Автор: Шелестович Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: Мурманская область, город Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование регионального компонента, как условие вариативности дошкольного образования».
Раздел: дошкольное образование
Вашему вниманию представляется тема «Использование регионального
компонента, как условие вариативности дошкольного образования».
Что же такое региональный компонент?
Под региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть
содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное
своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые
потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве
субъектов федерации».
В настоящее время значительно усилилось внимание к историческим корням и
традициям народов России, в том числе и к народу саами. Национально-региональный
компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом:
ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством саамов, с их изобразительным и
декоративно-прикладным искусством, с историко-географическими и
природоведческими особенностями народов, живущих именно в Мурманской области.
В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы
и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление
ребёнка-дошкольника с национальной культурой может осуществляться через все виды
деятельности в рамах пяти образовательных областей, определённых Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(познавательное, речевое, социально-коммуникативое, художественно-эстетическое,
физическое развитие). Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования возрастным потребностям детей дошкольного
возраста соответствуют различные виды деятельности.
Выделяют основные цели регионального компонента:
1.
Создание педагогических условий в условиях региона;
2.
Обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.
Так же региональный компонент направлен на:
- вариативность общеобразовательной программы;
- овладение детьми культуры своего региона;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путѐм сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-
давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке
полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия
– любовь к семье, родному городу, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учѐтом
возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы
и др.
1
Принцип интегративности. Содержание краеведческого материала определяется с
учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-
культурными особенностями Мурманской области.
Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к
достижению результата.
Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого
материала по тематическим блокам или направлениям.
Основной подход к реализации регионального компонента заключается в том, что
система реализации мероприятий по ознакомлению дошкольников с национально-
культурными и климатическими особенностями родного края основана на принципе
интеграции содержания, при котором каждая тема комплексно-тематического плана,
предусматривает обогащение содержания информацией об особенностях региона, а
также через изучение специально выделенных тем.
Итак, для эффективной реализации регионального компонента в образовательной
деятельности в дошкольной организации можно выделить следующие педагогические
условия: готовность педагога работать в данном направлении, интеграция
образовательного процесса, взаимодействие с семьей, взаимодействие с социумом.
Реализация регионального содержания образования осуществляется в трех
направлениях:
-природно-климатические особенности родного края;
- национально-культурные и исторические особенности края;
- ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.
1. Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где
рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные
богатства. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего
мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется
желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником.
2. Национально-культурные и исторические особенности края.
Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о
родном городе (городе Мончегорске, знакомство с историей возникновения и
развития города.), ознакомление с этнокультурными традициями региона (жизнь
северных народов – саами).
У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди
разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами,
закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и
уважение к своему региону, народу, его культуре.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время.
Реализация регионального содержания в данном направлении предусматривает
2
знакомство дошкольников с гербом, флагом города Мончегорска, Мурманской
области; Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых
на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за
свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной
причастности к жизни края.
Таким образом, региональный компонент способствует формированию у дошкольников
духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала. А также
предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона.
Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия,
направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его
литературы. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования устанавливает объем регионального компонента в содержании
основной общеобразовательной программы.
Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе
доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается
краеведческий материал, что доказывает вариативность дошкольного образования.
3