Автор: Хацаева Земфира Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБПОУ "Профессиональный лицей №4"
Населённый пункт: г. Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Раздел: дополнительное образование
Тема: Технологии модернизации обучения на основе активизации
и интенсификации деятельности учащихся.
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных
технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на
основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают
учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых
достоинств выступают высокая степень самостоятельности,
инициативности, развитие социальных навыков, сформированность
умения добывать знания и применять их на практике, развитие
творческих
способностей. Чувство свободы выбора делает обучение
сознательным,
продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного
обучения, технология проектного обучения, игровые технологии,
интерактивные технологии.
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в
которой процесс познания учащихся приближается к поисковой,
исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения
обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации,
имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи
должны
быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные
возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и
быть
значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся -
не
просто переработать информацию, а активно включиться в открытие
неизвестного для себя знания.
Основная задача педагога - не столько передать информацию,
сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития
научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с
преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания,
постигают
теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными
проблемными методами являются диалогические методы:
побуждающий и
подводящий диалоги.
2. Технология проектного обучения представляет собой развитие
идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной
технологии является наличие значимой социальной или личной
проблемы
ученика, которая требует интегрированного знания,
исследовательского
поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль
куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками
в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить
социальное сознание.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса
обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с
окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это
центральный активатор учебного познания, учебное окружение
выступает
как реальность, в которой учащийся находит для себя область
осваиваемого
опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в
содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная
дискуссия.
4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим
содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет
развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает
активизировать
учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса,
активизации познавательной деятельности, развития
самостоятельности и
формирования широких познавательных интересов у школьников
является
дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка
осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед
детьми
мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и
не
может быть полноценного умственного развития», - писал
В.А.Сухомлинский. Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок
действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель
игры
– сделать напряженный, серьезный труд занимательным и
интересным для
учащихся.
Компьютерные технологии создают большие возможности
активизации познавательной деятельности. Информационные
технологии
помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики
превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером
вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию
обучения.
Использование компьютерных технологий создает возможность
доступа к
современной, свежей информации, осуществления «диалога» с
источником
знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа
позволяют
обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими
средствами
обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из
основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные
программы
позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.
Возникает резонный вопрос: почему АМО являются
«активными»? В чем состоит эта «активность»?
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей
являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах
играми.
Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен
мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя
обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих
голов»
превратится в энергичных, мотивированных, творческих,
целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров)
сплоченных
команд.
В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все
допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации,
активизируя
скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и
ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие
использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Причем, активность методов настолько велика, что распространяется
не только на задания урока, семинара, тренинга, но и на релаксацию,
перемены и даже кофе-паузы! Самое неожиданное, что активность
участников в перерывах бывает даже выше, чем при выполнении
практических заданий и упражнений.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного
обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов
ХХ
века.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении
всего периода становления и развития педагогики задолго до
оформления
её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей
активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д
Ушинского и других.
Активные методы обучения при умелом их применении позволяют
оптимально решить одновременно следующие учебно-
организационные
задачи и функции:
- подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
- обеспечить включение в активную учебную работу, как
подготовленных слушателей, так и новичков;
- установить непрерывный контроль над процессом усвоения
учебного материала;
- реализовать учебные функции (закрепляются теоретические
знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия
применения знаний и практических навыков, формирования методов
познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
- реализовать производственные функции (отработать систему
управления и его функции: организации производства, планирования,
учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для
обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие
предприятия,
решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности
и
дисциплины;
- реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия
управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи,
поиск
решения проблемы и т.д.
Кроме того, АМО приобретают ценность еще и потому, что
способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса
положительных деловых качеств, например, таких, как:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением
общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться
информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и
самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать
столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и
оценивать свои действия;
- умение находить причины и источники критических, рисковых
ситуаций;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и
проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные
решения;
- умение избегать ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть
немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности
человека в свете инновационных технологий, их максимальное
приближение к реальности и др.
Активное обучение влияет на развитие у учащихся потребности к
самообучению, самоусовершенствованию, то есть к научно–
организованной самостоятельной работе, которая помогает управлять
ситуацией, исключать возникновение неуправляемых явлений,
рисковых
ситуаций.