Автор: Лобанова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №53"Радость"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: дошкольное образование
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления
базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь
развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного
развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых
социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти,
воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с
предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с
этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с
помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство
накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. В
раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и
психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной
системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя
начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение
отрицательных привычек и форм поведения. Заставить малыша смотреть или слушать
невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей
раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая
смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию,
эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В
этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей. В воспитании детей раннего
возраста решающую роль играют взрослые. Они обеспечивают все условия, необходимые
для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло,
ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка.
Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного
состояния маленького ребенка.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются
особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность,
развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства
воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным,
многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или
веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые
формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также
развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для
детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят
основные процессы развития ребенка. Уже с первых лет своей жизни ребенок должен
уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют
современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить
читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет
умным
и
смышленым.
Однако
доказано,
что
речь,
память,
способность
концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в
играх, а не в процессе обучения. Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого
количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа,
именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка
были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в
хорошую и престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и
родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей
дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на
подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского
развития, отводят второстепенную роль.
Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее
проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают
сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции
является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны,
когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если
есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок
предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к
ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не
только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или
птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик. Не маловажным в играх
для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила,
которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести.
Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать
общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним
приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в
реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее,
выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.
Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе
он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями,
но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение
устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Но игра влияет не
только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные
процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку
трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например,
хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу.
Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до
9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко
двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса,
как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и
возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к
развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть,
договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой
текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.
В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо
палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок
мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.
Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она
сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а
складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и
развития ребенка.
С
1
января
2014
года
вступил
в
силу
Федеральный
государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа
дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех
этапов
детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что
реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное
содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности
(общении,
игре,
познавательно-исследовательской
деятельности
-
как
сквозных
механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная
деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные
игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла
музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть
содержание
образования
детей
раннего
детства
(0-3
лет)
построено
на
пяти
образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей
ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр
(дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы
воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая
совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)
полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных
человеку
психофизиологических
процессов.
Своевременно
начатое
и
правильно
осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их
полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с
учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и
двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и
действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года
жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по
инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не
занятое сном, кормлением, занятиями, — малыш играет. Это его естественное состояние.
Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он
удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата,
общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего
мира.
Ребенок
в
игре
знакомится
со
свойствами
предметов,
при
этом
много
«экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются
внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как
активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются
первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей,
желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение
считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные
взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с
ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание,
ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году
жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и
ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей
является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он
должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить
малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую
деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только
особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и
особенности развития детей всей группы.
Чтобы
педагогический
процесс
в
детском
саду
обеспечивал
создание
«благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим
звеном в организации детской жизни.
Для
выполнения
этой
важной
задачи
требуется
решение
целого
ряда
организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации
жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление
времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности
детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в
соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может
быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка,
собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка»,
«Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны,
косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере,
характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов,
игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами).
Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами,
обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный
строительный
материал:
мягкие
модули,
деревянные
кубики,
«кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы,
игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой
бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной
комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные
трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши,
книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные
ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные
рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками,
камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть
реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы
воспитателями в группах раннего возраста:
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• подвижные игры;
• пальчиковые игры;
• сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет
включать в себя такие компоненты как:
• планомерное обогащение жизненного опыта детей;
• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям
игрового опыта игровых умений;
• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного
опыта и игрового опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное
на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых
задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.
Новоселовой. М, 2008.
3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное
воспитание. – 2009. - №4. – с.22.
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1991.- 207 с.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного
возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 1997.-
163 с.
11. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада.
Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.