Напоминание

«Использование регионального компонента, как условие вариативности дошкольного образования».


Автор: Шелестович Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: Мурманская область, город Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование регионального компонента, как условие вариативности дошкольного образования».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вашему вниманию представляется тема «Использование регионального

компонента, как условие вариативности дошкольного образования».

Что же такое региональный компонент?

Под региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть

содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное

своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые

потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве

субъектов федерации».

В настоящее время значительно усилилось внимание к историческим корням и

традициям народов России, в том числе и к народу саами. Национально-региональный

компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом:

ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством саамов, с их изобразительным и

декоративно-прикладным искусством, с историко-географическими и

природоведческими особенностями народов, живущих именно в Мурманской области.

В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы

и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление

ребёнка-дошкольника с национальной культурой может осуществляться через все виды

деятельности в рамах пяти образовательных областей, определённых Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования

(познавательное, речевое, социально-коммуникативое, художественно-эстетическое,

физическое развитие). Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования возрастным потребностям детей дошкольного

возраста соответствуют различные виды деятельности.

Выделяют основные цели регионального компонента:

1.

Создание педагогических условий в условиях региона;

2.

Обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.

Так же региональный компонент направлен на:

- вариативность общеобразовательной программы;

- овладение детьми культуры своего региона;

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путѐм сохранения хронологического порядка

описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-

давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,

учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке

полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия

– любовь к семье, родному городу, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для

самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учѐтом

возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы

и др.

1

Принцип интегративности. Содержание краеведческого материала определяется с

учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-

культурными особенностями Мурманской области.

Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому

материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей,

памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному).

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять

предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к

достижению результата.

Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого

материала по тематическим блокам или направлениям.

Основной подход к реализации регионального компонента заключается в том, что

система реализации мероприятий по ознакомлению дошкольников с национально-

культурными и климатическими особенностями родного края основана на принципе

интеграции содержания, при котором каждая тема комплексно-тематического плана,

предусматривает обогащение содержания информацией об особенностях региона, а

также через изучение специально выделенных тем.

Итак, для эффективной реализации регионального компонента в образовательной

деятельности в дошкольной организации можно выделить следующие педагогические

условия: готовность педагога работать в данном направлении, интеграция

образовательного процесса, взаимодействие с семьей, взаимодействие с социумом.

Реализация регионального содержания образования осуществляется в трех

направлениях:

-природно-климатические особенности родного края;

- национально-культурные и исторические особенности края;

- ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.

1. Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где

рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные

богатства. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего

мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется

желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником.

2. Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о

родном городе (городе Мончегорске, знакомство с историей возникновения и

развития города.), ознакомление с этнокультурными традициями региона (жизнь

северных народов – саами).

У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди

разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами,

закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и

уважение к своему региону, народу, его культуре.

3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время.

Реализация регионального содержания в данном направлении предусматривает

2

знакомство дошкольников с гербом, флагом города Мончегорска, Мурманской

области; Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых

на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за

свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной

причастности к жизни края.

Таким образом, региональный компонент способствует формированию у дошкольников

духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала. А также

предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона.

Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия,

направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его

литературы. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования устанавливает объем регионального компонента в содержании

основной общеобразовательной программы.

Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе

доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается

краеведческий материал, что доказывает вариативность дошкольного образования.

3



В раздел образования