Напоминание

Использование мнемотехники с детьми дошкольного возраста


Авторы: Тарасова Елена Викторовна, Елена Викторовна Тарасова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Яблонька"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: мастер -класс для детей и родителей
Тема: Использование мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 18.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №36 «Яблонька»

Мастер-класс с детьми и родителями

«Использование мнемотехники в работе с детьми

дошкольного возраста»

группы старшего дошкольного возраста «Василёк»

Подготовили:

воспитатели

Алиева Н.Р.

Тарасова Е.В.

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника ? Её актуальность.

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и

способов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объём

памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение информации.

Актуальность

мнемотехники

для

дошкольников

обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей

преобладает

зрительно-образная

память.

Чаще

всего

запоминание происходит непроизвольно, просто потому,

что какой-то предмет или явление попали в поле зрения

ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить

то,

что

не

подкреплено

наглядной

картинкой,

нечто

абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

П

очему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Неумение

согласовывать

слова в

предложении.

Нарушение

звукопроизношения

.

Неспособность

правильно

регулировать

темп и громкость

речи.

Маленький

словарный

запас.

Неспособность

построить

монолог

Мнемотехника помогает

развивать:

Внимание

Мелкую

моторику

Логическое

мышление

Развивает

кругозор

Зрительную и

слуховую память

Воображение

Интерес к

обучению

Усидчивость

Развивает все

стороны речи

Где можно использовать

мнемотаблицы?

при пересказах

художественной

литературы

при заучивании

стихов

при отгадывании и

загадывании загадок

для обогащения

словарного запаса

при обучении

составлению

рассказов

Схемы служат своеобразным

зрительным планом для

создания монологов,

помогают детям выстраивать:

Строение

рассказа

Лексико-грамматическую наполняемость

рассказа

Последовательность

рассказа

Структура мнемотехники

(строится от простого к

сложному)

МНЕМОКВАДРАТЫ

МНЕМОТАБЛИЦА

МНЕМОДОРОЖКА

Мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемотаблица

Последовательность работы с

мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор

того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование

информации, т.е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования

осуществляется пересказ сказки или рассказ

по заданной теме.

В младших группах с помощью

воспитателя, в старших – дети должны уметь

самостоятельно.

Мнемотаблицы, отображающие

последовательность

действий.

Проговаривание чистоговорок

СА-СА-СА – меня ужалила оса,

СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,

СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,

СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Проговаривание скороговорок, заучивание

потешек

Отгадывание загадок

Заучивание стихотворений

Пересказ художественных текстов

Схемы составления рассказов

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать

интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся

свободно держаться перед аудиторией.

Работа с детьми и родителями

Спасибо за внимание!



В раздел образования