Использование юмористического образа в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа"
Автор: Волохина Наталия Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: г. Набережные Челны Республики Татарстан Наименование материала: конспект Тема: Использование юмористического образа в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа" Раздел: начальное образование
Автор работы
Волохина Наталия Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема урока
Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Тип урока
Урок работы с новым произведением.
Цель урока
Создать условия для восприятия художественного произведения и оценки деятельности
литературных героев через выдвижение гипотез и их проверку.
Формируемые в
рамках урока
универсальные
учебные действия
(УУД)
ЛИЧНОСТНЫЕ: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ: Знать имена основных героев, фамилию автора произведения.
Уметь осознанно читать текст. Уметь работать с текстом: прогнозировать содержание по заголовку
текста; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль
произведения; определять порядок событий в произведении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию; строить рассуждения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; оформлять диалогическое
высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Основные методы и
технологии
развития УУД
Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; построению темы
урока и путей её достижения; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда;
использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования.
Основные понятия
Жанр, тема, литературный герой.
Межпредметные
связи
Русский язык, математика, ИЗО.
Ресурсы
Учебные материалы: учебник «Литературное чтение 2 класс» (авт. Э.Э. Кац); раздаточный
материал для практической работы в парах; мультимедийное оборудование, презентация,
выполненная в программе Pover Point.
Этап, метод
Время
Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг. момент
Словесный
метод: слово
учителя.
1 мин.
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся
друг другу. Всегда приятно общаться с
человеком весёлым, доброжелательным.
Организовывают своё рабочее
место.
Приветствуют учителя.
Личностные:
понимают
значение знаний
для человека и
принимают его;
имеют желание
учиться.
Проверка
домашнего
задания
10
мин.
Л.Пантелеев «Трус» (Слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились с вами
с произведением Леонида Пантелеева «Трус».
- Назовите настоящее имя автора рассказа.
(Слайд 3)
- Выразительное чтение рассказа.
- Почему мальчик испугался? Зачитайте.
- Как повёл себя мальчик, когда увидел, что
над ним смеются?
- Зачем девочка схватила удочку, обронённую
мальчиком?
- Когда, по-твоему, мальчику было особенно
стыдно?
- Только ли жадность может помочь победить
страх?
Алексей Иванович Еремеев.
Дети читают по абзацам (6
человек).
- … увидел под собой острые
камни…(1 абзац, стр.110)
- Он только стал притворяться,
будто сидит просто так и будто
ему очень жарко. Он даже снял
шапку и стал ею махать около
своего носа (3 абзац стр.110).
- Она хотела, чтоб он спустился
вниз.
- Когда его назвали ещё и
жадиной.
- Нет не только. Страх может
побороть и сам человек, который
- Испытывали ли вы когда-нибудь страх? Что
вам помогло его победить?
работает над самим собой;
забыть про страх и
акцентировать своё внимание на
чём-либо другом.
- Ответы детей.
Мотивационный
Словесный
метод: ответы на
вопросы,
подведение к
теме.
3 мин.
- Знакомы ли вы с этим писателем? (Слайд 4)
- Какие произведения знаете? (Слайд 5)
- Хотите узнать об этом писателе больше?
- Это Николай Николаевич
Носов.
- «Витя Малеев в школе и дома»,
«Приключения Незнайки»,
«Незнайка в Солнечном городе»,
«Незнайка на Луне», «Заплатка»,
«Затейники» и другие.
- Отвечают на вопросы.
Постановка
учебной задачи.
Словесный
метод: слово
учителя.
Практический
метод: анализ
правила, ответы
на вопросы.
Практический
метод:
выполнение
упражнения.
6 мин.
- Представьте, что в нашем классе открылся
музей писателя. Нас окружают различные
предметы. Они должны помочь нам больше
узнать о писателе.
( Слайд 6 - с изображением фотоаппарата)
- Как вы думаете, почему в музее находится
фотоаппарат?
( Слайд 7 - с плёнкой) – Что же в музее делает
плёнка?
(Слайд 8 - кассета с мультфильмами).
- Как вы думаете, почему этот предмет тут
находится?
Рассматривать экспонаты музея,
высказывать свои
предположения. (На листах
напечатана биография писателя).
Николай Николаевич окончил
Московский институт
кинематографии.
- Н.Н. Носов 19 лет проработал в
кино.
- Носов был не только писателем,
но и режиссёром. По его
произведениям были сняты
мультфильмы и фильмы для
(Слайд 9 - журнал «Мурзилка». )
- Какоеотношение к писателю имеет детский
журнал «Мурзилка»?
(Слайд 10 - сборник «Тук-тук-тук». )
- А что это за сборник?
(Слайд 11 - Орден Красной Звезды.) – Кто
знает, что это такое? И как писатель с этим
связан?
(Слайд 12) Трилогия о Незнайке Н.Носова
получила всеобщее признание.
Произведения Носова не просто смешат.
Радуя и веселя, они заставляют о многом
задуматься. Весёлые рассказы вызывают у
людей улыбку и смех. А смех – дело
серьёзное. Надо учиться видеть по-
настоящему смешное в жизни, понимать
шутки окружающих людей, по доброму
относиться к шуткам. Читая рассказы
Николая Носова, читатели познают понятия,
как честность, долг, дружба, совесть,
смелость, умение побороть смех.
- Мы начинаем путешествие по
произведениям Н.Носова. Наше путешествие
привело нас к загадке.
детей.
- В 1938 году в журнале
«Мурзилка» впервые были
опубликованы его рассказы.
- В 1945 году вышел сборник под
названием «Тук-тук-тук»,
который содержал ранее
напечатанные рассказы.
- Это орден Красной Звезды.
Н.Н.Носов был участником
Великой Отечественной войны.
Во время Великой
Отечественной войны он ставил
военно-технические фильмы.
Решение
частных задач.
Физминутка
Работа над
новым
3 мин.
3 мин.
4мин.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
- О ком загадка?
- Почему я вам загадала загадку про кошку?
Как думаете?
- Молодцы!
- Как вы думаете, как будет звучать тема
урока? (Слайд 13)
- Какие мы поставим цели на урок? (Слайд
14)
- Откройте учебник на стр. 112.
- Какие вы можете сделать предположения о
содержании этого произведения?
- Как вы понимаете словосочетание «живая
шляпа»?
- Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как
вы думаете почему?
- Перед тем, как нам приступить к чтению,
мы сделаем гимнастику для глаз (Слайд 15).
1. (Слайд 16 - в идеофильм) - Чтение
- О кошке.
- Н.Н. Носов написал нам
интересный рассказ «Живая
шляпа», где главный герой
котёнок.
- Использование
юмористического образа в
рассказе Н. Н. Носова «Живая
шляпа».
- Познакомиться с
произведением Н.Н.Носова
«Живая шляпа».
- Проанализировать данное
произведение.
- Это произведение должно быть
интересным, юмористическим.
- Значит, что щляпа должна
передвигаться.
Выполняют движения.
Слушают рассказ.
Регулятивные:
определение темы
и целей урока.
Личностные:
осуществляют
профилактику
утомления.
Познавательные:
произведением
12мин
рассказа актёром.
2. Первичная проверка понимания текста.
(Слайд 17 - тема урока )
- Понравился ли вам рассказ?
- Что изображено на иллюстрациях к этому
рассказу?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая
описана в рассказе?
- Какие предположения оправдались?
- Поделитесь мыслями и чувствами, которые
у вас возникли во время прослушивания.
- За кого вы волновались и почему?
- Почему,
когда
слушали
произведение,
вы
смеялись,
а
ведь
мальчикам
было
не
до
смеха?
-Как звали мальчиков?
-Кем
были
Вадик
и
Вовка:
трусами,
чудаками или фантазёрами?
- Мнения
разделились.
Поэтому,
чтобы
понять
характер
героев,
отношение
к
ним
автора,
нужно
проследить,
как
изображает
Носов поступки мальчиков, что и как он о
них рассказывает.
Давайте
перечитаем
произведение
и
разберёмся,
а
потом
вернёмся
к
этому
вопросу.
Работа с текстом во время чтения.
- Чтобы
ответить
на
вопрос
« Кем
были
м а л ь ч и к и
т р у с а м и ,
ч у д а к а м и ,
Отвечают на вопросы.
- Шляпа передвигалась по
комнате.
- Ответы детей.
- Потому что мы знали, кто под
шляпой, а ребята – нет.
Отвечать на вопросы
Отвечают на вопросы
извлекают
необходимую
информацию из
рассказа учителя;
дополняют и
расширяют
имеющиеся
знания и
представления о
новом изучаемом
предмете;
осознанно строят
речевое
высказывание в
устной форме.
фантазерами?» (Слайд 18 - вопрос )
- Надо проанализировать произведение.
- Как котёнок оказался под шляпой?
- Почему мальчики не видели, что случилось
с котёнком?
- А мы, читатели, знаем, кто прячется под
шляпой?
- Когда мы это узнаём?
- Почему писатель начал свой рассказ с того,
как котёнок попал под шляпу?
- Когда мальчики заметили шляпу?
- Что значит «плюхнулось»?
- Что же так испугало мальчиков?
- Понимали ли они, что шляпы не бывают
живыми?
- Тогда что их так напугало?
- Какими словами писатель говорит о
состоянии мальчиков?
- Что значит «трястись от страха»?
-
Как
ещё
по
тексту
можно
догадаться
о
состоянии
мальчиков
в
этот
момент?
Посмотрите на оформление предложений.
- Итак,
как
повели
себя
ребята
в
первый
Зачитывают (стр.112, 1 абзац).
-
Они
сидели
за
столом
и
раскрашивали
картинки,
были
увлечены своим занятием.
- Мы это узнаём сразу в начале
рассказа.
-
Чтобы
читатели
знали,
что
бояться нечего;
так интереснее читателям, иначе
было бы не смешно.
-Услышали,
как
позади
что-то
плюхнулось.
- «Плюхнуться» - тяжело упасть
или сесть.
- Шляпа, которая двигалась.
- Понимали. Один из мальчиков
даже
сказал,
что
«шляпы
не
бывают живыми».
-
Обычный,
знакомый
предмет
ведёт себя странно, непонятно.
- Прыгнули на диван и трясутся
от страха.
- Очень сильно испугаться.
-Один
из
них
заикается
от
страха. Они говорят короткими
фразами , а так говорит человек
если
он
сильно
волнуется
или
боится.
- Испугались.
- Они убежали на кухню.
момент, когда увидели «живую шляпу»?
- Что предприняли мальчики?
- Кто из мальчиков посмелей: Володя или
Вадик? Почему?
- Как меняется поведение мальчиков на
кухне?
- Прочитайте, какие слова стали
переломными в их настроении.
- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну
«живой шляпы»?
- Как вы понимаете слово «треснуть»?
- А как вела себя шляпа всё это время?
- Как вы думаете, почему?
- Что произошло, когда ребята стали швырять
картофелем в шляпу?
- Почему они сначала боялись, а потом сами
стали нападать на шляпу?
- Какое слово передаёт их настроение?
- Какие
чувства
испытали
мальчики,
когда
узнали секрет шляпы?
- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу,
на
который
вы
отвечали, давайте ещё раз
перечитаем
слова,
которые
характеризуют
- Вадик.
-
Вовка
хотел
уйти
домой,
бросить друга.
-
Они
успокаиваются
и
начинают
думать,
что
делать
дальше?
- А может быть, её кто-нибудь
за верёвочку дёргает?
Мальчики
успокоились
и
осмелели.
- Хотели треснуть, но боялись
подойти
ближе;
стучали
по
полу кочергой, кричали.
- Очень сильно ударить.
- Она не двигалась.
- Она сама боялась.
- Зачитывают (стр.114, 5 абзац).
-
Они
побороли
свой
страх
окончательно,
потому
что
поняли,
что
шляпа
их
сама
боится.
- Обрадовались.
-
Радость
–
что
всё
хорошо
закончилось, страх прошёл;
стыд
–
что
они
испугались
шляпы;
жалость – Ваське зря попало.
настроение и душевное состояние мальчиков
по ходу развития событий:
(Слайд 19)
Испугались;
успокоились и осмелели;
побороли свой страх;
веселились и радовались;
обрадовались.
(Слайд
20
-
возврат
к
слайду
18
—
с
вопросом )
- Как
вы
теперь
ответите
на
вопрос: «Кем
были Вадик и Вовка: трусами, чудаками
или фантазёрами?»
-
А
как
автор
относится
к
героям
своего
произведения?
- А какой это смех: добрый или злой?
- Как называется такой смех?
- Какая главная мысль этого рассказа?
-
Чтобы
не
пострадать
или
не
попасть
в
подобную комичную ситуацию. Вам помогут
пословицы.
Соотнесение пословиц с содержанием
рассказа (Слайд 21.)
- Какую пословицу вы бы подобрали сами к
-
Они не были трусами, потому
что
справились
со
страхом.
Мальчики
были
а к т и в н ы е ,
деятельные. Они не сидели на
месте, а искали выход. Пытались
узнать,
кто
там
под
шляпой.
Ребята были фантазёрами. Они
напридумывали,
что
шляпу
кто-то дёргает за верёвочку.
- Ребята ему нравятся, он над
ними посмеивается.
- Добрый.
- Юмор.
- Учись справляться со своим
страхом
и тогда ты найдёшь
выход из трудной ситуации.
этому произведению?
- Прочитайте
пословицы
и
выберите
одну,
которая больше подходит к содержанию этого
произведения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Волков бояться – в лес не ходить.
У
страха
глаза
велики
–
чего
нет,
и
то
видят.
Чучело только видом пугает.
Определение жанра произведения.
- К
какому
жанру
относится произведение,
которое мы сегодня изучали?
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с
юмором, то мы определяем это произведение
как?
- Это весёлый, юмористический рассказ. Мы
вместе с автором посмеиваемся над героями,
попавшими в смешное положение.
Все
книги
Носова
наполнены
весёлым,
доброжелательным
изображением
героев
в
смешном виде.
2. Первичное чтение по цепочке.
- У страха глаза велики – чего
нет, и то видят.
(Ребята
испугались
того,
что
обычный,
знакомый
предмет
ведет себя странно, непонятно.)
-
Э т о рассказ.
Произведение
н е б о л ь ш о е
п о
о б ъ ё м у .
Небольшое количество героев.
В нём ничего не говорится ни о
п р о ш л о й их
жизни,
ни
о
будущей.
Р а с с ка з ы в а е т с я
только один случай из жизни
героев.
- Юмористический рассказ.
Итоги урока.
Рефлексия
Словесный
метод: ответы на
2 мин.
- Какая была тема урока?
- Какие мы ставили цели на урок?
Отвечают на вопросы, подводят
итоги.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты уровня
усвоения
вопросы.
Домашнее
задание
1 мин.
- Мы достигли их?
Подготовить выразительное чтение по ролям,
ответить на вопросы после текста, стр.112-
115. (Слайд 22)
- Спасибо за урок! (Слайд 23)
изучаемого
материала.
Биография Николая Носова
Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) – писатель, драматург.
Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера. Высшее образование в биографии Носова было
начато в художественном институте Киева. Но в 1929 году он перешел в другой институт – кинематографии, в Москве.
Посвящать свое творчество детям Носов стал сразу после окончания обучения – он стал режиссёром и постановщиком
мультфильмов, а также учебных кинолент.
С
1932
года
по
1951
Носов
работает
в
качестве
режиссера-постановщика
мультипликационных,
научно-
популярных и учебных фильмов.
В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые в биографии Николая Носова были опубликованы его рассказы.
В 1945 году вышел сборник под названием «Тук-тук-тук», который содержал ранее напечатанные рассказы.
Н.Н.Носов был участником Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны он ставил
военно-технические фильмы.
После съёмки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орден «
Красной Звезды».
Однако
самыми
популярными
историями
в
биографии
писателя
Н.
Носова
стали,
несомненно,
рассказы
о
Незнайке.
После
первой
сказки
(«Винтик,
Шпунтик
и
пылесос» ) , Носов
издал
трилогию
о
своем
маленьком,
непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в
Солнечном
городе»,
«Незнайка
на
Луне» стали
очень
популярными,
а
автор
получил
Государственную
премию
Крупской.
Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок. За свою биографию Н.Носов также создал
произведения: «Повесть о моем друге Игоре», «Тайна на дне колодца», «Повесть о детстве» и другие.
Источник: all-biographyalpha/n/nosov-nikolaj-nikolaevich-nosov-nikolay-nikolaevich