами тундры разными способами –

кистью, пальчиками, штампами и т.д. (по выбору ребенка). Раскладывают их на

«скатерти-самобранке».

Тундравка: Ой, как мне понравились ваши рисунки! Просто замечательно (рассматривает

работы детей)! За это я угощу вас настоящими полезными угощениями!

(звучит музыка, гаснет свет и появляется «скатерть-самобранка». В качестве угощения

можно использовать клюквенный морс, соки, варенье, ягоды в сахаре, пироги с ягодами).

Вос-ль: Удивительная природа Севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на

помощь человеку, животному. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека

вылечит.

Тундравка: Но только при бережном отношении она будет нашим другом!

Все угощаются дарами тундры, благодарят и прощаются с Тундравкой,

возвращаются в группу.

ИТОГ деятельности подводится в группе.



В раздел образования