Напоминание

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Лобанова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №53"Радость"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления

базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь

развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного

развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых

социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти,

воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с

предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с

этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с

помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство

накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. В

раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и

психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной

системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя

начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение

отрицательных привычек и форм поведения. Заставить малыша смотреть или слушать

невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей

раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая

смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию,

эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В

этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей. В воспитании детей раннего

возраста решающую роль играют взрослые. Они обеспечивают все условия, необходимые

для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло,

ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка.

Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного

состояния маленького ребенка.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются

особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность,

развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства

воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным,

многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или

веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые

формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также

развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для

детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят

основные процессы развития ребенка. Уже с первых лет своей жизни ребенок должен

уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют

современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить

читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет

умным

и

смышленым.

Однако

доказано,

что

речь,

память,

способность

концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в

играх, а не в процессе обучения. Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого

количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа,

именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка

были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в

хорошую и престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и

родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей

дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на

подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского

развития, отводят второстепенную роль.

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее

проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают

сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции

является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны,

когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если

есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок

предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к

ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не

только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или

птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик. Не маловажным в играх

для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила,

которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести.

Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать

общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним

приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в

реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее,

выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе

он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями,

но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение

устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Но игра влияет не

только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные

процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку

трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например,

хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу.

Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до

9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко

двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса,

как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и

возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к

развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть,

договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой

текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо

палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок

мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она

сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а

складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и

развития ребенка.

С

1

января

2014

года

вступил

в

силу

Федеральный

государственный

образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа

дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех

этапов

детства

(младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста),

обогащение

(амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что

реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное

содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно

зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и

задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности

(общении,

игре,

познавательно-исследовательской

деятельности

-

как

сквозных

механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная

деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с

материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные

игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с

бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла

музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть

содержание

образования

детей

раннего

детства

(0-3

лет)

построено

на

пяти

образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей

ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр

(дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы

воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая

совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)

полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных

человеку

психофизиологических

процессов.

Своевременно

начатое

и

правильно

осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их

полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с

учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и

двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и

действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года

жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по

инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не

занятое сном, кормлением, занятиями, — малыш играет. Это его естественное состояние.

Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он

удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата,

общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего

мира.

Ребенок

в

игре

знакомится

со

свойствами

предметов,

при

этом

много

«экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются

внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как

активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются

первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей,

желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение

считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные

взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с

ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание,

ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году

жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и

ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей

является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он

должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить

малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую

деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только

особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и

особенности развития детей всей группы.

Чтобы

педагогический

процесс

в

детском

саду

обеспечивал

создание

«благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим

звеном в организации детской жизни.

Для

выполнения

этой

важной

задачи

требуется

решение

целого

ряда

организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации

жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление

времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности

детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в

соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может

быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка,

собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка»,

«Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны,

косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере,

характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов,

игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами).

Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами,

обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный

строительный

материал:

мягкие

модули,

деревянные

кубики,

«кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы,

игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой

бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной

комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные

трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши,

книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные

ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные

рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками,

камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть

реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы

воспитателями в группах раннего возраста:

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• подвижные игры;

• пальчиковые игры;

• сюжетное конструирование и др.

Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет

включать в себя такие компоненты как:

• планомерное обогащение жизненного опыта детей;

• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям

игрового опыта игровых умений;

• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного

опыта и игрового опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное

на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых

задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для

педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.

Новоселовой. М, 2008.

3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.

4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.

7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное

воспитание. – 2009. - №4. – с.22.

8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1991.- 207 с.

9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного

возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.

10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 1997.-

163 с.

11. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада.

Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.



В раздел образования