Напоминание

Организация музыкальной деятельности в семье


Автор: Шифрис Людмила Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ "Психологический центр"
Населённый пункт: г.Пятигорск,Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация музыкальной деятельности в семье
Дата публикации: 19.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Организация

музыкальной деятельности в семье"

музыкальный руководитель Шифрис Л.А.

2023 г.

Целью моей

работы с особыми детьми является развитие речевой и

коммуникативной активности, средствами музыки.

Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в

том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей, у

которых она плохо развита. Другая причина кроется в том, что музыка – это

тропинка в мир чувств и эмоций. Музыка проникает в подсознание и может

вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто.

Обработка музыки мозгом задействует общие нейронные сети с такими

немузыкальными

функциями,

как

речь,

язык,

познание,

сенсорно-

двигательные функции.

Мозг «распознает» музыкальные

колебания,

улучшается его функциональное состояние, нормализуются межполушарные

взаимодействия.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания

ребёнка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Семью укрепляют

эмоциональные связи родителей и детей, в семье ребёнок получает первый

жизненный опыт.

Формы организации музыкальной деятельности детей е семье

Какие

же

формы

организации

музыкального

воспитания

можно

использовать в семье? Это

семейные праздники, посещение, концертов,

театра, цирка создание домашнего театра, различные игры-забавы, веселые

конкурсы, занятия, игра на музыкальных инструментах.

Семейные праздники

В каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения членов семьи и

дарить

друг

другу

подарки.

Многие

семьи

отмечают

народные,

государственные календарные праздники.

В программе праздника может быть не только застолье с угощениями,

но

и

маленький

концерт

силами

взрослых

и

детей,

веселые

игры,

танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-

спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или сценки

из семейной жизни.

При этом родители продумывают, как лучше организовать праздник,

какие игры, забавы провести, какую музыку использовать для игр, танцев,

как украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника

торжества, гостей.

Можно, если позволяют средства, организовать детские праздники с

помощью профессиональных аниматоров, но здесь нужно учесть, что не всем

детям подходят шумные праздники. Чтобы мероприятие получилось веселым

и познавательным, нужно знать, что может заинтересовать вашего ребёнка,

заранее учесть все нюансы организации, чтобы во время праздника получать

удовольствие вместе с вашим малышом. Место проведения можно выбрать по

собственному желанию (дома, в развлекательном комплексе или на свежем

воздухе)

Домашний театр

Другая форма организации музыкальной деятельности –домашний

театр. Домашний театр — это не только средство развлечения. Он позволяет

ребёнку реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт,

помогает снять напряжение, стресс, помогает в разрешении конфликтных

ситуаций, а также приобретении навыков поведения в социуме.

Перед тем, как создавать домашний театр, желательно с детьми посетить

музыкальный, кукольный театры, цирковые представления, концерты. Это

даст ребёнку огромный запас ярких, незабываемых впечатлений.

После того, как ребёнок побывает в театре, можно смело создавать

домашний театр, в котором актерами сначала могут быть взрослые

члены семьи, и лишь потом нужно вовлекать и детей.

Существует огромное разнообразие кукольных театров, вспомним

некоторые из них, если знаете названия ,называйте.

Фото видов театра

Видео театра

Занятия Сесть за стол

Музыка в семье может использоваться в виде занятий. На занятиях с детьми

роль родителей бывает активная и менее активная.

Активно родители проявляют себя при совместном слушании музыки,

пении, плясках, хороводах, играх с музыкой, совместной игре на

музыкальных инструментах. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую

роль. Он выбирает музыкальные произведения в соответствии с желанием,

настроением ребенка или ориентируется па развитие его познавательной

сферы.

Для занятий музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. В

семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая

предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов и

желание на совместную с ребенком музыкально-творческую деятельность.

Слушание музыки по времени должно длиться несколько минут, от

пяти до десяти в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет

отвлекаться, потеряет интерес к произведению.

Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом

стульчике, на диване, на ковре. В этот момент его ничто не должно отвлекать.

Но

перед

слушанием

взрослый

должен

настроить

ребенка,

заинтересовать,

направить

его

внимание

па

особенности

звучания

музыкального

произведения.

Если

ребёнок

умеет

говорить,

то

после

прослушивания можно задать ребенку вопросы: понравилась ли тебе музыка?

Как она звучала (нежно, ласково или бодро, решительно, как марш, или она

похожа па танец, на колыбельную; как звучала быстро или медленно, тихо

или громко.

Такие характеристики музыки — веселая, грустная, нежная, тревожная,

взволнованная, решительная— это слова-образы, они употребляются в

переносном значении. Если активно формировать «словарь эмоций», то у

детей соответственно обогащается их словарный запас.

Можно предложить ему подвигаться под музыку, придумать танец,

подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру. Хорошо бы при

этом составить ребёнку компанию.

Пение

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с

развитием речи – это пение. Большинство детских песенок состоит из

простых, часто повторяющихся слов.

А основным средством овладения языком и развития речи является

повтор, через повтор дети

заучивают слова, знакомятся с

новыми

понятиями, пополняя тем самым свой словарный запас. Очень хороши

логопедические распевки, послушайте одну из них.

Видео распевки Конфетки, фрагмент занятия

Ещё раз обращу внимание, что детям, у которых не развита речь, развитию

речевого слуха способствуют пение попевок и песен с часто повторяющимися

слогами и словами. Для детского репертуара очень хороши логопедические

песенки, песни на стихи А.Барто, также

песни с повторающимися

словосочетаниями ко-ко-ко ,пи-пи-пи, кап-кап, дзинь-дзинь, топ-топ, хлоп-

хлоп.

По новому дети открывают для себя выученные заранее песни, если их

инсценировать, т.е. согласовывать пение с движениями.

Посмотрите инсценирование песни "Мишка, Ослик»

Наряду с пением развивает речь логоритмика.

Логоритмика-это

соединение речи, движений и музыки. Это всевозможные хороводы, пляски,

игры с пением.

Ребёнок одновременно поёт, выполняет соответствующие тексту движения,

тем самым

учится согласовывать пение с движениями. Логоритмика

развивает речевые навыки, моторику, координацию, дыхание, нормализует

физическое и психо-эмоциональное состояние ребёнка, регулирует процессы

возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Мы рассмотрели с вами активную роль родителей на музыкальных занятиях.

К менее

активным

формам

относятся

слушание

грамзаписей

музыкальных

сказок,

музыки

к

мультфильмам,

самостоятельное

музицирование детей на музыкальных инструментах.

Взрослый может

вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку. Ребенок

должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Есть ещё более свободная форма музыкальной деятельности - слушание

музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).

Музыка звучит как бы фоном для других занятий. Музыка может

звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать

легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Игра на муыкальных инструментах

Особое внимание хочу уделить игре на музыкальных инструментах.

Это самый любимый вид музыкальной деятельности детей.

Игра на разных музыкальных инструментах способствует развитию

общей и мелкой моторики, формированию у ребёнка внутреннего

контроля за своими действиями.

Инструмент

для

ребёнка

становится

средством

самовыражения.

Манипуляции с такими музыкальными инструментами обычно служат для

детей и их мам источником огромного удовольствия.

Видео семейного оркестра "Вальс -шутка" Д.Шостаковича

Музыкальные инструменты

можно использовать при озвучивании

знакомых сказок, стихов, потешек, рассказов.

Посмотрите, как мы с детьми озвучиваем русскую народную сказку "Курочка

Ряба", предварительно показав детям видео сказки, на втором занятии

кукольный театр, и только на третьем занятии озвучили знакомую сказку.

Озвучивание сказки «курочка Ряба»

Какие же шумовые ударные инструменты можно использовать с детьми

(перечисляют) показ инструментов

При желании можно самостоятельно изготовить шумовые музыкальные

инструменты. Для этого потребуются пустые пластиковые баночки и

различные крупы, природный материал, цветная бумага, клей и немного

фантазии. Обширный материал по изготовлению музыкальных инструментов

можно найти на просторах интернета.

Фото музыкальных инструментов

Ну что, сыграем? Смотрим на экран и повторяем.

Игра родителей на музыкальных инструментах

В заключении хочу пожелать вам побольше слушать с детьми хорошую

музыку, сделав это семейной традицией, больше петь, танцевать, играть на

музыкальных

инструментах.

Музыкальная

деятельность

непременно

повлияет на всестороннее развитие ваших детей.



В раздел образования