Напоминание

Использование юмористического образа в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа"


Автор: Волохина Наталия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республики Татарстан
Наименование материала: конспект
Тема: Использование юмористического образа в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа"
Раздел: начальное образование





Назад





Автор работы
Волохина Наталия Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема урока
Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Тип урока
Урок работы с новым произведением.
Цель урока
Создать условия для восприятия художественного произведения и оценки деятельности литературных героев через выдвижение гипотез и их проверку.
Формируемые в

рамках урока

универсальные

учебные действия

(УУД)

ЛИЧНОСТНЫЕ:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Знать имена основных героев, фамилию автора произведения. Уметь осознанно читать текст. Уметь работать с текстом: прогнозировать содержание по заголовку текста; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль произведения; определять порядок событий в произведении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию; строить рассуждения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в совместной деятельности.
Основные методы и

технологии

развития УУД
Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; построению темы урока и путей её достижения; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда; использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования.
Основные понятия
Жанр, тема, литературный герой.
Межпредметные

связи
Русский язык, математика, ИЗО.
Ресурсы
Учебные материалы: учебник «Литературное чтение 2 класс» (авт. Э.Э. Кац); раздаточный материал для практической работы в парах; мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Pover Point.
Этап, метод Время Содержание. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Орг. момент
Словесный метод: слово учителя. 1 мин.
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Всегда приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Организовывают своё рабочее место. Приветствуют учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.
Проверка

домашнего

задания
10 мин. Л.Пантелеев «Трус»
(Слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились с вами с произведением Леонида Пантелеева «Трус». - Назовите настоящее имя автора рассказа.
(Слайд 3)
- Выразительное чтение рассказа. - Почему мальчик испугался? Зачитайте. - Как повёл себя мальчик, когда увидел, что над ним смеются? - Зачем девочка схватила удочку, обронённую мальчиком? - Когда, по-твоему, мальчику было особенно стыдно? - Только ли жадность может помочь победить страх? Алексей Иванович Еремеев. Дети читают по абзацам (6 человек). - … увидел под собой острые камни…(1 абзац, стр.110) - Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял шапку и стал ею махать около своего носа (3 абзац стр.110). - Она хотела, чтоб он спустился вниз. - Когда его назвали ещё и жадиной. - Нет не только. Страх может побороть и сам человек, который
- Испытывали ли вы когда-нибудь страх? Что вам помогло его победить? работает над самим собой; забыть про страх и акцентировать своё внимание на чём-либо другом. - Ответы детей.
Мотивационный
Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме. 3 мин. - Знакомы ли вы с этим писателем?
(Слайд 4)
- Какие произведения знаете?
(Слайд 5)
- Хотите узнать об этом писателе больше? - Это Николай Николаевич Носов. - «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Заплатка», «Затейники» и другие. - Отвечают на вопросы.
Постановка

учебной задачи.
Словесный метод: слово учителя. Практический метод: анализ правила, ответы на вопросы. Практический метод: выполнение упражнения. 6 мин. - Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас окружают различные предметы. Они должны помочь нам больше узнать о писателе. (
Слайд 6
- с изображением фотоаппарата) - Как вы думаете, почему в музее находится фотоаппарат? (
Слайд 7
- с плёнкой) – Что же в музее делает плёнка?
(Слайд 8 -
кассета с мультфильмами). - Как вы думаете, почему этот предмет тут находится? Рассматривать экспонаты музея, высказывать свои предположения. (На листах напечатана биография писателя). Николай Николаевич окончил Московский институт кинематографии. - Н.Н. Носов 19 лет проработал в кино. - Носов был не только писателем, но и режиссёром. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для

(Слайд 9 -
журнал «Мурзилка».
)

-
Какоеотношение к писателю имеет детский журнал «Мурзилка»?
(Слайд 10 -
сборник «Тук-тук-тук».
)

-
А что это за сборник?
(Слайд 11 -
Орден Красной Звезды.) – Кто знает, что это такое? И как писатель с этим связан?
(Слайд 12)
Трилогия о Незнайке Н.Носова получила всеобщее признание. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться видеть по- настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех. - Мы начинаем путешествие по произведениям Н.Носова. Наше путешествие привело нас к загадке. детей. - В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые были опубликованы его рассказы. - В 1945 году вышел сборник под названием «Тук-тук-тук», который содержал ранее напечатанные рассказы. - Это орден Красной Звезды. Н.Н.Носов был участником Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны он ставил военно-технические фильмы.

Решение

частных задач.

Физминутка

Работа над

новым
3 мин. 3 мин. 4мин. Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки! - О ком загадка? - Почему я вам загадала загадку про кошку? Как думаете? - Молодцы! - Как вы думаете, как будет звучать тема урока?
(Слайд 13)
- Какие мы поставим цели на урок?
(Слайд

14)
- Откройте учебник на стр. 112. - Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения? - Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?
-
Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? - Перед тем, как нам приступить к чтению, мы сделаем гимнастику для глаз
(Слайд 15).
1.
(Слайд 16
- в
идеофильм) -
Чтение - О кошке. - Н.Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котёнок. - Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа». - Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа». - Проанализировать данное произведение. - Это произведение должно быть интересным, юмористическим. - Значит, что щляпа должна передвигаться. Выполняют движения. Слушают рассказ. Регулятивные: определение темы и целей урока. Личностные: осуществляют профилактику утомления. Познавательные:

произведением
12мин рассказа актёром. 2. Первичная проверка понимания текста.
(Слайд 17 -
тема урока
)
- Понравился ли вам рассказ? - Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу? - Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? - Какие предположения оправдались?
-
Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему?
-
Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?


-Как звали мальчиков?

-Кем

были

Вадик

и

Вовка:

трусами,

чудаками или фантазёрами?

-
Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу. Работа с текстом во время чтения.
-
Чтобы ответить на вопрос «
Кем

были

м а л ь ч и к и

т р у с а м и ,

ч у д а к а м и ,
Отвечают на вопросы. - Шляпа передвигалась по комнате. - Ответы детей. - Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет. Отвечать на вопросы Отвечают на вопросы извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

фантазерами?» (Слайд 18 -
вопрос
)

-
Надо проанализировать произведение.
-
Как котёнок оказался под шляпой?
-
Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?
-
А мы, читатели, знаем, кто прячется под шляпой? - Когда мы это узнаём? - Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу?
-
Когда мальчики заметили шляпу?
-
Что значит «плюхнулось»? - Что же так испугало мальчиков? - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? - Тогда что их так напугало? - Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?
-
Что значит «трястись от страха»? - Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.
-
Итак, как повели себя ребята в первый Зачитывают (стр.112, 1 абзац). - Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием. - Мы это узнаём сразу в начале рассказа. - Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно. -Услышали, как позади что-то плюхнулось. - «Плюхнуться» - тяжело упасть или сесть. - Шляпа, которая двигалась. - Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми». - Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. - Прыгнули на диван и трясутся от страха. - Очень сильно испугаться. -Один из них заикается от страха. Они говорят
короткими

фразами
, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится. -
Испугались.

- Они убежали на кухню.

момент, когда увидели «живую шляпу»? - Что предприняли мальчики? - Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? Почему? - Как меняется поведение мальчиков на кухне?
-
Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. - Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? - Как вы понимаете слово «треснуть»? - А как вела себя шляпа всё это время? - Как вы думаете, почему?
-
Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?
-
Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?
-
Какое слово передаёт их настроение?
-
Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? - А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют
- Вадик.

-

Вовка

хотел

уйти

домой,

бросить друга.

-

Они

успокаиваются

и

начинают

думать,

что

делать

дальше?

- А может быть, её кто-нибудь

за верёвочку дёргает?

Мальчики

успокоились

и

осмелели.

- Хотели треснуть, но боялись

подойти

ближе;

стучали

по

полу кочергой, кричали.

- Очень сильно ударить.

- Она не двигалась.

- Она сама боялась.

- Зачитывают (стр.114, 5 абзац).

-

Они

побороли

свой

страх

окончательно,

потому

что

поняли,

что

шляпа

их

сама

боится.

- Обрадовались.

-

Радость



что

всё

хорошо

закончилось, страх прошёл;
стыд – что они испугались шляпы;
жалость – Ваське зря попало.

настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:
(Слайд 19)

Испугались;

успокоились и осмелели;

побороли свой страх;

веселились и радовались;

обрадовались.

(Слайд

20

-

возврат

к

слайду

18


с вопросом
)

-
Как вы теперь ответите на вопрос:
«Кем

были Вадик и Вовка: трусами, чудаками

или фантазёрами?»
- А как автор относится к героям своего произведения? - А какой это смех: добрый или злой? - Как называется такой смех? -
Какая главная мысль этого рассказа?
- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.
Соотнесение пословиц с содержанием

рассказа (Слайд 21.)

-
Какую пословицу вы бы подобрали сами к - Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были а к т и в н ы е , деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.
Ребята были фантазёрами. Они

напридумывали,

что

шляпу

кто-то дёргает за верёвочку.

- Ребята ему нравятся, он над

ними посмеивается.

- Добрый.

- Юмор.

- Учись справляться со своим

страхом

и тогда ты найдёшь

выход из трудной ситуации.

этому произведению?
-
Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Волков бояться – в лес не ходить. У страха глаза велики – чего нет, и то видят. Чучело только видом пугает.
Определение жанра произведения.

-
К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? - Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? - Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. 2. Первичное чтение по цепочке.
- У страха глаза велики – чего

нет, и то видят.

(Ребята

испугались

того,

что

обычный,

знакомый

предмет

ведет себя странно, непонятно.)

-

Э т о рассказ.

Произведение

н е б о л ь ш о е

п о

о б ъ ё м у .

Небольшое количество героев.

В нём ничего не говорится ни о

п р о ш л о й их

жизни,

ни

о

будущей.

Р а с с ка з ы в а е т с я

только один случай из жизни

героев.

- Юмористический рассказ.

Итоги урока.

Рефлексия
Словесный метод: ответы на 2 мин. - Какая была тема урока? - Какие мы ставили цели на урок? Отвечают на вопросы, подводят итоги. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
вопросы.
Домашнее

задание
1 мин. - Мы достигли их? Подготовить выразительное чтение по ролям, ответить на вопросы после текста, стр.112- 115.
(Слайд 22)

- Спасибо за урок! (Слайд 23)
изучаемого материала.

Биография Николая Носова
Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) – писатель, драматург. Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера. Высшее образование в биографии Носова было начато в художественном институте Киева. Но в 1929 году он перешел в другой институт – кинематографии, в Москве. Посвящать свое творчество детям Носов стал сразу после окончания обучения – он стал режиссёром и постановщиком мультфильмов, а также учебных кинолент. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно- популярных и учебных фильмов. В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые в биографии Николая Носова были опубликованы его рассказы. В 1945 году вышел сборник под названием «Тук-тук-тук», который содержал ранее напечатанные рассказы. Н.Н.Носов был участником Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны он ставил военно-технические фильмы. После съёмки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орден « Красной Звезды». Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос» ) , Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными, а автор получил Государственную премию Крупской. Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок. За свою биографию Н.Носов также создал произведения: «Повесть о моем друге Игоре», «Тайна на дне колодца», «Повесть о детстве» и другие.
Источник: all-biographyalpha/n/nosov-nikolaj-nikolaevich-nosov-nikolay-nikolaevich


В раздел образования