Автор: Ольга Васильевна Раченко
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Весенняя выставка"
Дата публикации: 19.05.2023
Раздел: дополнительное образование
Весенняя выставка
Каждый год с приходом весны в выставочном зале таганрогского отделения
Союза художников начинает работу «Весенняя выставка". В новую
экспозицию вошли произведенияотличающиеся жанровым и пластическим
разнообразием. Анализируя демонстрационный материал прошлых
выставок, мы отмечали преобладание пейзажного жанра, натюрморта и
этюда. Одним из положительных моментов новой экспозиции стало
включение в нее тематической картины и портрета. Конечно, всегда радуют
образы природы и разнообразие в подаче предметного мира, но только
картинаспособна в полной мере отразить мысли и чувства художника,
полнее раскрыть возможности композиции, как основополагающего
элемента картины. Все классическое искусство основывается на незыблемых
основах композиции. Эти требования относятся и к современному
изобразительному искусству, каким бы неожиданным оно ни было по своим
формам и способам художественного решения.
Выставка затрагивает очень важную тему традициях в искусстве. Порой для
того, чтобы охарактеризовать творчество современного художника,
достаточно определить какие пласты истории искусства питают его
творчество. Ведь для творческого человека историческое прошлое и
настоящее представляется единым неразрывным потоком. А впечатления от
произведений искусства также могут лечь в основу картины, как и реальные
события.
Произведения А.Щенникова «Дамы с котами» и »Райские птицы»являются
аллюзией на картины стиля рококо. Как не вспомнить утонченные
полотнаВатто, Буше,Фрагонара.Театральность и бутафорность галантного
века с его капризами и условностямивызывают улыбку автора и зрителя.
Приукрашенная в соответствии с эстетикой исторического стиля природа,
является своего рода сценической площадкой, на которой разыгрываются
комические ситуации из придворной жизни. Несколько гротескные позы дам
и кавалеров смягчены деликатностью мягких колоритных тонов.
Н.Ливада в картине «Иллюзион» не стремиться просто фиксировать
реальность, для него важна эстетическая оценка событий и явлений,
свидетелем которых он является. Уходя от повествовательности и бытовизма
художник опирается на зрительную память и воображение.
Он обобщает формы фигур, ритмически организовывая их цветовые
пятна.Вечернее освещение с эффектом гаснущих и воспламеняющихся
красок сообщает холсту загадочную таинственность.В картине «Утро на
Миусе» мастер разрабатывает уже знакомый по его персональной выставке
пленэра сюжет. Мы можем видеть какой большой путь проделывает
художник от этюда к картине.Уточняя композиционные элементы, он
прорабатывает форму,обогащаетколорит введением сложных цветовых
оттенков.
«Лодка» В.Вельтмана соединяет графический лаконизм и монументальность
форм. Размышляя над судьбами людей и земли,Владимир часто использует
образы- символы. Схематично обозначенныеженские фигурыолицетворяют
не подвластные человеку силы природы. Подобно деревьям-исполинам,
онисвязывают стихии неба и земли, прошлое и настоящее.
Каждая новая работа Натальи Красновской обращает на себя
вниманиесерьезностью подхода к решению творческих задач. Она пишет
людей, которых хорошо знает и любит. В «Письме» автор обращается к
концепции «жанра в портрете», разработанной голландскими мастерами
17в. Ее героинянаходится в привычной обстановке комнаты с хорошо
знакомыми предметами не позируя художнику, а занятой
чтением.Сдержанная цветовая гамма обусловлена состоянием контражура.
Тонко нюансированные оттенки серо-голубых тонов сливаются в единую
цветовую массу создавая световоздушную среду. Некоторая отстраненность
образа не мешает почувствовать глубину внутреннего мира нашей
современницы.
Основной круг профессиональных интересов Светланы Рарий связан с
театром, однако, в последние годы она все чаще берется за кисть. В ее
станковых произведениях сохраняется свойственноетеатральному
художникувидение мира. Художница много путешествует. Увлеченная
мотивами природы средней полосы России с ее характерным холодным
колоритом, она и в родном городе находит живописные уголки, которые
ассоциируются с милыми сердцу местами. Едва намеченные беглой кистью
очертания старых особняков не являются натурным этюдом, а скорее
архитектурным образом прошлого. Наверное, они могли бы лечь в основу
декорации к спектаклю. Смелая, а, порой и дерзкая в своих театральных
постановках, Светлана кажетсянемного робкойв живописи.Ее пейзаж и
натюрморт трогательны своей хрупкостью и недосказанностью. («Ландыши»)
Как всегда на выставке в натюрморте изобилуют цветы и фрукты.С. Сергеева,
В.Хлопецкий,С. Чумаков, Н. Катальникова не устают восхищаться их
живописной щедростью.
Представленный на выставке пейзаж богат оттенками различных
эмоциональных переживаний, но все они предают лирические настроения.
Тонко проработаны акварели С. Гетман («Дыми весенние») и Л.Озериной
«Начало марта». Тему Богудонии-любимого места многих таганрогских
художников продолжает развивать Н.Дурицкая. Но для нее это местоне
обитель тихого уединения и умиротворенного созерцания природы, а где
можно страстно выплеснуть стихийно возникшие ощущения. Небольшие
холсты заполняют вихри экспрессивных мазков, обобщенно прописывающих
берег и воду.Поиском декоративных решений увлечены В.Черноусов
(»Северный ветер»), В. Соловов(«Пробуждение»).
К сожалению, на этой выставке отсутствуют произведения многих известных
таганрогских художников. Наверное, их произведения ждут другие выставки.
Ольга Раченко