Напоминание

"Весенняя выставка"


Автор: Ольга Васильевна Раченко
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Весенняя выставка"
Дата публикации: 19.05.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Весенняя выставка

Каждый год с приходом весны в выставочном зале таганрогского отделения

Союза художников начинает работу «Весенняя выставка". В новую

экспозицию вошли произведенияотличающиеся жанровым и пластическим

разнообразием. Анализируя демонстрационный материал прошлых

выставок, мы отмечали преобладание пейзажного жанра, натюрморта и

этюда. Одним из положительных моментов новой экспозиции стало

включение в нее тематической картины и портрета. Конечно, всегда радуют

образы природы и разнообразие в подаче предметного мира, но только

картинаспособна в полной мере отразить мысли и чувства художника,

полнее раскрыть возможности композиции, как основополагающего

элемента картины. Все классическое искусство основывается на незыблемых

основах композиции. Эти требования относятся и к современному

изобразительному искусству, каким бы неожиданным оно ни было по своим

формам и способам художественного решения.

Выставка затрагивает очень важную тему традициях в искусстве. Порой для

того, чтобы охарактеризовать творчество современного художника,

достаточно определить какие пласты истории искусства питают его

творчество. Ведь для творческого человека историческое прошлое и

настоящее представляется единым неразрывным потоком. А впечатления от

произведений искусства также могут лечь в основу картины, как и реальные

события.

Произведения А.Щенникова «Дамы с котами» и »Райские птицы»являются

аллюзией на картины стиля рококо. Как не вспомнить утонченные

полотнаВатто, Буше,Фрагонара.Театральность и бутафорность галантного

века с его капризами и условностямивызывают улыбку автора и зрителя.

Приукрашенная в соответствии с эстетикой исторического стиля природа,

является своего рода сценической площадкой, на которой разыгрываются

комические ситуации из придворной жизни. Несколько гротескные позы дам

и кавалеров смягчены деликатностью мягких колоритных тонов.

Н.Ливада в картине «Иллюзион» не стремиться просто фиксировать

реальность, для него важна эстетическая оценка событий и явлений,

свидетелем которых он является. Уходя от повествовательности и бытовизма

художник опирается на зрительную память и воображение.

Он обобщает формы фигур, ритмически организовывая их цветовые

пятна.Вечернее освещение с эффектом гаснущих и воспламеняющихся

красок сообщает холсту загадочную таинственность.В картине «Утро на

Миусе» мастер разрабатывает уже знакомый по его персональной выставке

пленэра сюжет. Мы можем видеть какой большой путь проделывает

художник от этюда к картине.Уточняя композиционные элементы, он

прорабатывает форму,обогащаетколорит введением сложных цветовых

оттенков.

«Лодка» В.Вельтмана соединяет графический лаконизм и монументальность

форм. Размышляя над судьбами людей и земли,Владимир часто использует

образы- символы. Схематично обозначенныеженские фигурыолицетворяют

не подвластные человеку силы природы. Подобно деревьям-исполинам,

онисвязывают стихии неба и земли, прошлое и настоящее.

Каждая новая работа Натальи Красновской обращает на себя

вниманиесерьезностью подхода к решению творческих задач. Она пишет

людей, которых хорошо знает и любит. В «Письме» автор обращается к

концепции «жанра в портрете», разработанной голландскими мастерами

17в. Ее героинянаходится в привычной обстановке комнаты с хорошо

знакомыми предметами не позируя художнику, а занятой

чтением.Сдержанная цветовая гамма обусловлена состоянием контражура.

Тонко нюансированные оттенки серо-голубых тонов сливаются в единую

цветовую массу создавая световоздушную среду. Некоторая отстраненность

образа не мешает почувствовать глубину внутреннего мира нашей

современницы.

Основной круг профессиональных интересов Светланы Рарий связан с

театром, однако, в последние годы она все чаще берется за кисть. В ее

станковых произведениях сохраняется свойственноетеатральному

художникувидение мира. Художница много путешествует. Увлеченная

мотивами природы средней полосы России с ее характерным холодным

колоритом, она и в родном городе находит живописные уголки, которые

ассоциируются с милыми сердцу местами. Едва намеченные беглой кистью

очертания старых особняков не являются натурным этюдом, а скорее

архитектурным образом прошлого. Наверное, они могли бы лечь в основу

декорации к спектаклю. Смелая, а, порой и дерзкая в своих театральных

постановках, Светлана кажетсянемного робкойв живописи.Ее пейзаж и

натюрморт трогательны своей хрупкостью и недосказанностью. («Ландыши»)

Как всегда на выставке в натюрморте изобилуют цветы и фрукты.С. Сергеева,

В.Хлопецкий,С. Чумаков, Н. Катальникова не устают восхищаться их

живописной щедростью.

Представленный на выставке пейзаж богат оттенками различных

эмоциональных переживаний, но все они предают лирические настроения.

Тонко проработаны акварели С. Гетман («Дыми весенние») и Л.Озериной

«Начало марта». Тему Богудонии-любимого места многих таганрогских

художников продолжает развивать Н.Дурицкая. Но для нее это местоне

обитель тихого уединения и умиротворенного созерцания природы, а где

можно страстно выплеснуть стихийно возникшие ощущения. Небольшие

холсты заполняют вихри экспрессивных мазков, обобщенно прописывающих

берег и воду.Поиском декоративных решений увлечены В.Черноусов

(»Северный ветер»), В. Соловов(«Пробуждение»).

К сожалению, на этой выставке отсутствуют произведения многих известных

таганрогских художников. Наверное, их произведения ждут другие выставки.

Ольга Раченко



В раздел образования