Автор: Бигаева Марина Барсбиевна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г.Ардон
Населённый пункт: г.Ардон Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы изучения родного языка и литературы"
Раздел: полное образование
Методы изучения родного языка и литературы.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он
Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять
на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только
четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Так появилась профессия учитель. Она самая благородная на Земле, потому что учитель своими
руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих
воспитанников.
Воспитать хорошего человека труднее, чем хорошего специалиста. Хочется не просто учить, а
душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться, что самое большое счастье на Земле
состоит, по словам Л.Н. Толстого, в том, чтобы «как можно больше давать другим».
Стараюсь, чтобы наши дети почувствовали, познали всю прелесть и красоту осетинского языка,
чтобы ценили и любили его. Стараюсь дать на каждом уроке прочные и глубокие знания. Ведь
осетинский язык настолько интересен и богат, что его исследованием занимаются крупные
языковеды многих стран мира. Это единственный язык среди братских языков иранской группы,
который сохранил свою историческую основу. Все эти сведения, при изучении осетинского языка,
преподношу детям для того, чтобы они гордились своим языком, больше внимания уделяли его
изучению.
Сегодня жизнь внесла свои коррективы в современную школу, в методику преподавания. Чтобы
уроки литературы и языка были интересны ученикам, нам, учителям осетинского языка и
литературы, приходится осваивать новые методы подачи материала.
В последние десятилетия резко возрос интерес к вопросу о диалоге культур. Этот метод способствует
расширению кругозора ученика, воспитанию любви и уважению к национальной культуре, помогает
глубже раскрыть самобытные черты народа, т. е. осуществляется «диалог культур». При этом
каждый ученик сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность.
Чтобы ученики лучше усвоили новую тему, я использую различные виды уроков: урок-путешествие,
урок-викторина, урок-аукцион, урок-газета, урок-размышление, урок-зачет. При этом пользуюсь
различными современными педагогическими технологиями: играми, загадками, пословицами,
ребусами, легендами, тестированием. Использую проблемные и групповые беседы.
Одним из интереснейших методов подачи материала является метод проекта, с помощью которого
виден результат самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Эта технология
актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности,
совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-
смысловой обработки.
В моих классах также отработан прием владения терминами – систематические словарные диктанты
в различных вариациях: запись слов по формулировке термина, по рисунку, по чтению фрагмента из
художественной литературы и т.д. Это позволяет развивать не только грамотное письмо, но и умение
разбираться в прочитанном. Здесь тоже хорошо помогает групповая работа.
Игровые и творческие методы, которые я применяю на уроках осетинского языка и литературы
обеспечивают реализацию системнодеятельностного подхода к обучению в соответствии с новыми
образовательными стандартами. Это в свою очередь повышает качество предметных знаний и
развивает личностные качества ученика.
А вот приём «Рефлексивный экран» использую для подведения итогов урока,
обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Чтобы на уроках разнообразить формы работы, активизировать внимание учащихся, повысить
творческий потенциал личности, я использую ИКТ. С помощью компьютерных технологии дети
составляют подбор иллюстраций, рисунков, различные занимательные задания, выполняют тесты,
презентации, благодаря которым урок становится более увлекательным и интересным.
Успех ученика - успех учителя. Успешны наши дети не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности. Я рада, что мои ученики, участвуя в творческих конкурсах и олимпиадах не только
добиваются хороших результатов, но и получают какой-то жизненный опыт и обогащают свой
внутренний мир, мировоззрение. Они становятся при это только мудрее. Главное- не
останавливаться, продолжать двигаться по выбранному пути. Ведь человек – кузнец своего счастья!
Нам надо всегда помнить слова выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского:
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» А чтобы «зажечь
этот факел», надо «гореть» самим, находиться в постоянном поиске, искать новые методы и приёмы,
как сделать урок интересным, полезным, эффективным, приносящим радость и учителю, и ученику.
Желаю всем творческих успехов!