Авторы: Тарасова Елена Викторовна, Елена Викторовна Тарасова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Яблонька"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: мастер -класс для детей и родителей
Тема: Использование мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 18.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №36 «Яблонька»
Мастер-класс с детьми и родителями
«Использование мнемотехники в работе с детьми
дошкольного возраста»
группы старшего дошкольного возраста «Василёк»
Подготовили:
воспитатели
Алиева Н.Р.
Тарасова Е.В.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит
К. Д. Ушинский
Что такое мнемотехника ? Её актуальность.
Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и
способов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объём
памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение информации.
Актуальность
мнемотехники
для
дошкольников
обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей
преобладает
зрительно-образная
память.
Чаще
всего
запоминание происходит непроизвольно, просто потому,
что какой-то предмет или явление попали в поле зрения
ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить
то,
что
не
подкреплено
наглядной
картинкой,
нечто
абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
П
очему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
Неумение
согласовывать
слова в
предложении.
Нарушение
звукопроизношения
.
Неспособность
правильно
регулировать
темп и громкость
речи.
Маленький
словарный
запас.
Неспособность
построить
монолог
Мнемотехника помогает
развивать:
Внимание
Мелкую
моторику
Логическое
мышление
Развивает
кругозор
Зрительную и
слуховую память
Воображение
Интерес к
обучению
Усидчивость
Развивает все
стороны речи
Где можно использовать
мнемотаблицы?
при пересказах
художественной
литературы
при заучивании
стихов
при отгадывании и
загадывании загадок
для обогащения
словарного запаса
при обучении
составлению
рассказов
Схемы служат своеобразным
зрительным планом для
создания монологов,
помогают детям выстраивать:
Строение
рассказа
Лексико-грамматическую наполняемость
рассказа
Последовательность
рассказа
Структура мнемотехники
(строится от простого к
сложному)
МНЕМОКВАДРАТЫ
МНЕМОТАБЛИЦА
МНЕМОДОРОЖКА
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Последовательность работы с
мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование
информации, т.е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования
осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме.
В младших группах с помощью
воспитателя, в старших – дети должны уметь
самостоятельно.
Мнемотаблицы, отображающие
последовательность
действий.
Проговаривание чистоговорок
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание
потешек
Отгадывание загадок
Заучивание стихотворений
Пересказ художественных текстов
Схемы составления рассказов
Результаты
•
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
•
появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории;
•
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
•
словарный запас выходит на более высокий уровень;
•
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся
свободно держаться перед аудиторией.
Работа с детьми и родителями
Спасибо за внимание!