Авторы: Данковцева Вера Владимировна, Алимова Анна Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка №4
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разаработка
Тема: "Проектная деятельность, как средство реализации нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников на примере проекта «Прописаны навечно в Волгограде».
Дата публикации: 12.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Проектная
деятельность,
как
средство
реализации
нравственно
–
патриотического
воспитания
старших
дошкольников
на
примере
проекта
«Прописаны навечно в Волгограде».
За те четыре года, что длилась Великая Отечественная война, она унесла
миллионы жизней наших соотечественников и оставила в вечности имена тысяч героев.
Память о них живет не только в сердцах благодарных потомков, но и в названиях
городских улиц.
История улиц, история судеб… Что это значит? Это значит, что улицы
называют в честь тех людей, которые сделали для нашей страны, что-то такое, о чём
помнят всегда. Так в советский период улицы или проспекты обязательно носили имена
тех, кто находился у руля власти, имена революционеров. Например: проспект Ленина, ул.
Дзержинского, Р. Люксембург. Позже улицы стали называть в честь героев Великой
Отечественной войны или памятных событий: ул. Жукова, Тухачевского, Победы. И
сейчас в каждом городе или поселке есть улицы, названные именами героев войны.
После очередной беседы с детьми подготовительной к школе группы об улицах
и достопримечательностях нашего города, у них возник вопрос: «Кем были эти люди, и
почему в их честь названы улицы нашего города?». Это и стало проблемой, на решение
которой был направлен наш проект.
Целью проекта для педагогов стало - создать условия для развития у старших
дошкольников представлений о героях ВОВ, в честь которых названы улицы. Целью для
детей - узнать об этих героях.
В начале
основного этапа
дети, совместно с родителями, подготовили
познавательные сообщения о героях Великой Отечественной войны, в честь которых
названы улицы, где они живут. Это были улицы имени Н.В. Кузнецова, Н.В. Ватутина,
Ю.В. Смирнова, С.М. Штеменко, В.С. Хользунова, а также Богунская и Таращанцев.
Ребята с гордостью рассказывали о героях, в честь которых названа улица, и об их
подвигах.
По результатам беседы, мы определились с микрорайоном, карту которого решили
сделать вместе с детьми.
Вечерами дети очень любили рисовать свои улицы. Рисунки у всех получились
разные, и мы с детьми решили устроить выставку, которую так и назвал «Моя улица».
На заключительном этапе проекта был проведён праздник «Мы живём на земле
Сталинградской» для родителей наших воспитанников, где дети читали стихи про улицы
своего города и загадывали загадки, пели песни военных лет.
В результате реализации проекта были созданы:
Книга «Их именами названы улицы нашего города», в которую вошли все
познавательные сообщения, сделанные детьми, совместно с родителями.
Конспект музыкально – литературной композиции «Мы живём на земле
Сталинградской».
Картотека стихов об улицах.
Картотека загадок об улицах.
Картотека фотографий улиц Сталинграда и Волгограда.
Коллекция рисунков «Моя улица».
Карта.
Подумав, куда же разместить весь собранный материал, мы с детьми решили сделать
военное досье «Улица, на которой я живу». Придумывали и воплощали в жизнь идею
необычного военного досье вместе с ребятами.
В собранном виде оно получилось в виде дома, который гармонично вписался в
предметно – развивающую среду группы. А в разобранном – напоминает папку с
кармашками, в которых разместили весь собранный материал по теме проекта.
Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, но увековечить память об этих героях
можно – в частности в названиях улиц. Знание и понимание истории своей улицы
позволили нам с детьми и их родителям осознать, какие процессы происходят в
непосредственной близости, а также помогли нам почувствовать себя частичкой нашей
Родины.
• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей /
Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.:
АРКТИ, 2003.
• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно –
патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.
— сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические
проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост.
Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.