Напоминание

«Роль игры в формировании звукопроизношения у старших дошкольников».


Авторы: Сероокая Галина Станиславовна, Гебра Марьяна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №81 детский сад "Мальвина"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: «Роль игры в формировании звукопроизношения у старших дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум для педагогов:

«Роль игры в формировании звукопроизношения у старших дошкольников».

СЛАЙД 1

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов –

звукопроизношения, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь –

неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.

Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это

наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят

ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот не-

правильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игровую

деятельность — чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка.

Каким же требованиям должна отвечать игра?

Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям

детей.

Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.

В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов:

тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры,

как правило,

имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и

вызывают стойкий интерес.

А сейчас мы с вами поиграем, т. е. проведем пробег по играм, которые вы можете провести

с детьми.

Слайд 2 РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Физиологическое дыхание подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к

овладению сложными звуками русского языка, для формирования которых необходимо

направленная воздушная струя.

СЛАЙД 3

В своей работе используем большое многообразие игр на дыхание. На фото представлены

часть игр, которые мы используем в своей работе: футбол, зимний ветерок, веселый поезд,

вертушки, забавный шарик, задуй свечи на торте (используется логопедический стол с

микрофоном).

СЛАЙД 4 Артикуляционная гимнастика.

Мышцы артикуляционного аппарата нуждаются в тренировке, т.е. в артикуляционной

гимнастике. Цель – подготовка органов артикуляции к правильному

произнесению

звуков.

СЛАЙД 5

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного

аппарата для произнесения того или иного звука.

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить

изолированно, т.е. отдельно от других звуков.

Мы считаем, что сейчас в книжных магазинах и интернет- магазинах предлагают для

педагогов разнообразную качественную продукцию для работы с детьми. Мы часто

изготавливаем свои варианты дидактических игр.

СЛАЙД 6

Используем в работе различные игрушки и предметы: пирамида, счеты - ребенок

самостоятельно собирает пирамидку, надевая каждое кольцо произносит заданный звук;

Прищепки – развиваем у детей мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Ребенок

снимает прищепку, проговаривая заданный звук.

Звуковой кубик – кубик выполнен из поролона, ребенок подбрасывает кубик вверх, и

нажимает данное количество точек-звуков.

СЛАЙД 7

Звук поставлен, вводим его в речь. Обратите внимание, что у этих дидактических игр есть

игровая мотивация.

Например Глупая белка:

Глупая белка в лавку пошла за мылом.

В лавку сходила, мыло забыла.

Что же купила?

Ребенок перечисляет покупки белки, тем самым автоматизирует заданный звук.

Д/игра «Листья и гусеница»

Ребенок получает инструкцию от логопеда, укрыть гусеницу осенними листиками, чтобы

она не замерзла зимой.

Ребёнок берет листик. Называет картинку с заданным звуком и накрывает гусеницу.

Такого направления игр изготовлено нами большое количество:

Будем есть пельмени, снеговик и снежинки, Белкины запасы, Пингвиненок -рыбак,

поможем слоненку, кто полетит на ракете, готовим портфель к школе, улей и пчелы,

подарки для куклы, загони машины в гараж и многие другие…

Разная мотивация позволяет в игровой форме весело и интересно закреплять

поставленные звуки.

СЛАЙД 8

Интересная игра БРОДИЛКА от слова «бродить». На игровом поле располагаются

картинки, в одних играх дети могут участвовать от 2 до 4 человек, с использованием

фишек, четко проговаривая слова от старта до финиша. В другой игре ребенок

ориентируется по клеточкам, как в графическом диктанте находя конкретную картинку.

А в игре УЛИТКА, ребенок указывая пальчиком на картинку и проговаривая слово,

доходит до центра домика улитки. Не заметно для детей, играя мы автоматизируем звуки.

СЛАЙД 9

Дидактическая игра «Рыбки в аквариуме», также развивает зрительный глазомер, мелкую

моторику рук. Игра направлена на дифференциацию звуков.

Дети «ловят» рыбку, но выпускают в свой аквариум, только ту, где в названиях картинок

есть конкретный для ребёнка заданный звук.

СЛАЙД 10

Наиболее интересны для старших дошкольников дидактические игры, где они могут

проявить соревновательный характер, точность в выполнении движений и правильность

автоматизированного звука. Магазинные Игры «Рыбалка» и «Эвакуатор» адаптированы

нами к речевым.

СЛАЙД 11

Часто в работе логопедом используются, как игровой момент – мячи. Поймай мяч- назови

слово, на столе выложены картинки-подсказки, но ребенок может и самостоятельно по

памяти назвать слово с заданным звуком.

СЛАЙД 12

Д/игра «Волшебный мешочек» закрепляет не только заданный звук, но и дифференцирует

Не забываем, что мы развиваем у детей: память, мышление и внимание. Предлагаем

посмотреть две игры: В игре ЗАПОМИНАЙ–КА, ребенок открывает окошко с двумя

одинаковыми картинками тем самым автоматизируя заданный звук в словах.

В адаптированной к речевой игре обычная МАТРЕШКА, позволяет ребенку правильно

собрать матрешку и назвать слова с заданным звуком.

СЛАЙД 14

Д/игры ВЕСЕЛЫЕ ПУЗЫРИ И ПРЯТКИ больше подходят для детей старшего

дошкольного возраста. Игры проводятся от простого к усложнению. Например: Назови на

картинке все слова, закрой глазки, прибежала тучка и накрыла картинку, две картинки,

три картинки. Вспомни и назови их, а тем самым ребенок развивает память и

автоматизирует заданный звук в словах. Игра ВЕСЕЛЫЕ ПУЗЫРИ позволяет ребенку

самостоятельно оценить звучание поставленного звука. Если он считает, что звук

произнесен правильно, картинка со словом закрывается улыбающимся солнышком, если

нет хмурым.

СЛАЙД 15

Время не стоит на месте, мы используем в логопедической работе современные

технологии: логопедические столы, логопедический микрофон, логопедическое

говорящее зеркало. Все это вызывает у детей интерес и тем самым повышает

продуктивность в работе.

СЛАЙД 16

Широко используется игровая деятельность в дидактических играх по связной речи. Это

всевозможные чистоговорки, стихотворные тексты, скороговорки, проза.

СЛАЙД 17

Настольные, пальчиковые театры, игры-драматизации, тематические утренники,

творческие выступления.

СЛАЙД 18

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить

новые варианты дополнения, опираясь на свой творческий потенциал.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования