Напоминание

"Системно-деятельностный подход на уроках родного языка"


Автор: Бигаева Марина Барсбиевна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ардон Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках родного языка"
Раздел: полное образование





Назад




Системно-деятельностный подход на уроках родного языка.

Не первый год я работаю по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже

радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо

было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать,

является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и

самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных,

учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый

педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей

умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как

формировать и развивать универсальные учебные действия. И здесь я не могла обойтись, да и не

должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт

возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию,

анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к

применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на

основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре

учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более

самостоятельная.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-

деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности,

целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности,

творчества. Особое внимание и уже с давнего времени я уделяю принципу минимакса, который

обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок

имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен

как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на

уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне

«минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик

выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.

Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а

открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят

приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих

учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную

деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.

Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а,

столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему,

исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе

урок.

Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации

учащихся.

Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без

пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь

видимость учебной деятельности.

С первого урока обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности

нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Учу детей

анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут

способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в

активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все

мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают

выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения

подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм

действий.

Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать

в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы.

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных

действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.

Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это

умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать

заранее.

При проверке какого-то задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбрать, кто будет

записывать, кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети чаще

всего оценивают субъективно. Дружит с Даной, нравится Дана, значит его ответ лучший. Учу

делать объективную оценку. При этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об

отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Я не возражаю против оценивания ответов

аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому громче

аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети приучаются внимательно

слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом и с учителем.

Для проверки практической работы на уроках мои ученики используют различные формы

самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята

научатся давать объективную оценку своей работе.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а

в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы

разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на

этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что

предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах можно задать вопрос:

Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Что дала вам работа в

парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового узнали на уроке?

Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?

Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных методик. Я

использовала курс Т.А. Цукерман "Введение в школьную жизнь".

Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я

поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла их

так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер –

это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём

можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе

рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно

по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.

Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём

«Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают

любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не

обходится.

Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый

умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший

помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается

ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка

стимулирует к деятельности.

Работая по новым стандартам, могу уже отметить первые позитивные результаты своей

деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. По словам

германского педагога А. Дистервега, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен

схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть

ими он должен в результате собственной деятельности. Моя задача как учителя заключается в том,

чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной

деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам сделать удаётся. Я, как и другие

учителя, работающие по ФГОС, использую такие стимулы, которые вызывают и усиливают

собственные полезные мотивы деятельности учеников. Новизна учебного материала, необычность

его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и

разобраться в нем. Ещё один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для

самих школьников. Моя задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни,

для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры. Одним из моих приёмов

является противоречивость материала. Ведь когда школьник встречается с противоречием, у него

возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности. На уроке необходимо

обеспечить активную позицию учащихся, обстановку свободного сотрудничества школьников с

учителем. Чтобы дети самостоятельно добывали знания и оперировали с ними, использую такие

формы и приёмы обучения, как мозговой штурм, ученическая исследовательская группа,

придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов,

экскурсии, поездки. Как показывает результат диагностических работ, мои ученики не боятся

выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-

ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила

у детей уровень тревожности при их выполнении. Всё это помогает добиться правильной учебной

мотивации школьников.

Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в моей

профессиональной деятельности. Необходимость применения средств ИКТ диктуется

возрастными особенностями учащихся.Организовать подлинно исследовательскую, творческую,

самостоятельную деятельность позволяет метод проектов.

Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень

эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в

готовом виде. Технология деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное

развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития

мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик

не просто выполняет задание учителя – он учится учиться. Технология работы с портфолио — это

способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио

помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации

школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и

оценочной деятельности. Обучение в диалоге, работа в парах и группах, эвристическая беседа,

деловые игры – эти интерактивные технологии обеспечивают самостоятельную познавательную и

мыслительную деятельность на уроке. Ученик сам открывает путь к познанию. В этом случае

усвоение знаний – результат его деятельности. Все эти технологии просто необходимы в работе

учителя.



В раздел образования