Автор: Афанасьева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: п. Искра, Буденновский район, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: начальное образование
Формирование математической грамотности
в начальной школе
Одна
из
важнейших
задач
современной
школы
–
формирование функционально грамотных людей. Введение в
российских
школах
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,
основу которой составляет умение ставить и изменять цели и
задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль
и оценку, взаимодействие педагога со сверстниками в учебном
процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это
математическая
грамотность
учащихся.
Математическая
грамотность – это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать
обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности
и
могут
быть
решены
средствами
математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать
проблемы,
используя
математические
факты
и
методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать
полученные
результаты
с
учетом
поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в
учебной деятельности по предмету «Математика»
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка
мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,
отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной
школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы Примеры заданий
1. Уровень – знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать
по-другому
3. Уровень – использование
Применить, проиллюстрировать, решить
4. Уровень – анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать,
сравнить, выявить различия
5. Уровень – синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказ)
6. Уровень – оценка
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать,
спрогнозировать
В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие
задания, способствующие развитию функциональной математической
грамотности младших школьников.
1. Работа над задачей.
Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения
задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном
из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно
высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже
Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке
приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно
представить, и которые можно опустить.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у
детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
А) В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором
букете. Сколько ромашек в двух букетах?
Б)На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек
прыгнуло в воду?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в
несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 рублей, а у Оли в 3 раза больше. Сколько рублей у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по
действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений.
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим
действием.
15. Закончить решение задачи.
16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
17. Составление и решение обратных задач.
Важным аспектом в формировании функциональной
математической грамотности младших школьников является
формирование логической грамотности.
На каждом уроке математики отводится время на работу с заданиями,
развивающими логическое и абстрактное мышление. В каждой теме есть
раздел «Странички для любознательных» Ребусы, логические цепочки,
магические квадраты.
Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу
условия и построения цепочки взаимосвязанных логических
рассуждений. Примеры таких задач, ответ на которые необходимо
логически обосновать:
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько
карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них
был хотя бы 1 красный карандаш?
Использование таких задач расширяет математический кругозор
младших школьников, способствует математическому развитию и
повышает качество математической подготовленности.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных
технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
Мы работаем по программе «Школа России», где в учебниках
математики с 1 по 4 класс предложена общая рубрика «Наши проекты» с
указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана
выполнения проектной работы.
Учащиеся вместе обсуждают и формулируют цель работы над заявленной
в проекте темой, план своих действий, промежуточные и итоговые
результаты работы. Некоторые из этих проектов направлены на
организацию сотрудничества с взрослыми. Учебная программа, которая
последовательно применяет этот метод, строится как серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных
задач.
За время учёбы с 1 по 4 класс ребята защищают на математике
следующие проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках,
пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.
Узоры и орнаменты», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»,
«Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих
форму квадрата», «Математические сказки», «Задачи-расчёты», «Числа
вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)в
числах и величинах».
Вскоре нам предстоит работа над проектом «Задачи-расчёты»
Надо рассчитать время выхода из дома, чтобы не опоздать к началу
занятий. Известно , что занятия начинаются в 8ч.30 мин. Перед детьми
возникают естественные вопросы:
- Сколько времени затрачено на дорогу до школы
- Какое должно быть время прихода до начала урока
- Каким должно быть время выхода из дома
-Что еще может повлиять на условие расчёта времени
Ответы на вопрос задачи зависят от правильности подбора данных.
Также в задачах-расчётах предлагается рассчитать стоимость
подарка для воспитанников детского дома, в который входит: несколько
игрушек, книга, конфеты.
Темы для проектов предлагаются следующие:
*Затраты времени на учебу , постоянные домашние дела.
*Денежные расходы на поездки, экскурсии
*Расчёты количества и стоимости покупок для ремонта комнаты
*Расчёт площади, занимаемой спортивными снарядами в школьном
спортзале.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетенций
учащихся,
подготовке
их
к
реальным
условиям
жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен
школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить,
расширить, углубить полученные знания, создаёт условия для творческого
развития
детей,
формирования
позитивной
самооценки,
навыков
совместной
деятельности
со
взрослыми
и
сверстниками,
умений
сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести
поиск и систематизировать нужную информацию.
Современным детям очень нравится цифровая среда. Поэтому одно
из средств формирования функциональной грамотности –это работа на
образовательных
платформах.
На
учи
ру
есть
большой
ресурс,
позволяющий совершенствовать математические знания и умения, также
восполнять пробелы по изученным темам. Можно выдавать задания
учащимся,
как
индивидуальные,
так
и
групповые.
Искусственный
интеллект помогает учителю в отслеживании успехов каждого ученика и
всего класса. Формирует задания в карточках для учащихся для устранения
пробелов.
Есть
в
программном
материале
по
математике
раздел
«Лаборатория», где представлены по классам, по темам задания разного
уровня сложности, задания для подготовки к олимпиаде. Есть курс
«Финансовая грамотность»
Все
эти
задания
способствуют
формированию
функциональной
грамотности.