Автор: Ковалева Виктория Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Игра как средство всестороннего развития дошкольников
Тема: Дошкольное образование
Раздел: дошкольное образование
Опыта работы
воспитателя МБДОУ д/с №45 Ковалевой В.В.
Игра как средство всестороннего развития дошкольников
Работая с дошкольниками, я убедилась, что игра занимает значительное место в жизни
малышей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма и
средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра создает
тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно; выявляет индивидуальные способности ребенка,
позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Я отбираю игры как в процессе обучения в образовательной деятельности (по
формированию математически представлений, развитию речи, ознакомлению с
природным окружением, с предметным окружением, развитию сенсорной культуры),
так и в свободное время (на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности).
Выбираю место, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Заранее
подготавливаю необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки,
картинки, разные предметы, природный материал и т.д.)
Прежде чем начать игру я вызываю у детей интерес к ней, желание играть с помощью
загадки, считалочки, сюрприза, напоминая об игре, в которую дети охотно играли
раньше. Я постоянно участвую в играх. Знакомлю малышей с содержанием игры,
объясняю ход и правила игры, показываю игровые действия, направляю действия
играющих (напоминанием, вопросом, советом). При подведении результатов игры
подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей,
внимание и терпение. Даю объективную доброжелательную оценку действиям игроков.
Наблюдая за поведением детей в процессе игры, выявляю их индивидуальные
особенности. Например, если я вижу, что у ребенка отсутствуют выдержка при
выполнении правил игры, стараюсь дать ребенку роль, в которой он сам должен
контролировать выполнение правил другими детьми.
Дидактические игры помогают вызвать у детей интерес к занятию. С детьми 3-4 лет,
для привлечения внимания, я использую яркие эстетические игрушки, с которыми они
могут активно действовать и обследовать их в дидактических играх «Кукла Катя
обедает», «Новая кукла», «Купание Кати», «Собери пирамидку», «Найди предмет по
описанию» и других. Интерес вызываю с помощью загадочности в дидактических играх
«Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», активные действия и движения самого
ребенка в дидактических играх «Хохлатка», «Сова», «Заинька», «Птицы и автомобиль»
и других. В игры включаю песенки, потешки, стихотворения.
Стараюсь обратить внимание на каждого малыша, чтобы ребенок чувствовал, что это
именно ему рассказываю об игре. Маленькие дети четко реагируют на мимику, и
подражают мне, когда я выполняю роль ведущего.
Когда правила и действия игры детьми хорошо усвоены, они применяют их в
самостоятельной игровой деятельности. Малыши с удовольствием играют в
дидактические игры «Отгадай, кто позвал», «Узнай по описанию», «Коза рогатая»,
«Игры с пальчиками», в которых ближе узнают друг друга по голосу, одежде.
В младших группах я подбираю такие игры, где дети находят сходства одинаковых
изображений, сравнивают и называют предметы («Парные картинки»), Соревнуются,
кто быстрее сложит изображение предмета из 2-4 частей (при наличии целой картинки)
в дидактической игре «Сложи картинку». Учатся объединять предметы по месту их
произрастания в лото «Овощи - Фрукты».
У детей среднего возраста увеличивается запас слов, устойчивость внимания, что
позволяет мне использовать словесные игры в форме шутки. Например, в игре «Бывает
- не бывает» при правильном ответе дети хлопают в ладоши, неправильном грозят
пальцем. Для детей этого возраста широко использую игры «Найди такую же»,
«Магазин», «Что кому?», «Кто что делает» для закрепления знаний о свойствах
предметов, их назначении.
Интересны детям игры, в которых движения сочетаются с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети бегают, разыскивая
тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, с
ленточкой такого же цвета. В игре «К дереву - беги!» ребята должны подбежать к
загаданному дереву. Кто ошибся - отдает свой фант. Эти игры хорошо проводить со
всей группой. В средней группе часто роль ведущего поручаю детям, хотя сама
продолжаю наблюдать за игрой и включаюсь в ход. Правила игры объясняю до ее
начала, а не по ходу игры, как это было в младшей группе.
В среднем возрасте я усложняю игры, объединяя играющих детей в звенья (чье звено
найдет больше предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).
Ввожу игры «Что бывает длинное (узкое, высокое, широкое)?», «Когда это бывает»,
«Какое время года?» для решения умственных задач на основе представлений. В
самостоятельную игровую деятельность ребята включают игры с интересными
игровыми действиями. Полюбившиеся игры дети сами часто организовывают, «Гуси -
гуси» (народная игра), «Мыши», «Карусель», «Где мы были не скажем, а что делали,
покажем» (народная игра).
В возрасте от 5 до 6 лет дети стремятся узнать новое, проявляют большую
самостоятельность, поэтому при проведении игры моя роль меняется. До игры я также
знакомлю детей с ее правилами и действиями, уточняю их понимание играющими,
участвую в игре, чтобы выяснить насколько ее правила усвоены, затем предлагаю
детям поиграть самостоятельно, при этом слежу за ходом игры. Часто использую игры в
форме соревнования, такие как «Собери картинку», «Что где растет?» и т.д.
В процессе игровой деятельности особое внимание обращаю на обязательное
выполнение детьми правил игры, на дисциплинированность, дружелюбие. Перед тем
как предложить детям какую - то игру, учитываю, имеются ли у них необходимые
знания и представления.
Дети старшей группы играют самостоятельно в полюбившиеся им игры, такие как
«Летает - не летает», «Испорченный телефон», «Радио», «Наоборот» и др.
Отбирая игры для детей шести - семилетнего возраста, я стараюсь учитывать их
возрастные способности к умению выделять общие и индивидуальные признаки
предметов и явлений, сравнивать, делать обобщения, связно и последовательно
излагать свои мысли.
Использую дидактические игры как игровой метод для развития математических
представлений в дидактических играх «Не ошибись!» (части суток), «Да - нет»
(пространственные представления) и другие. Для развития речи - «Придумай
предложение», «Кто больше назовет действий», «Скажи по-другому», «Подбери
слово». По ознакомлению с окружающим применяю игры «Первоклассник», «Для чего
нужен предмет?», «Кто потрудился?», «Умные машины». Содержание игр и правила
зависят от программных задач того или иного вида занятий. В игровой форме
организую трудовую деятельность: объединяю детей в звенья, ребята соревнуются
между собой, и подводится итог работы («Кто больше соберет овощей», «Кто быстрее
уберет кубики»).
Предметы, атрибуты, с которыми дети знакомятся в дидактических играх, способствуют
созданию игрового замысла в творческих играх. Например, в дидактической игре «Для
чего нужен предмет» каждый ребенок выбирает себе какой - то предмет (инструмент,
орудие труда, игрушку и т.д.), затем рассказывает, как им пользоваться и что можно
делать с его помощью. Потом в сюжетно-ролевой игре дети применяют эти предметы,
совершают с ними необходимые действия. Если эти предметы отсутствуют, я предлагаю
детям заместители.
Роль ведущего, в подготовительной группе чаще поручаю кому - либо из участвующих,
ребята сами подбирают себе партнеров, могут организовать обстановку для игры. Я
слежу за играющими, советую, объективно оцениваю выполнение правил каждым
ребенком.
Дети старшего возраста любят игры в небылицы. Перед тем как проводить игру «Кто
больше заметит небылиц», объясняю ребятам, что небылица - это выдумка, то чего не
бывает в жизни.
В подготовительной группе, при анализе игры, обращаю внимание на нравственное
поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами,
быть терпеливым, не перебивать своего товарища.
На прогулке провожу игры с природным материалом (семенами растений, листьями,
камушками, ракушками) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Сделай узор из
камушков», «Разложи листья по убывающей величине» и другие.
В старшей группе настолько - печатные игры организую в форме соревнований: кто
быстрее соберет сюжетную картинку из 8-10 частей; кто первым закроет картинки на
своей карточке («Зоологическое лото»). Собирают картинку из мелких частей в игре
«Пазлы».
Уделяю большое внимание развивающим играм на логическое мышление:
«Математическое домино», «Геометрическое домино», «Фигуры», «Закономерности». В
игре домино «Вычитание», «Признаки» индивидуально работаю с детьми, не
усвоившими программную задачу.
Провожу беседы с родителями о том, как организовать игры с детьми дома: во время
прогулок, отдыха, хозяйственных дел. Объясняю, как вместе с ребенком изготовить
материал для игр «Домино», «Лото», «Собери картинку». Ребенку будет интереснее,
если он будет соревноваться с кем - нибудь из близких. В конце победителя
обязательно необходимо похвалить. На опыте родители убеждаются, что совместные с
детьми игры помогают лучше узнать своего ребенка, сблизиться с ним.
Провела консультацию «Как организовать досуг ребенка в семье», в которой
рекомендовала родителям использовать интересные для ребят словесные игры, многие
из них знакомы родителям с детства: «Фанты», «Испорченный телефон», «Летает - не
летает», «Скажи наоборот».
Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают
правилами поведения, развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора.
Дидактические игры оказывают большую помощь для поддержания у ребенка
положительного эмоционального настроя во время пребывания его среди других
детей.