Напоминание

Дошкольное образование


Автор: Ковалева Виктория Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Игра как средство всестороннего развития дошкольников
Тема: Дошкольное образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыта работы

воспитателя МБДОУ д/с №45 Ковалевой В.В.

Игра как средство всестороннего развития дошкольников

Работая с дошкольниками, я убедилась, что игра занимает значительное место в жизни

малышей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма и

средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра создает

тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы

протекают наиболее активно; выявляет индивидуальные способности ребенка,

позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Я отбираю игры как в процессе обучения в образовательной деятельности (по

формированию математически представлений, развитию речи, ознакомлению с

природным окружением, с предметным окружением, развитию сенсорной культуры),

так и в свободное время (на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности).

Выбираю место, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Заранее

подготавливаю необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки,

картинки, разные предметы, природный материал и т.д.)

Прежде чем начать игру я вызываю у детей интерес к ней, желание играть с помощью

загадки, считалочки, сюрприза, напоминая об игре, в которую дети охотно играли

раньше. Я постоянно участвую в играх. Знакомлю малышей с содержанием игры,

объясняю ход и правила игры, показываю игровые действия, направляю действия

играющих (напоминанием, вопросом, советом). При подведении результатов игры

подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей,

внимание и терпение. Даю объективную доброжелательную оценку действиям игроков.

Наблюдая за поведением детей в процессе игры, выявляю их индивидуальные

особенности. Например, если я вижу, что у ребенка отсутствуют выдержка при

выполнении правил игры, стараюсь дать ребенку роль, в которой он сам должен

контролировать выполнение правил другими детьми.

Дидактические игры помогают вызвать у детей интерес к занятию. С детьми 3-4 лет,

для привлечения внимания, я использую яркие эстетические игрушки, с которыми они

могут активно действовать и обследовать их в дидактических играх «Кукла Катя

обедает», «Новая кукла», «Купание Кати», «Собери пирамидку», «Найди предмет по

описанию» и других. Интерес вызываю с помощью загадочности в дидактических играх

«Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», активные действия и движения самого

ребенка в дидактических играх «Хохлатка», «Сова», «Заинька», «Птицы и автомобиль»

и других. В игры включаю песенки, потешки, стихотворения.

Стараюсь обратить внимание на каждого малыша, чтобы ребенок чувствовал, что это

именно ему рассказываю об игре. Маленькие дети четко реагируют на мимику, и

подражают мне, когда я выполняю роль ведущего.

Когда правила и действия игры детьми хорошо усвоены, они применяют их в

самостоятельной игровой деятельности. Малыши с удовольствием играют в

дидактические игры «Отгадай, кто позвал», «Узнай по описанию», «Коза рогатая»,

«Игры с пальчиками», в которых ближе узнают друг друга по голосу, одежде.

В младших группах я подбираю такие игры, где дети находят сходства одинаковых

изображений, сравнивают и называют предметы («Парные картинки»), Соревнуются,

кто быстрее сложит изображение предмета из 2-4 частей (при наличии целой картинки)

в дидактической игре «Сложи картинку». Учатся объединять предметы по месту их

произрастания в лото «Овощи - Фрукты».

У детей среднего возраста увеличивается запас слов, устойчивость внимания, что

позволяет мне использовать словесные игры в форме шутки. Например, в игре «Бывает

- не бывает» при правильном ответе дети хлопают в ладоши, неправильном грозят

пальцем. Для детей этого возраста широко использую игры «Найди такую же»,

«Магазин», «Что кому?», «Кто что делает» для закрепления знаний о свойствах

предметов, их назначении.

Интересны детям игры, в которых движения сочетаются с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети бегают, разыскивая

тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, с

ленточкой такого же цвета. В игре «К дереву - беги!» ребята должны подбежать к

загаданному дереву. Кто ошибся - отдает свой фант. Эти игры хорошо проводить со

всей группой. В средней группе часто роль ведущего поручаю детям, хотя сама

продолжаю наблюдать за игрой и включаюсь в ход. Правила игры объясняю до ее

начала, а не по ходу игры, как это было в младшей группе.

В среднем возрасте я усложняю игры, объединяя играющих детей в звенья (чье звено

найдет больше предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).

Ввожу игры «Что бывает длинное (узкое, высокое, широкое)?», «Когда это бывает»,

«Какое время года?» для решения умственных задач на основе представлений. В

самостоятельную игровую деятельность ребята включают игры с интересными

игровыми действиями. Полюбившиеся игры дети сами часто организовывают, «Гуси -

гуси» (народная игра), «Мыши», «Карусель», «Где мы были не скажем, а что делали,

покажем» (народная игра).

В возрасте от 5 до 6 лет дети стремятся узнать новое, проявляют большую

самостоятельность, поэтому при проведении игры моя роль меняется. До игры я также

знакомлю детей с ее правилами и действиями, уточняю их понимание играющими,

участвую в игре, чтобы выяснить насколько ее правила усвоены, затем предлагаю

детям поиграть самостоятельно, при этом слежу за ходом игры. Часто использую игры в

форме соревнования, такие как «Собери картинку», «Что где растет?» и т.д.

В процессе игровой деятельности особое внимание обращаю на обязательное

выполнение детьми правил игры, на дисциплинированность, дружелюбие. Перед тем

как предложить детям какую - то игру, учитываю, имеются ли у них необходимые

знания и представления.

Дети старшей группы играют самостоятельно в полюбившиеся им игры, такие как

«Летает - не летает», «Испорченный телефон», «Радио», «Наоборот» и др.

Отбирая игры для детей шести - семилетнего возраста, я стараюсь учитывать их

возрастные способности к умению выделять общие и индивидуальные признаки

предметов и явлений, сравнивать, делать обобщения, связно и последовательно

излагать свои мысли.

Использую дидактические игры как игровой метод для развития математических

представлений в дидактических играх «Не ошибись!» (части суток), «Да - нет»

(пространственные представления) и другие. Для развития речи - «Придумай

предложение», «Кто больше назовет действий», «Скажи по-другому», «Подбери

слово». По ознакомлению с окружающим применяю игры «Первоклассник», «Для чего

нужен предмет?», «Кто потрудился?», «Умные машины». Содержание игр и правила

зависят от программных задач того или иного вида занятий. В игровой форме

организую трудовую деятельность: объединяю детей в звенья, ребята соревнуются

между собой, и подводится итог работы («Кто больше соберет овощей», «Кто быстрее

уберет кубики»).

Предметы, атрибуты, с которыми дети знакомятся в дидактических играх, способствуют

созданию игрового замысла в творческих играх. Например, в дидактической игре «Для

чего нужен предмет» каждый ребенок выбирает себе какой - то предмет (инструмент,

орудие труда, игрушку и т.д.), затем рассказывает, как им пользоваться и что можно

делать с его помощью. Потом в сюжетно-ролевой игре дети применяют эти предметы,

совершают с ними необходимые действия. Если эти предметы отсутствуют, я предлагаю

детям заместители.

Роль ведущего, в подготовительной группе чаще поручаю кому - либо из участвующих,

ребята сами подбирают себе партнеров, могут организовать обстановку для игры. Я

слежу за играющими, советую, объективно оцениваю выполнение правил каждым

ребенком.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. Перед тем как проводить игру «Кто

больше заметит небылиц», объясняю ребятам, что небылица - это выдумка, то чего не

бывает в жизни.

В подготовительной группе, при анализе игры, обращаю внимание на нравственное

поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами,

быть терпеливым, не перебивать своего товарища.

На прогулке провожу игры с природным материалом (семенами растений, листьями,

камушками, ракушками) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Сделай узор из

камушков», «Разложи листья по убывающей величине» и другие.

В старшей группе настолько - печатные игры организую в форме соревнований: кто

быстрее соберет сюжетную картинку из 8-10 частей; кто первым закроет картинки на

своей карточке («Зоологическое лото»). Собирают картинку из мелких частей в игре

«Пазлы».

Уделяю большое внимание развивающим играм на логическое мышление:

«Математическое домино», «Геометрическое домино», «Фигуры», «Закономерности». В

игре домино «Вычитание», «Признаки» индивидуально работаю с детьми, не

усвоившими программную задачу.

Провожу беседы с родителями о том, как организовать игры с детьми дома: во время

прогулок, отдыха, хозяйственных дел. Объясняю, как вместе с ребенком изготовить

материал для игр «Домино», «Лото», «Собери картинку». Ребенку будет интереснее,

если он будет соревноваться с кем - нибудь из близких. В конце победителя

обязательно необходимо похвалить. На опыте родители убеждаются, что совместные с

детьми игры помогают лучше узнать своего ребенка, сблизиться с ним.

Провела консультацию «Как организовать досуг ребенка в семье», в которой

рекомендовала родителям использовать интересные для ребят словесные игры, многие

из них знакомы родителям с детства: «Фанты», «Испорченный телефон», «Летает - не

летает», «Скажи наоборот».

Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают

правилами поведения, развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора.

Дидактические игры оказывают большую помощь для поддержания у ребенка

положительного эмоционального настроя во время пребывания его среди других

детей.



В раздел образования